Диссертация (Феномен экологического дизайна культурологический анализ), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен экологического дизайна культурологический анализ". PDF-файл из архива "Феномен экологического дизайна культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Лолы;Н.Н. Мосоровой; В.Д. Лелеко, Т.Ю. Быстровой, В.О. Пигулевского.5.Культурологический подход, изучение феномена как явлениякультуры, межпредметность и интегрированность, личностно-ориентированныйподход, особое внимание к проблемам творчества мы видим в работах ученых:М.М. Бахтина, М.С. Кагана, Н.Г. Багдасарьяна, А.А. Пелипенко, Л.А. Закса,Ю.М.Лотмана,В.М.Межуева,П.А. Сорокина,Ю.М.Шораидр.Культурологический, философский и эстетический анализ дизайна и искусствакак познавательной и творческой практики мы встречаем в исследованияхВ.В. Бычкова, Ю.Б.
Борева, Т.Ю. Быстровой, Г.Г. Гадамера, А.Ф. Еремеева,А.Ф. Лосева,А.А. Тарковского.исследованияхЮ.А. Жданова,П.А.Флоренского,Г.В. Драча,М.Хайдеггера.Е.Е. Несмеянова,ВТ.П. Матяш,В.Е. Давидовича, В.О. Пигулевского, В.П. Яковлева, Н.П. Гарина и др.поставлены проблемы философии культуры и философской антропологии,которые позволили рассмотреть дизайн в более широком контексте.6.Психологические,психофизиологическиеиэкологическиеаспекты восприятия объектов изобразительного искусства, дизайна иархитектуры рассмотрены в работах Р. Арнхейма, Дж. Гибсона, В.А.
Филина,Г.М.Зараковского.эргономическиеВопросыаспектычеловекоориентированногоизучалиВ.Ф.Рунге,проектирования,Ю.П.Манусевич,М.М. Калиничева, Е.В. Жердев, А.И. Новиков, Л.Д. Чайнова.7.Вопросам экологии, ее философским и теоретическим аспектам,экологической культуре, экологическому образованию для устойчивогоразвития посвящены научные исследования В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева,Н.М. Мамедова, А.Н. Захлебного, С.И. Барановского, С.А.
Степанова,С.В. Алексеева, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Р. Карсон, П. Элриха, Т. Мальтуса,Б. Коммонера, наиболее полно отражающие динамику взаимного влияниячеловека и окружающей среды. Раскрывают связь экологии и предметного8творчества труды Б. Стерлинга, Э. Тоффлера, А. Хэммонда, Д. Хокинса,Г. Галлопина; работы в области социологии, социальной экологии, экономики,особенностей взаимовлияния общества и природы К. Маркса, Ф. Энгельса,Т. Хаавелмо, Г.
Дейли, Я. Тинбергена, И.А. Сосуновой, О.И. Марар и др.8.Экологическуюпроблематикувархитектуреидизайнеанализировали следующие зарубежные авторы: В. Папанек, Б. Моллисон,Д. Норман. Идеи духовности и экологической ответственности в проектномтворчестве дизайнера мы находим в трудах О.Г.
Генисаретского, В.Л. Глазычева,Г.Г.Курьеровой,Г.Н. Кузнецовой,К.А.Кондратьевой,Т.Ю. Быстровой,В.Ф.Н.П.Сидоренко,Гарина.СвязьА.В. Уварова,архитектурногопроектирования и экологии исследована в работах И. Араухо, Р. Крие,К. Норберга-Шульца, В.А. Фаворского, А.В.И.А. Азизян,И.А.Добрициной,К.Э. Лехари,В.И.Мальгина,А.Э.Д.Л.Степанова, А.В. Иконникова,Коротковского,Мелодинского,Н.А.В.И.Иовлева,Сапрыкиной,Г.Ю. Сомова. Организация архитектурной среды с учетом экологическихтребований рассмотрена в работах В.В. Алексашиной, Б.М.
Давидсона,С.А. Дектерева, А.В. Крашенинникова, А.Д. Куликова, В.К. Лицкевича,В.С. Федосихина, А.Ю. Феропонтова, С.Г. Шабиева. Экология пространстваизучается в работах В.Л. Глазычева, Ч. Дженкса, В.К. Падерина, Л.Б. Когана,А.Г. Раппапорта, В.А. Ситарова, Е.Ю. Смотрицкого, Д.О. Швидковского,П.
