Диссертация (Феномен экологического дизайна культурологический анализ)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен экологического дизайна культурологический анализ". PDF-файл из архива "Феномен экологического дизайна культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования«Российский государственный профессионально-педагогический университет»На правах рукописиПАНКИНА Марина ВладимировнаФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА:КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ24.00.01 – теория и история культурыДиссертацияна соискание ученой степени доктора культурологииЕкатеринбург – 20162СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3ГЛАВА I. Социокультурные основания экологического дизайна…... 221.1. Миссия дизайна: эволюция взглядов………………………... 221.2. Дихотомияидуализмпроцессовдизайна:социокультурный аспект……………………………………..431.3. Дизайн в контексте экологической проблематики иустойчивого развития………………………………………… 66ГЛАВА II. Экологический дизайн как парадигма проектнойкультуры: основы теории………………… ……………………………. 932.1. Генезис экологического дизайна……………………………. 932.2. Экологический дизайн: определение понятия, задачи…….. 1602.3. Функции и социокультурная роль экологического дизайна..
1712.4. Принципы экологического дизайна…………………………. 184ГЛАВА III. Интегративная культурологическая модельэкологического дизайна…………………………………………………. 2083.1. Экологическая культура как аксиологическое основаниедизайна……………………………………………………………… 2083.2.Содержательный,эстетическийитехнологическийкомпоненты модели экологического дизайна………………….… 2253.3. Основные методологические и содержательные аспектыэкологизации дизайн-образования…………………………........... 237ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
252СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 2583ВВЕДЕНИЕАктуальность темы диссертационного исследования обусловленаэкологической проблематикой, которая в настоящее время стала глобальной,затрагивает все сферы жизни. Для ее решения необходимо объединение усилийспециалистов различных отраслей науки, производства и искусства.
Дизайн какпроектная деятельность откликается на актуальные проблемы современности:экономические, политические, социокультурные, в том числе ведется поискпутей решения проблемы взаимодействия общества и природы.Дизайнявляетсяматериальную имежпредметнойдеятельностью,интегрируетхудожественную культуру, содержит в себенаучно-техническую, эстетическую и мировоззренческую составляющие, обеспечиваетутилитарные и духовные потребности общества. Дизайн стал глобальнымфеноменом современности, является одним из основных проявлений проектнойкультуры, охватывает всю предметно-пространственную среду обитаниячеловека, «вторую природу» [225, с. 447], присутствуя в повседневной жизникак материальная составляющая бытия и неотъемлемая часть массовойкультуры, воздействует на общественно-политические, экономические ипроизводственныепроцессы,социокультурныекоммуникации.Дизайн-проектирование влияет на производство и технологии, на качество иэкологические характеристики искусственной среды, формирует ориентирыэстетических предпочтений, вкус, культуру потребления, ценностные имировоззренческие установки в обществе, в конечном счете - культурныепарадигмы,моделиповедения.Однакосвязьпроцессовдизайнаивзаимоотношений человека и природы изучена недостаточно.
В связи с этим,необходимо выявить возможности дизайна в решении задач устойчивогоразвития и формирования экологической культуры общества, проанализироватьи обобщить опыт экологического проектирования, разработать его теорию иметодологию, определить перспективы развития.Для рассмотрения экологического дизайна как целостного феномена4современной культуры актуально обращение к методам культурологическогоанализа,включающегогуманитарнуюпроблематизациюматериаловисследования, сопоставление феномена экологического дизайна с другиминаправлениями проектной практики в исторической ретроспективе, выявлениеего структуры, отношений и связей компонентов внутри феномена и с другимисферами бытия, выделение концептуальных характеристик и внутреннихпротиворечий экологического дизайна, анализ тенденций и закономерностей егоразвития.
Систематизация и обобщение знаний о проектных практиках сэкологической проблематикой, об экологической культуре и проблемах ееформирования, имеющихся в различных гуманитарных и естественных науках,проектно-художественнойкультурологическогодеятельностиподходактакжеисследованию.вызываетЭтодаетнеобходимостьвозможностьпроследить эволюцию принципов дизайн-проектирования, обусловленнуюмногими социокультурными факторами, описать не только процессы наразличных этапах проектирования и функционирования объектов, но ипредставить экологический дизайн как систему, выстроить его интегративнуюмодель, что актуально для теории дизайна и культурологии.При наличии отдельных проектных решений и некоторых исследований,касающихсяразличныхаспектовпроектированиясэкологическойпроблематикой, нет работ, всесторонне и комплексно рассматривающихэкологический дизайн в контексте культурологического анализа.
