Диссертация (Отношение философии и опыта в истории философии и культуры), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отношение философии и опыта в истории философии и культуры". PDF-файл из архива "Отношение философии и опыта в истории философии и культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Опыт есть ещё не достигшее своего разрешения противоречие сознания ипредмета, мышления и бытия, а потому – только историческая предпосылка инеобходимое условие познания истины, но не начало и основание её познания, чем он лишь кажется сознанию и чем в действительности выступает сама истина как предмет философского познания, опыту недоступный.4.Отношение философии к опыту в истории классической философской мыслипретерпело развитие, состоящее в том, что в античную и средневековую эпоху её истории это отношение выступало преимущественно отрицательным, вэпоху нового времени – преимущественно положительным, а в классическомнемецком идеализме оно, наконец, выступило конкретным.
Именно конкретное отношение философии к опыту, т. е. отрицание отрицания, или снятиеопыта логической философией, осуществил Гегель в "Науке логики" и в "Энциклопедии философских наук". Конкретность этого отношения состоит втом, что особенное содержание, добытое опытом, в силу его необходимостине отвергается, но и не принимается философской наукой в той форме, в ка-21кой оно было им получено, а свободно полагается ею в процессе особенныхопределений истины как своего всеобщего предмета, познанного всеобщимлогическим методом.
Это открывает перед положительными науками возможность обретения единой теоретической формы, в которой эмпирическимостанется лишь научное изложение их материала.5.Видимым истоком философствования ХХ века была противоположность западной и восточной культур, ибо она обусловила противоположность рационалистического и иррационалистического направлений этого философствования. Его действительный, но массой его представителей не осознаваемыйисток заключался в проблеме логического снятия исторического развитияфилософии от Фалеса до Гегеля включительно. Поэтому философствованиеэтого столетия в большинстве своих явлений просто повторяло на языке своего времени отдельные моменты исторического развития, уже пройденногофилософией и культурой, а логическая философия развития в этих явленияхне получила.
Такой его итог эмпирически подтверждает, что философия действительно неотделима от своей истории, без усвоения которой с помощьюистории философии как науки невозможно сделать следующий после Гегеляшаг в логическом развитии философии.6.Таким образом, философствованием ХХ века была положена законченнаяпротивоположность исторического явления философии и её логической сущности. Поэтому задача, которую ставит настоящее время перед деятелямифилософской культуры, состоит в преодолении этой противоположности.Когда они решат эту задачу, навсегда соединив явление философии с её сущностью, тогда философия в своей логической форме станет необходимойпредпосылкой обретения непосредственным и рефлектированным опытомсознательной разумности, что после обретения им таковой в ходе образования индивидов гарантирует истинность всех человеческих знаний и действий.7.Согласно Гегелю, абсолютный дух есть истина субъективного и объективного духа, завершающегося мировой историей.
Поэтому искусство, религия от-22кровения и философия, выступая друг за другом в строгой логической последовательности, составляют основание всемирно-исторического процесса образования духа. Этот процесс выражает себя в необходимой тенденции исторического развития мировой культуры. В силу указанной тенденции искусство как непосредственное знание истины определяет всю древнюю эпохумировой культуры, формируя дух восточных народов, эллинов и римлян. Вновую её эпоху доминирует вера в истину, т. е.
религия откровения в видехристианства, на основе которого образуется дух романо-германских народов, в том числе немцев, поддержавших лютеровскую Реформацию – высшую историческую форму религиозного опыта воспитания духа. После новой настаёт новейшая эпоха истории мировой культуры, которая требуетсделать фундаментом системы образования духа философию, возникшую впервую эпоху и достигшую логической зрелости, или познания тотальностиопределений истины во вторую.8.Именно эта всемирно-историческая тенденция, которая направляет дух кпреодолению противоположности высокой и народной культуры, получиласвоё выражение в "Философических письмах" П.
Я. Чаадаева, в трудахВ. Г. Белинского, А. И. Герцена, в полемике между сотрудниками журнала"Логос" и издательства "Путь", а также в философской мысли советской эпохи. Реализация этой тенденции преимущественно в отрицательно-разумнойформе, неоднократно оборачивавшейся нигилистическим отношением к религии, формировала культуру народов СССР. Если деятели отечественнойфилософской культуры решат задачу, которую ставит перед ними настоящеевремя, и российское образование будет преобразовано в систему, развёрнутую на основании логической философии, то Россия займёт подобающее ейместо в истории всеобщего образования, а способ реализации этой тенденцииу нас станет вполне разумным.9.Необходимость перехода к образованию духа на основании философии какнауки разума одновременно с Гегелем осознал Фихте.
