Диссертация (Восхождение человечности от естества к самосозиданию), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восхождение человечности от естества к самосозиданию". PDF-файл из архива "Восхождение человечности от естества к самосозиданию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Дидро, Ф.-М.Аруэ (Вольтер), Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ж. Кондорсе, И. Гёте и др.В XIX веке проблема человечности ставится и решается на основенаучно-технических, нравственно-этических и др. достижений, находящихсяв зависимости от общественного прогресса. Значительный вклад в решениепроблем понимания человечности вносят Э.
Геккель, С. Кьеркегор, К. Маркс,Ф. Ницше, Р. Эмерсон, и др. В ХХ веке комплексная постановка проблем человечности красной нитью проходит в творчестве многих мыслителей, - таких как Н. Бердяев, Ж. Делез, А. Кожев, Ч. Кули, Г. Маркузе, Ж. Маритен, Э.Мунье, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Фуко, М. Хайдеггер, А. Швейцер, М. Шелер, М.
Элиаде, Н. Элиас, К. Ясперс и многие др.7В отечественной философской литературе вопросы человечности традиционно рассматривались, главным образом, в нравственном и духовнорелигиозном смысле. Религиозное конституирование человечности занималоосновное внимание таких мыслителей как Н. Бердяев, С. Булгаков, Ф. Достоевский, Н. Лосский, Л. Толстой, Н. Федоров, Г.
Федотов, П. Флоренский, С.Франк, Л. Шестов и др.В современной отечественной философской литературе человечностьпонимается как само собой разумеющееся основание социального бытия, вкотором проблематика одухотворяющего начала сохраняет ведущие позиции,но перемещается от религиозного к светскому толкованию. Здесь широко известны работы таких философов и гуманистов как А. Я. Гуревич, А. А. Гусейнов, А. А. Зиновьев, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, В.
А. Кувакин, В. А. Кутырёв, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, Б. В. Марков, В.С. Стёпин и др.В обширной современной философской литературе обособленно рассматриваются различные аспекты человечности. Гуманистические, мировоззренческие и социо-культурные проблемы человечности обстоятельно анализируются в работах И. М. Борзенко, В. А.
Кувакина, А. А. Кудишиной и др.1Исторические аспекты формирования человечности рассматриваются в работах В. П. Алексеева, А. А. Кара-Мурзы, В. Л. Полякова, Б. Ф. Поршнева, В.И. Табакова, В. Д. Шадрикова и др. Государственно-политические аспектычеловечности исследуются в работах Р. Г.
Абдулатипова, А. А. Гусейнова.Исследование проблем формирования человечности в зависимости от процессов социальной адаптации и социализации рассматриваются в работах С.С. Батенина, Л. П. Буевой, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона и др. Проблемамстановления человеческой субъективности посвящены работы М. М. Бахтина, Д. И. Дубровского, В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана и др. Философско-1См.: Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология истиль мышления гуманизма).
– СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998; Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма: Учеб. пособие для вузов. – М.: РГО, 2005.8этические аспекты становления человечности обстоятельно исследуют такиеавторы как Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, О.
Г. Дробницкий и др. Национальные аспекты и традиционные формы человечности рассматриваются вработах А. Г. Агаева, Р. Г. Абдулатипова, А. М. Соколова и др. Социальнопсихологические и социально-педагогические проблемы человечности рассматривается в работах А. В. Суворова.Анализ философской литературы по проблемам становления человечности свидетельствует о богатом теоретическом наследии, требующем всестороннего изучения и обобщения, с учетом дальнейших разработок современных проблем развития человеческой специфики. Наряду с последовательно решаемыми вопросами в познании человека и человечности, целыйряд проблем для философского понимания остается вечно зовущим в необозримые для философской рефлексии потаенные просторы бытия. Сюда относятся проблемы противоречивости в сочетании таких стремлений как «бытьчеловечным индивидом» и «иметь общечеловеческое достоинство».
И то идругое могут выражаться через вечное вопрошание о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Как может сочетаться личная человечность каждогос общей человечностью всех — это остается вечной и неразрешимой проблемой,своегорода«пробнымкамнем»философскогоисоциально-антропологического понимания.Объектом исследования является человечность, существующая лишьчерез человека как многомерного существа, в котором сочетаются все известные нам формы бытия.
Познание человека как универсального и уникального существа, являющегося объектом и субъектом, всегда сопряжено сего особой парадоксальностью и проблематичностью. Акцентируя одни формы бытия человека в ущерб другим, можно утратить реальную объективность исследования. Но, не акцентируя ту или иную форму бытия человека,нельзя вообще как-либо выразить ее в доступном для познания и пониманиявиде.
