Диссертация (Отношение философии и опыта в истории философии и культуры)

PDF-файл Диссертация (Отношение философии и опыта в истории философии и культуры) Философия (49930): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отношение философии и опыта в истории философии и культуры) - PDF (49930) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отношение философии и опыта в истории философии и культуры". PDF-файл из архива "Отношение философии и опыта в истории философии и культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиМуравьёв Андрей НиколаевичОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ОПЫТАВ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫСпециальность 09.00.03 – история философииДиссертация на соискание учёной степенидоктора философских наукСанкт-Петербург20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................

4Глава 1. ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ОПЫТАВ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ1.1.Опыт мифологического сознанияи проблема возникновения философии ................................................. 261.2. Опыт и диалог в философствовании Сократа ...................................... 441.3.Платон о необходимой предпосылке,начале, предмете и методе познания .....................................................

581.4. Противоположность опытаи первой философии у Аристотеля ........................................................ 841.5. Опыт сознания и понятие опытав "Феноменологии духа" Г. В. Ф. Гегеля .............................................1031.6.Отношение философии и опыта в прошлом и настоящем .................120Глава 2. ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ОПЫТАВ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ2.1. Знание – вера – познание: логика развитияабсолютности духа как основание истории мировой культуры ..........1362.2. Опыт лютеровской Реформации и современный мир ...........................1502.3.

Об истоках и итоге философствования XX века ....................................1582.4. Философская задача настоящего времени .............................................1682.5. Проблема национального воспитания народав "Речах к немецкой нации" И. Г. Фихте ...............................................1833Глава 3. ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ОПЫТАВ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ3.1. Опыт понятия духа народа в трудах П. Я.

Чаадаева ..............................2143.2. В. Г. Белинский и потребность в высокой народной культуре ............2253.3. А. И. Герцен как мыслитель и политик ...................................................2373.4. Борьба за логос на пути к новой пайдейе ...............................................2513.5. Опыт и философия в философской мысли советской эпохи ................2623.6. О роли философии в образовании вообщеи в отечественном образовании в особенности .....................................2863.7. Философия или филодоксия в высшей школе? ...................................3073.8.

Способы изложения истории философиии необходимые составляющиесовременного историко-философского исследования .........................3183.9. История философии как наукаи школа сознательно-разумного мышления...........................................329ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................341СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................3524ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Актуальность исследования отношенияфилософии и опыта в истории философии и культуры обусловлена глобальнымкризисом, продолжающимся более ста лет, о чём свидетельствуют мировые войны,революции, экономические депрессии, пароксизмы террора, техногенные катастрофы и другие трагические явления, не случайно выпавшие в рекордном количестве как раз на указанное время.

Кризис, переживаемый современным миром,можно ради выразительности назвать на языке христианства страшным судом, таккак древнегреческое слово κρίσις в переводе на русский значит именно суд, а тотсудебный процесс, о котором трубят эти явления, имеет именно апокалипсический,т. е. откровенный, открытый характер. Следует, правда, признать, что многие ещёне вняли их трубному гласу и потому не поняли, что страшный суд идёт уже полным ходом.Кризис современности имеет, конечно, множество особенных причин, отчегоспециалисты, обычно поглощённые борьбой лишь с причиняемыми ими действиями (например, с терроризмом, нелегальной миграцией или с экологическими проблемами), в лучшем случае пытаются нейтрализовать такие причины порознь однуот другой. Но для того, чтобы страшный суд мог вынести свой вердикт – своё истинное, окончательное решение, необходимо выяснить и обезвредить его истинноеначало, единую причину всех его особенных причин.

Что есть эта всеобщая причина? Если вникнуть в суть происходящего, то станет ясно, что тотальный кризиссовременной цивилизации и культуры вызван безудержной экспансией опыта. Внашу эпоху завершённой греховности, как определил её И. Г. Фихте 1, опыт сбезумной лёгкостью стирает любые границы, причём первыми из них – нравственные, сдерживающие своеволие людей и тем самым помогающие им обретать действительную свободу. Опыт ныне считается наиболее верным критерием истинности всех человеческих знаний, самой надёжной мерой полезности всех человече1См.: Фихте И.