Несса, П. Раберга, Р. Пиетиля, Т. Тоямы, К. Мура, Р. Штайнера. Дизайнархитектурной среды с точки зрения экологической и социокультурнойпроблематики рассматривали А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко,Т.А. Гаврилина; архитектурную бионику – Ю.С. Лебедев, В.Г. Темнов,Т.М. Самохина, Ю.А. Смоляров, В.А. Сомов, Е.Н.
Лазарев, Ф. Отто.9.ВопросыпотребительскойэкологическуюисоциокультурнойролиэкологическойкультурыпроблематикуО.И. Генисаретский,В.Ф.вдизайнеСидоренко,иA.A.дизайна,воспитаниясредствамидизайна,архитектурерассматривалиЯрыгина,Е.В. Гончарова,Л.A. Пенькова, Ю.А. Фильчакова. Включение экологических курсов в систему9профподготовки архитекторов и градостроителей предлагает А.В. Киншт. Курсэкопсихологии для архитекторов разработан В.И. Иовлевым. Проблемаформирования экологической компетентности в процессе дизайн-образованияявилась предметом исследования А.О. Глазачевой.Для нас наибольший интерес имели работы, рассматривающие проблемыфилософии, культурологии, социологии, экологии, в контексте историиматериальной и духовной культуры, истории и теории дизайна, экологическойпроблематики.
Проблемное поле нашего исследования родственно по подходами продолжает исследования тенденций дизайна и его роли в социокультурныхпроцессах. Теоретических исследований, напрямую относящихся к темедиссертации, практически нет. Наиболее близкими по проблематике являютсяисследования А.В. Уварова «Экологический дизайн: опыт исследованияпроцессов художественного проектирования», в котором рассмотрена история изакономерностиформированияэкологическогонаправлениявдизайне,предложены классификация его проявлений и определение, выявлены факторы,влияющие на формообразование дизайн-объектов, дан авторский взгляд наперспективы развития этого направления в России и за рубежом; работаА.О.
Глазачевой «Формирование экологической компетентности будущихдизайнероввпрофессиональнойподготовке»,вкоторойисследованаэкологическая компетентность, ее характеристики и составляющие, предложенаэкспериментальная программа для ее формирования в процессе дизайнобразования.Необходимо отметить, что на уровне культурологической и философскойконцепций,определяющихполнотуимногосторонностьанализаэкологического дизайна как феномена, относящегося к материальной идуховной культуре, проблемы экологического подхода в дизайне до сих пор нерассматривались. Анализ литературы и научных исследований, посвященныхэтой тематике, несмотря на их разнообразие, убеждает, что должного вниманияиосвещенияненашлипроблемысоциокультурногомеждисциплинарныхсвязей,методологическихподходов.характера,Внашем10исследовании особое внимание уделено анализу дизайн-проектирования с точкизрения детерминант его эволюции в экологическом аспекте, аксиологических иэтических оснований проектирования для устойчивого развития.Географические и хронологические границы исследования– географические: Западная Европа, США, Россия (теоретические труды,в которых рассмотрена теория и методология дизайна, обозначен ипроанализирован экологический подход в дизайне; творческое наследиедизайнеров,которыевкачествепринципасвоейработызаявляютэкологичность; методические разработки ведущих учебных заведений);– хронологические: 1850 – 2010-е гг.
