Диссертация (Восхождение человечности от естества к самосозиданию)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восхождение человечности от естества к самосозиданию". PDF-файл из архива "Восхождение человечности от естества к самосозиданию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиКурбанов Муса ГасангусейновичВосхождение человечности:от естества к самосозиданиюСпециальность 09.00.11 - социальная философияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора философских наукМахачкала – 20152ОГЛАВЛЕНИЕВведение ..................................................................................................3Глава 1. Философское измерение человека и человечности ........221.1. Онтологические основы человека и человечности……………261.2. Парадоксы человека и человечности в познании ……………….641.3. Пределы человечности: между бытием истины и истиной бытия97Глава 2.
Происхождение и формирование человечности ………1192.1. Идиография и номотетика происхождения человечности ………. 1202.2. Социальная адаптация как механизм формирования человечности 1382.3. Генеалогия насилия в процессе формирования человечности ….…152Глава 3. Историческое восхождение человечности…………….. 1863.1.
Дикость как развитие человеческого естества ……………………. 1893.2. Варварство как развитие дороги и дома ……………………….… 2103.3. Цивилизация как развитие мегаполиса …………………………..235Глава 4. Культурно-исторический процесс как условиестановления человечности ……….………………………. 2564.1. Естественное и созидательное в истории человечности………2584.2.
От закономерности человека к человекомерности законов ……… 277Заключение ............................................................................................... 304Список литературы .................................................................................3103ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Очевидное начало для человека –это его корни, с которыми связано его происхождение. Но существованиекаждого человека выходит за пределы очевидного. Человечность, потенциально и актуально существующая как специфика, присущая только человеку,реализуется в широком многообразии своих значений.
Поэтому человек всегда будет самым сложным и актуальным объектом познания. Любая специализированная тематизация знаний о человеке в любом случае окажется недостаточной и неполной для понимания того, кто есть человек. Это лишь подтверждает особый статус актуальности самого предмета человечности и вовсе не повод к сложению полномочий познания, и не мотив для прелюдийагностицизма, приговаривающих человека к пожизненному заключению втемнице бытия, где истина обречена быть лишь тенью вещей.
Напротив, – вэтом и состоит одно из условий, при котором возможна бесконечность феномена человечности, принадлежащего человеческому существу и существующему в нем через сущность всего сущего.В ходе жизни человек проходит свой путь, начиная с естественныхвозможностей и предзаданных условий. На этом пути он преодолевает «заброшенность» своего бытия, открывает и познает в себе созидательное начало, овладевая которым он существует иначе, чем весь остальной мир.
Вместес тем, необходимость человеческой жизни не исчезает с обретением свободы.Онтогенез и филогенез перехода человека от естества к самосозиданию оказывается тем предназначением и смыслом, без которого человек не можетбыть человеком. Актуальность широкого круга проблем, связанных с такимпереходом, требует специфических усилий философского познания, мировоззренчески выходящих за пределы самой философии. Такие признаки познания как точность и конкретность, взятые в сочетании с фундаментальностью и универсальностью, предметно выделяющие человека, постоянно от-4талкиваясь друг от друга, являются общим и неисчерпаемым источником,стимулирующим непрестанную актуализацию исследования самых различных процессов обретения человеком самого себя во всем сущем, или же обретения им своего бытия из своего же небытия, постижения им своей относительной уникальности в своей же абсолютной всеобщности.В диссертации исследуется широкий круг взаимосвязанных и сопоставимых проблем философской антропологии, социальной философии, философии истории, культурологии, в которых своеобразно акцентируется манифестация единого и многомерного процесса восхождения человечности.
Этовосхождение рассматривается через различные возможности и тенденции перехода человечности от естественных форм к созидательным структурам.Тема человечности актуальна не только потому, что человек сам по себе уже является тайной бытия, но также и по той причине, что только черезчеловечность в человеке могут сочетаться вечность и абсолютность с условностью и относительностью. В ходе общественной жизни человек идентифицируется не только со своей человечностью, но и с бесчеловечностью, а также и с античеловечностью, усложняющими общую картину многомерностичеловека.
Актуализация человечности зависит от условий жизни и не можетбыть чисто абсолютной действительностью. Порою человечность принимаетстоль мнимые очертания, что за ними легко проглядываются нескрываемыеформы бесчеловечности, реализующие индифферентное отношение к тому,что и как существует вокруг человека. Это отношение может быть и проводником античеловечности как отчуждающего, разрушительного, деструктивного, или реконструктивного отношения к социальному окружению. Именнона это отношение, в котором человечность почти сливается с бесчеловечностью и античеловечностью, обращали самое пристальное внимание экзистенциалисты всех мастей и направлений, встревоженные уже самой возможностью того, что повлечет за собой мировые войны.5Выбор этой темы исследования связан не только с необходимостьюопределения онтологических, социальных, исторических, культурных пределов становления человечности, рассматриваемых обособленно друг от друга,в их взаимной зависимости и в общей закономерности.
Этот выбор связан,прежде всего, с новыми глобальными и динамичными трансформациями всехспособов существования современного человека и общества.Прямо или косвенно проблема человека и человечности как специфического способа социального бытия, присущего только человеку, всегданаходилась в центре внимания философии. Что означает «быть человечным»,обладать человеческим способом существования, пребывать в человечности?Какова суть бытийного своеобразия человеческого существования? Решениепоставленных проблем во многом связано с необходимостью учета тех илииных пределов становления человечности, рассматриваемых как обособленно друг от друга, так и во взаимной зависимости.
Отсюда ясно, что рассмотрение любого из этих вопросов всегда может сопровождаться вполне справедливым и исторически оправдывающимся возвеличиванием человеческогоначала.Анализируя общую картину проблематики человеческого начала, нельзя пройти мимо того богатства и многообразия, которым изобилует предметное поле человечности. Здесь можно выделить и обозначить такие аспекты исвязанные с ними подходы к разработке исследуемой проблемы как онтологический, гносеологический, антропологический, социально-философский,философско-исторический, психологический, аксиологический, этический,космологический, религиозно-философский, гуманистический и др. Учитывая разнообразие этих аспектов, нельзя забывать и их взаимную зависимость,формирующую конкретное единство понимания предмета.Степень разработанности проблемы.
Исследование различных аспектов человечности ведется, начиная с первых мыслителей древности, донаших дней. В истории философии широко известна гуманистическая тради-6ция развития идей о человеке. Различение понятий «гуманность» и «человечность» проводится здесь в связи с тем, что «гуманность» представляется каккультивированная форма человечности, складывающаяся на основе различных унификаций социального опыта и ценностей общественного сознания,возникающих в ходе совместной жизни людей, а «человечность», как болееширокое понятие, включает в себя не только культивированные формы ипроекции отношений между людьми, но и естественно-исторические отношения, объективно складывающиеся и независимые от общественного сознания.Пристальное внимание различным аспектам человеческой спецификиуделяли античные мыслители Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, которые своим творчеством культивировали человека и человечность вразных формах и идеалах стихийного гуманизма.
Историческую эстафетусветского гуманистического проектирования идеалов человечности подхватили мыслители эпохи Возрождения Дж. Манетти, Л. Альберти, М. Фиччино,И. Рейхлин, Э. Роттердамский, М. Монтень. Среди основных представителейгуманизма Нового времени, ставивших проблему человечности в центр внимания, следует отметить таких как Б. Паскаль, П. Гольбах, Д.