В "Речах к немецкойнации" он сформулировал философское понятие нации и изложил свой план23национального воспитания немецкого народа. Этот план, будучи в принципеправильным, нуждается в коррективах его адресата, характера его философской основы и способа его осуществления, которые при достигнутом кнастоящему времени отношении философии и опыта позволяют претворить вдействительность реальную возможность развёртывания системы национального образования русского и других народов России.10. Рассмотренный с классической философской точки зрения, процесс образования духа совершается в формах чувства, созерцания, представления, мышления и понятия. Первые четыре формы, взятые вместе с их содержанием,образуют ступени непосредственного опыта, искусства, и религии. Четвёртую ступень образования составляют рефлектированный опыт, посредствомрассудочного мышления осуществляемый положительными науками, и история философии, в ходе которой мышление становится разумным.
Логическаяфилософия, завершая весь этот процесс понятием истины, выступает истинным началом и основанием системы образования национального духа.11. Способ преподавания философии в настоящее время напрямую определяетсятем, каким способом (произвольным, феноменологическим, историкофилософским или логическим) определяется она сама.
Теоретический анализсодержания названных способов, не случайно связывающего их в определённом порядке, методически обосновывает тот практически-педагогическийвывод, что преподавание философии как специальности следует привести всоответствие с их необходимой последовательностью, дополнив эти слагаемые учебной программы философского факультета специальными курсами, вкоторых рассматривается вклад, внесённый историческим развитием философии в понимание предметов опыта. Преподавание философии на нефилософских факультетах отечественной высшей школы, чтобы соответствоватьдостигнутому к настоящему времени отношению философии и опыта, требует включения в себя, кроме феноменологического введения в философию испециальных курсов по профилю факультетов, развёрнутого курса историифилософии, чьё назначение (как и на философском факультете) состоит в24формировании сознательно-разумного способа мышления будущих специалистов.12. В ходе становления истории философии как научной и академической дисциплины сложились три главных способа изложения истории философии:первоначальный, или непосредственно-разумный, рефлексивный, или опосредствованный рассудком, и зрелый философский способ.
Достоинства этихспособов необходимо соединить в действительно современном историкофилософском исследовании, чья историческая составляющая доставит емуэмпирический материал, а философская составляющая – теоретическуюформу, в которой этот материал станет теоретическим содержанием историифилософии как науки. Поскольку ни одна из эпох исторического развитияфилософии и ни одно из включённых в него философских учений не могутбыть поняты друг без друга и без этого единого, идущего к своему логическому концу исторического процесса развития, который сообщает всем егоэпохам и каждому учению вполне определённое значение, постольку цельистории философии как науки состоит в том, чтобы выявить это значение ивыразить его в теоретической форме, ибо лишь в такой форме раскрываетсязакономерный ход исторического развития философии как логической наукиразумного мышления, познающего истину саму по себе.Теоретическая значимость полученных результатов.
Проведённое исследование отношения философии и опыта в истории философии и культуры демонстрирует, что это отношение выступает основанием исторического развитияклассической философской мысли, причём последнее, следуя к своему логическому результату и достигая его, определяет отношение философии и опыта в истории мировой и русской культуры, а усвоение с помощью истории философиикак науки этого исторического развития вместе с его логическим результатом естьнеобходимое условие дальнейшего логического развития философии и теоретического развития положительных наук. Совокупность результатов исследованияпредставляет собой вклад в историю философии как философскую науку. Этотвклад состоит, во-первых, в расширении её эмпирического материала, куда созна-25тельно включено отношение философии и опыта, во-вторых, в усовершенствовании теоретической формы содержания этой науки – в его делении на необходимые эпохи согласно периодам становления логического метода, происходящего входе исторического развития философии, в-третьих, в раскрытии академическогопотенциала истории философии в качестве основной дисциплины для всех специальностей высшего профессионального образования.Практическое значение работы заключается в том, что она указывает нареальную возможность благополучного исхода кризиса современности путём развёртывания системы образования духа на основе логической философии.
Крометого, в диссертации предлагается ряд практических мероприятий, которые надлежит провести в отечественном образовании, чтобы культивируемые в России технические и положительные науки, искусство, религия и философия, обретя науказанной основе конкретное единство друг с другом, смогли соединёнными усилиями достойно ответить на вызовы времени, что обеспечит нашей стране статусмировой державы, т. е.