Диссертация (Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв". PDF-файл из архива "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Он сдерживал стремления иезуитов и некоторое время давал имотпор. В 1573 году было подписано Варшавское соглашение, котороепровозглашало веротерпимость. Однако Баторий оказался в сложном положении,потому что поддержка католического духовенства ему была необходима.Следовательно, пришлось лавировать, сохраняя хорошие отношения с иезуитами,но не поощряя их старания ввести унию. Он говорил такие пророческие слова: мыхвалим бога за то, что, прибыв в Польское королевство, нашли украинский народ,великий и могучий, в согласии с народами польским и литовским. По словамБатория, у них один промысел, одно равенство, они уважают друг друга, междуними нет зачатков вражды. В римских костелах и греко-русских церквяхспокойно и беспрепятственно справлялись богослужения. Мы радуемся этомусогласию, и не считаем нужным принуждать к соединению русской церкви сримской.
Стефан Баторий предвидел, что в таком случае вместо единства и58согласия наступят вражда и раздор между Польшей и Русью, что приведет кбеспрерывным несчастьям, упадку и окончательной гибели. Хорошо понимаянеобходимость союза и тесного сотрудничества с зарождавшимися новымиполитическими силами Украины, он считал, что ни в коем случае нельзянарушать церковное перемирие, которое существовало в этих землях.При следующем короле, Сигизмунде III, известном как фанатичный католики полонизатор, иезуиты начали очень активно продвигать свои планы.
Ордениезуитов стал фактически исполнительным органом Ватикана. Главная задачабыла — принятие Унии (объединение христиан западных и восточных обрядов) ссохранением своих особенностей, но под властью католической церкви. В России,например, осуществить это было невозможно. На Украине это было реально,поскольку во главе стоял польский король, принадлежавший к римскокатолическому обществу. Было решено воспользоваться его властью, а такженайти сторонников среди верхушки православной иерархии и влиятельныхвельмож. Подрывная работа велась не один год.
В ход были пущены лесть,подкуп, притеснения, создание соответствующего общественного мнения имногое другое. Церковь хотели разложить изнутри. Кроме того, личнымдуховником польского короля был ученый иезуит, знаменитый католическийбогослов Пётр Скарга, который убеждал Сигизмунда совершить церковную унию,рассказывая ему не только о той награде, которая ждет Сигизмунда на небесах, нотакже указывал и политическое значение церковной унии. Он говорил, что еслиРусь (Украина и Белоруссия) духовно сольется с католической Польшей иокончательно порвет свои связи с Москвой, ему будет гораздо проще управлятьэтими территориями, чем в тот момент, когда Московское государство, Украину иБелоруссию соединяет единая церковь.Понимая, что просто так православие не сдастся, иезуиты предпринималиусилия для создания условий церковной унии, которая бы юридическим путемлишила православие возможности существования в рамках Речи Посполитой.
В591590 году митрополит Киевский созвал в Бресте собор для совещания о техпроблемах, которые имеются в православной церкви. Было указано, что одна изпричин недостатков, которые имеются в православии, — это подчинениеконстантинопольского патриарха турецкой власти. Это был самый сильныйаргумент, который могли использовать поклонники идей унии. Епископыпризнавали тягость зависимости православной церкви и высказывали пожеланиесоединить ее с католической. После широкого обсуждения было решено выразитьписьменно это желание, признать римского первосвященника при условиисохранения церковного устава православия. Слово «уния», которого так боялисьправославные, планировали изъять совершенно из этого официального обращениядуховенства, и таким образом вся эта идея еще больше замаскировалась. Главнойконечной целью высшего духовенства, которое пошло на это соглашение скатолической церковью, было получение материальных благ и усилениесобственной власти и влияния в Речи Посполитой.Обращение епископа к королю имело полный успех.
Выслушав заявление,Сигизмунд пожелал, чтобы все представители православного духовенства к немуприсоединились и засвидетельствовали свое согласие подчиниться ПапеРимскому. После этого началась работа над окончательной формой унии дляпредставления ее королю Италии. Против унии с категорическим протестомвыступили влиятельные лица украинского общества и духовенства. В частностиКонстантин Острожский, написавший послание ко всем христианам, называяепископов, которые пошли на соглашение, «волками и злодеями», и убеждалединоверцев стоять непоколебимо в отеческой вере. Он даже выражал готовностьвыставить собственное войско на защиту православия.Епископы стремились как можно скорее завершить всё это дело, убеждали,что все пройдет хорошо, и отправились в Рим, где присягнули от всего остальногоправославного духовенства.