В связи с таким положением, исследователь обречен приносить в жертву то одни, то другие подходы и связанные с ними возможности исследова-9ния, постепенно приближаясь к разносторонней и многомерной полноте знаний о человеке, взятом в качестве объекта.Предмет исследования – формы проявления человечности, философски рассматриваемые в процессах ее антропного, социального, историческогои культурного становления и восхождения.
Восхождение человечности исследуется в аспекте ее переходов от естественных форм, реализующихся стихийным образом, к формам творческого самосозидания. Основная предметная обусловленность исследования состоит в следующем: если в естественных формах проявления человечности в строгом смысле слова нет процессоввосхождения, и речь может идти о цикличности существования этих форм, тов формах самосозидания человечность реализуется не иначе как в виде творческого восхождения.Цель и основные задачи исследования определяются необходимостью осуществления общефилософского синтеза знаний о человеке как всеобщей, самодостаточной, универсальной сущности, имеющей социальнофилософскую атрибутику существования.
Достижение цели по раскрытиюсоциально-философских представлений о восхождении человечности связанос решением следующих задач:1. раскрытия онтологических основ человечности и теоретическая реконструкция способов ее существования в жизни человека и общества;2. уяснения предельных возможностей и ограничений в познании человечности, связанных с семантической дистанцией между истиной бытия ибытием истины;3. выявление процессов происхождения и формирования человечностис учетом соизмерения идиографических и номотетических возможностей исследования;4. уяснения специфики и общей преемственности исторических стадийвосхождения человечности;105.
выяснение культурно-исторической обусловленности и творческойсущности процессов восхождения человечности.Трудности осмысления социально-философской специфики человеческогобытиятребуетпостоянногосоизмеренияеесфилософско-антропологической спецификой, которые по-разному нацелены на теоретическую реконструкцию процессов восхождения человечности, определения вэтих процессах общих инвариантных оснований, связанных с индивидуальностью и массовостью человека, с его уникальностью и универсальностью,открывающих в нем широкое разнообразие возможностей социальноисторической реализации самого феномена человечности. В каком соотношении находятся эти основания и как они связаны между собой? Что собойпредставляют такие атрибуты человека как суверенность, индивидуальность,социальность, общественность, имманентность, трансцендентность, вечность, бренность, вещественность, идеальность, ложность, истинность, враждебность, дружественность и т.д., которые могут принимать в жизни человека и общества императивный характер? Какую роль в понимании их соотношения играют натуралистические, историцистские, социокультурныепредставления о человеческом бытии? Многие рассматриваемые вопросыставятся и решаются здесь в зависимости от того, что собой представляет атрибут человечности, в результате чего и как он возникает, в чем его смысл,какую роль он играет в развитии социальной реальности.В исследовании ставится задача провести социально-философский анализ взаимосвязи человеческого бытия с феноменами человечности, бесчеловечности и античеловечности.
Человек не может быть предметом сугубо антропологического познания, ибо наряду с человечностью он реализуется вразличных (как внешних, так и внутренних) формах бесчеловечности, которые не укладываются в горизонт философско-антропологической проблематики. Вместе с тем, рассматривать человека в обход философскоантропологических представлений, ставя перед собой только социальнофилософские задачи, также не представляется возможным. Возможно, что11вообще нет такой точки зрения, исходя из которой, можно было бы обозначить и выразить неисчерпаемое богатство и содержательность самой человечности, ибо для такого дела требуется, по меньшей мере, помимо оппозиции «наука – религия», хотя бы концептуальная сфера идей, сочетающихразнообразие форм и способов существования, превосходящих феномен человечности.Социальная философия, как и другие формы философских знаний,имеет свои виды на человека, без которых она утратила бы возможность своего существования в общей системе знаний.
В связи с этим ставится задачапредметного разграничения человечности между системами социальнофилософских и философско-антропологических знаний. Если социальнаяфилософия исходит из того, что человек есть нечто частное и присущее общественному бытию, то антропология полагает человека как нечто целое,самодостаточное. В отличие от антропологии, решающей проблему «что(кто) есть человек?», социальная философия пытается определить «как естьчеловек?», т.е.
каков он в своем существовании, каким образом он существует в мире. В самом грубом виде ответ здесь вполне очевиден - человек можетсуществовать только в сообществе других людей. Но эта грубость можетобернуться в непростительную наивность социоморфизма, социоцентризма,или же – антропоморфизма, антропоцентризма, различным образом скрывающих под собой истинное положение дел в философском понимании человека. Социальная форма человеческой реальности вместе с теми узловыми точками пересечения, в которых она связана с другими формами реальности человека, должна рассматриваться такой, какая она есть на самом деле.Методологические основы и теоретические источники диссертационного исследования. Общим методологическим основанием исследованиячеловечности является социально-философский подход, позволяющий увидеть общую картину, интегрирующую процессы становления человечности.Эти процессы характеризуются общей тенденцией перехода от естественныхформ реализации к самосозидательным и творческим формам.