(формирование и развитие теориидизайна, появление и теоретический анализ экологического подхода в дизайне);–типологические:сферапромышленногоисредовогодизайна,архитектурно-дизайнерского проектирования, их связь с вопросами экологии,экологической культуры, социокультурными процессами в обществе; анализдетерминант, принципов, методов и приемов смысло- и формообразования.Проблемное поле исследования определено противоречиями:–междувозрастающейсоциокультурнойрольюдизайна,еговозможностями в решении задач устойчивого развития и недостаточнымпониманием потенциала дизайна в формировании экологической культуры, еготрадиционным потребительским восприятием с позиции промышленных,коммерческих и административных структур, широкого круга потребителей;– между широкой практикой интуитивного использования отдельныхэкологических приемов, существованием различных направлений в дизайне, неимеющихчеткосформулированныхкритериевэкологичности,инеобходимостью теоретического обоснования экологического дизайна;– между присутствием дизайна во всех процессах повседневности инедооценкой его значимости в качестве глобального явления современности,его способности влиять на социокультурные, экономические, политическиесферы, выступать фактором устойчивого развития мирового масштаба;– между необходимостью ценностно-мировоззренческой и этической11составляющих проектирования, ориентированных на гармонизацию отношенийобщества и природы, и отсутствием целенаправленного формированияэкологической культуры и экологических компетенций в дизайн-образовании.Объект исследования - экологический дизайн как феномен культуры.Предмет исследования - генезис, функции, принципы экологическогодизайна и его возможности в формировании экологической культуры общества.Гипотезаметодамисистемногоисследования.Рассмотрениекультурологическогоисредовогоанализаподходоввэкологическогопозволитдизайне,расширитьопределитьдизайнаграницыпринципыэкологического подхода в дизайне, проанализировать влияние экологическогодизайна на формирование картины мира, мировоззренческих установок,мотивации к гармоничному сосуществованию с природой, экологическойкультуры, раскрыть его роль в решении задач устойчивого развития.Цель исследования – раскрыть феномен и провести культурологическийанализ экологического дизайна через его генезис, аксиологические основания иформальные проявления как фактора устойчивого развития.Задачи исследования• Разработать модель культурологического анализа экологического дизайна,включающую историко-типологический и историко-морфологический,структурно-функциональныйиструктурно-морфологический,эстетический и аксиологический анализы.• Проанализировать современные тенденции дизайна в России и зарубежом, выявить проблему экологического подхода в проектировании.• Проанализировать сущность экологических направлений современногодизайна («устойчивый дизайн», «зеленый дизайн», «органическийдизайн»,«экодизайн»),ихсоциокультурныхформисмыслов,аксиологических оснований и формальных проявлений.• Раскрыть понятие «экологический дизайн», рассмотреть его генезис,сущность и парадигмальные установки, определить функции и принципы,систематизировать формы его проявления.12• Выявить аксиологические основания и духовно-нравственные аспектыэкологического дизайна.
Доказать, что экологический дизайн – это нестиль, а парадигма проектной культуры и мышления дизайнера.• Обосновать эволюцию понятийной триады «форма-содержание-смысл» спозиции формообразования, содержательного аспекта и смысловогоназначения экологического дизайна.• Определить роль экологического дизайна в формировании экологическойкультуры общества.• Разработать интегративную культурологическую модель экологическогодизайна, выявить специфику его формальных и эстетических признаков.• Определить актуальные векторы дизайн-образования. Апробироватьмодельэкологизациидизайн-образования,включающуюотборсодержания и методические разработки.Научная новизна исследования:– развита теория и методология дизайна в части системного пониманияего социокультурной роли и тенденций с выделением целей, функций,принципов и критериев проектирования;– выявлены парадигмальные установки современной проектной культурыс точки зрения решения задач устойчивого развития;– разработана методика культурологического анализа экологическогодизайна на основе анализа его генезиса, социокультурных процессов ивозможностейсовременногодизайн-проектирования,миссиипрофессиональной деятельности;– экологическая культура рассмотрена как аксиологическое основаниедизайн-проектирования;– экологический дизайн рассмотрен как целостный социокультурныйфеномен, выявлены его роль и возможности в формировании экологическойкультуры общества;–уточненосодержаниепонятия«экологическийдизайн»каксоциокультурного и научного феномена; раскрыты черты и особенности13экологических, устойчивых, «зеленых» направлений в дизайне;– выделены и обобщены функции и принципы экологического дизайна;–раскрытаипроанализированаспецификамировоззренческих,морфологических и эстетических признаков экологического дизайна;– разработана сбалансированная интегративная культурологическаямодель экологического дизайна, включающая содержательный, эстетический итехнологический компоненты;– разработаны основы теории и методологии экологического дизайна;– доказана необходимость и эффективность формирования экологическойпарадигмы проектной культуры в дизайн-образовании.Теоретическая значимость исследованияПредложен системный и междисциплинарный подход к феноменуэкологического дизайна, определены его принципы, а также социокультурныеусловия, тенденции и направления развития проектной культуры, ведущие кформированию и развитию экологического подхода в дизайне.