Характернойчертой исследований является различное понимание экологичности. В теориидизайна под экологическими подразумеваются все формы проектных практик ипроизведений дизайна, среди названий которых мы встречаем термины:«устойчивый дизайн», «зеленый дизайн», «органический дизайн», «экодизайн»и др., когда не наносится вред природе и экономно расходуются невосполнимыересурсы, используются материалы и технологии, не наносящие вред человеку иокружающей среде, природные формы и структуры служат источникомвдохновения. Необходимо раскрыть и содержательно дополнить в качествеобобщающего термина «экологический дизайн», как направление и парадигму5проектной практики, которая должна основываться на мировоззренческихценностях и научном философском осмыслении степени влияния созидательнойдеятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействиячеловека и природы, понимании необходимости формирования ценностей,мышления и отношения человека к окружающему миру средствами дизайна.Экологический дизайн рассматривается автором в онтологическомаспекте, как существующий универсальный феномен: материальный – в формахреализованных объектов и проектных предложений дизайнеров, духовный – ввидеконцепций,принципов,парадигмпрофессиональногомышления.Необходимо обосновать, что несмотря на включенность в экономическиепроцессыикоммерческуюобусловленностьдизайн-проектирования,социальная и экологическая ответственность должна являться основой этикипрофессии.Исследование развивает теоретическую и методологическую базудизайна, что позволит выстроить фундамент для экологизации проектнойпрактики и процесса подготовки дизайнеров, дополнить программы обучения ввузах по истории и теории дизайна, проектным дисциплинам.
Историческаяактуальность работы заключается в исследовании эволюции принципов дизайнпроектирования до настоящего времени и прогнозировании его тенденций.Степень разработанности проблемыНаучный и методологический инструментарий экологического дизайнаеще формируется, теоретических исследований по этой тематике крайне мало.Выделим направления исследований, касающихся различных аспектов дизайна.1.Дизайн как социокультурный феномен исследовали зарубежныетеоретики и практики искусства, архитектуры и дизайна: В.
Гропиус, Г. Земпер,Лe Корбюзье, Л. Мамфорд, Дж. Нельсон, JI. Салливен, У. Моррис, В. Беренс идр. Историю зарождения и развития, основы теории промышленного дизайнаисследовали Р. Розенталь, Г. Рид, Р. Бэнхем, Н. Певзнер, Ч. Эшфорд, и др.Коммерческий дизайн как явление анализировали Т. Мальдонадо, Дж. Нельсон,Д. Норман и др. Автор изучал концепции и позиции современных всемирно6известных дизайнеров, высказанных ими в различных публикациях и интервью,таких как: С. Калатрава, Ж. Нувель, Дж.
Паусон, Р. Пиано, Р. Роджерс, А. Росси,Н. Фостер, К. Рашид, З. Хадид, П. Цумтор, К. Экуан, Я. Соге и др.Историю дизайна, эволюцию его подходов и методов, стили и2.направления дизайна в России и за рубежом рассматривалиученыеипрактики:Н.В. Воронов,В.Р. Аронов,российскиеА.В. Иконников,С.М. Михайлов, Д.А.
Азрикан, А.Н. Лаврентьев, А.В. Рябушин, В.Л. Глазычев,В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, Н.А. Ковешникова, Ю.В. Назаров, С.О. ХанМагомедов, Н.К. Соловьёв, В.О. Пигулевский.3.Методологию проектирования в дизайне и его теоретическиеосновы рассматривали следующие зарубежные теоретики и практики дизайна:Д. Норман, Дж. К. Джонс, Ч. Дженкс, З.Г. Бегенау, Т. Мальдонадо, Г. Земпер,К. Кантор, Д.
Эллингтон, Д. Хайлес, Дж. Нельсон, Б. Фуллер и другие. Вработах таких авторов, как Д. Рескин, У. Моррис, Ле Корбюзье, А. Печчеи,В. Папанекзатрагиваютсясвязидизайн-деятельности, производственныхпроцессов и окружающей среды, рассматривается воздействие на природуискусственной предметно-пространственной среды.Средироссийских ученыхтеорию дизайна, влияниепредметно-пространственной среды на социальные процессы исследовали К.М. Кантор,О.И. Генисаретский,Д.А.
Азрикан,Т.Н. Фурсова,К.А. Кондратьева,М.А. Коник, В.Л. Глазычев, Е.А. Розенблюм, Е.Н. Лазарев, Н.В. Воронов,Б.Г. Бархин, В.Ф. Сидоренко, Т.Ю. Быстрова, А.Н. Лаврентьев, В.Ф. Рунге иВ.В. Сеньковский,В.В. Титов,Г.Б. Минервин,В.Т. Шимко,А.В. Ефимов,Г.П. Щедровицкий, В.Ю. Медведев, И.А. Розенсон, О.К. Антонов, В.Р. Аронов,Л.А. Зеленов, М.А. Коськов, В. Рутманис, А.В.
Рябушин.Методики формообразования в дизайне и архитектуре второй половиныХХ в. анализировали Р.Б. Фуллер, Р. Ле Риколе, Г. Колоннетти, Г.Д. Коуэн,Э.П. Пиньеро, А.В. Рябушин, А.Д. Ярмоленко, М.С. Туполев, В.Ф. Колейчук,С.О.Хан-Магомедов,В.Н.Гамаюнов,Э.П.Г.Г. Курьерова, А.В. Ефимов, А.Н. Лаврентьев.Григорьев,Д.Ю.Козлов,74.Философские основания дизайна как проектной и эстетическойдеятельности,коммуникативнойпрактики,философскиеподходыкосмыслению роли дизайна мы находим в работах М.С. Кагана, Г.Н.