Данная Папе Римскому присяга была сочтена заустановление унии. Для торжественного объявления о ней населению король60назначил собор в Бресте в мае 1596 года147, на который приехали и те, ктопротестовал, и те, кто ее поддерживал. Униатские владыки с католическимдуховенством и королевскими комиссарами открыли заседание в соборной церквиБреста, а православные собрались в частном доме. После продолжительныхсовещаний униатские священники огласили унию и предали проклятию вседуховенство, которое этим идеям противостояло.
Православные в свою очередьпрокляли и провозгласили отступниками и отверженными от церкви всех тех, ктоподдерживал унию.Король оставался на стороне униатов. В итоге с 1596 года православиеобъявлялось незаконной церковью. Единственными легализированными церквямистали римско-католическая и греко-католическая, т.е. униатская. Это означало,что все церкви, монастыри, духовные владения должны быть переданы униатам.На стороне унии был закон, по которому униаты стали силой отбирать церкви управославныхиотдаватьихепископам-униатам,всяческипритеснятьдуховенство, которое не хотело подчиниться решениям Брестского собора.Православных стали трактовать как людей низкого класса, священников сталиоблагать большими податями, а за их неуплату отлучали от церкви.
Попыткиправославных защищать себя на сеймах были обречены на неудачу, посколькуунию поддерживал сам король148.В итоге за несколько десятилетий на глазах двух-трех поколенийпроизошли глубокие разрушения в сложившейся социальной, духовной,экономической жизни Украины.
Народ оказался на грани катастрофы.147Манифест Сигизмунда III о назначении собора в Бресте, для соединения православнойцеркви с католической. 1596, мая 29. // АЮЗР. Ч. 1. Т. 1. Киев, 1859.148Протопресвітер Никодим Плічьковський. Нарис історії Української Православної церкви //Труди Київскої Духовної Академиї. Т. 3. Київ, 2006. С. 24.61Что касается украинского и белорусского православия, то первоначальноУкраинская православная церковь была подчинена Константинополю, управлениеосуществлялосьмитрополитами,которыепризнаваливластьконстантинопольского патриарха. Православие Украины и Белоруссии сильноотличалось от того, которое сложилось, например, в Московском государстве.Связано это было прежде всего с образом жизни, который был несколько иным,поскольку Украина, живущая на пограничье, выглядела более независимой исвободной. Украинское православие отличалось очень активным участиемгражданскогонаселениявцерковнойжизниирелигиозныхвопросах.Представители православной церкви, вплоть до Киевского митрополита,выбирались гражданским населением: это решалось не на каком-то закрытомсоборе, съезде церковных деятелей, а миряне, как и в древности, во временаКиевской Руси, имели право голоса при выборе митрополита.
То же самое было ипри выборе главы Киево-Печерской лавры, крупнейшего монастыря натерритории Восточной Европы: в этом действии участвовали почетные горожане.Это участие их сближало.В сложившейся ситуации собор униатов низложил епископов ГедеонаБалабана и Михаила Копыстенского, архимандрита Киево-Печерского монастыряНикифора Тура, а также всех остальных архимандритов и игуменов, в том числе иЕлисея Плетенецкого.
На всё духовенство, которое принимало участие вправославных соборах, униаты провозгласили анафему и запретили им совершатьбогослужения149. Тем не менее сломить сопротивление православных было не такпросто. Когда король захотел отобрать от православного архимандрита НикифораКиево-Печерский монастырь, киевский воевода Острожский отказался выполнитькоролевский указ и пустить униатов в лавру и отстоял монастырь с помощьювооруженного населения. Точно так же поместья монастыря были отбиты от149Протопресвітер Никодим Плічьковський. Нарис історії Української Православної церкви //Труди Київскої Духовної Академиї.
Т. 3. Київ, 2006. С. 24.62униатов с помощью населения и казаков. Именно в этот момент впервые активнопривлекаетсяреестровоеказачество,котороевыступилонасторонеправославного духовенства, а казаки стали главной политической и военнойопорой в защите православия.
Кроме того, Елисей Плетенецкий снова былутвержден настоятелем монастыря.Cуществование православия на землях Украины и Белоруссии в конце XVI— первой половине XVII вв. было неимоверно сложным. Два народа,находившиеся в составе Речи Посполитой, переживали глубокий кризис,вызванный социально-политическими и духовными последствиями Люблинскойи Брестской уний. Старые духовные связи украинского и белорусского народов содной стороны, и польского с другой трансформировались в напряжение ипротивостояние в политическом, национальном и теологическом отношениях.Ущемления и гонения на православных стали обычным явлением. Их устраняли сразных должностей, запрещали совершать богослужения, церковные молитвы исвятые таинства. Православные храмы закрывались или же разрушались.
Жестокоподавлялись народные восстания, защитники православной веры подвергалисьпыткам и различным дискриминациям, среди верхушки общества обычным деломбыла измена национальным интересам, переход в унию или католицизм, влияниекоторого внесло глубокий раскол в украинское общество.