Г. Основные черты современной эпохи // И. Г. Фихте. Сочинения. – СПб., 2009.С. 404.5ских действий, в связи с чем нашу эпоху можно определить и как эпоху экспертов,судящих обо всём с точки зрения опыта как высшей инстанции. Тем, кто одурманен современными представлениями об опыте, кажется, что его возможности беспредельны. Будучи, однако, в действительности ограниченным, опыт не в силахсам преодолеть свою ограниченность, которая состоит в том, что сознание как момент опыта может в качестве предмета опыта знать только множество вещей и явлений, чьи конечные определения оно безоговорочно принимает за истину, а единства познающего духа с познаваемым им предметным миром оно не знает и знатьне может.

Поэтому опыт и продолжает множить столь ужасные явления, как перечисленные. Отсюда следует, что страшный суд будет длиться до тех пор, пока люди не расстанутся с превратностью эмпирического способа духовного освоениямира, т. е. с искажением истины в сведениях, получаемых опытным путём.

Их беды не прекратятся, если иррациональной вере в эмпирическую рациональность небудет положен предел. Кризису современности предстоит покончить с этим распространённым суеверием, ибо он, в сущности, есть суд над опытом, возомнившимсебя непререкаемым судьёй. Задача этого всемирно-исторического судебного процесса – отделить истинное содержание опыта от превратной, искажающей истинуформы и осудить превратность опыта на небытие.Поскольку опыт является необходимым способом духовного освоения мира,от которого человек как духовное существо, находящееся в отношении к природеи к другим людям, отказаться не может, постольку современный кризис есть откровенное разоблачение застарелой детской болезни, которой страдает опыт. Дляфилософски образованного ума диагноз этой болезни – не секрет: она заключается в бессознательности эмпирического отношения людей к природе и друг к другу. Именно из-за бессознательности опыта, вызванной стихийностью участвующего в нём рассудка, который логичен только по внешней форме, или по видимости, но на деле весьма произвольно обходится с данным ему материалом, люди неведают, что творят.

Каждый из них действует, сознательно преследуя определённую цель, а в результате всех таких действий получается то, чего никто хотел.Вылечить эту болезнь трудно, но не лечить её нельзя, ибо сама собой она не6пройдёт. Ведь сознание, захваченное опытом, не осознаёт, что он искажает истину, а капитуляция сознания перед превратностью опыта усугубляет эту превратность, превращая её в извращённость, которую такое сознание выдаёт за норму.Медлить с началом лечения не следует потому, что наши современники, располагая небывалыми доселе техническими средствами, способны нанести человечеству гигантский ущерб и ненароком даже погубить его.

Опыт, как уже сказано,необходим, но он не необходимо должен оставаться таким, каким он был и продолжает быть, т. е. бессознательным способом сознания, мышления и поведениялюдей, отчего в нашу эпоху этот необходимый способ самосохранения человеческого рода выступает к тому же способом его весьма возможного самоуничтожения.Чем лечить эту опаснейшую болезнь, из-за которой субъективный человеческий дух находится как бы во сне или в бреду, а объективный духовный мирформального права, семьи, гражданского общества и государства, учреждённыйбессознательной волей людей, оказывается извращённым и помешанным миром,бездуховной и чуждой духовности средой? Вот в чём вопрос – основной вопроссовременности, решающий, быть или не быть человечеству.

Правильный ответ наэтот вопрос прост, только понять его и, тем более, свободно сделать то, что необходимо для исправления ситуации, отнюдь не просто. Поэтому, несмотря на то,что он впервые был дан два века назад, ещё до начала современного кризиса, этотответ пока не оценён по достоинству.

В чём же он состоит? В том, что помочьлюдям осознать превратность и преодолеть ограниченность опыта может толькофилософия как логическая наука разумного мышления, занятого познанием истины, какова она сама по себе, а не лишь для нас – в виде вещей и явлений, с которыми наше рассудочное сознание и рассудочное мышление имеют дело в опыте 2.2Надо сказать, что Гегель, давший этот ответ, понимал, насколько нелегко будет им воспользоваться. «Логическое получит настоящую оценку своей стоимости лишь тогда, когда оно станетрезультатом опыта наук; из него оно явится как всеобщая истина – не как некое особенное знание наряду с другими веществами и реальностями, но как сущность всего этого прочего содержания духа», – писал великий немецкий идеалист во введении к работе, где философия его стараниями впервые выступила как логическая наука (Hegel G.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее