Диссертация (Основные парадигмы концептуализации памяти в философии), страница 11

PDF-файл Диссертация (Основные парадигмы концептуализации памяти в философии), страница 11 Философия (48728): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Основные парадигмы концептуализации памяти в философии) - PDF, страница 11 (48728) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Основные парадигмы концептуализации памяти в философии". PDF-файл из архива "Основные парадигмы концептуализации памяти в философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Саму беседу со слов присутствовавшегопри ней Пифодора запоминает наизусть и пересказывает Антифонт, а его пересказв свою очередь доходит до читателя в пересказе Кефала (126а-127а). Такоевступление должно убедить нас в аутентичности события, но при этомсовершенно очевидно, что запоминание наизусть и воспроизведение по памяти неимеют ничего общего с самой беседой и тем сложнейшим исследованием, которое«Блонделл обращает внимание на то, что Сократ и Феодор говорят здесь о Чужеземце как о третьем лице,Сократ его не приветствует, его не представляют по имени, в разговор он вступает только после того, как Феодор иСократ обменялись своим мнением о нём, и Сократ задал ему вопрос.

Всё это подчеркивает странность Чужеземца,его «нездешность». Протопопова И. Сократ и тень (к драматической интерпретации «Софиста»). Платоновскийсборник I. Приложение к Вестнику Русской христианской гуманитарной академии (Том 14, 2013). Москва – СанктПетербург, РГГУ-РХГА, 2013. С. 376. О Чужеземце, «если принимать чтение некоторых рукописей, сказано, чтоон ἕτερον, иной. Чужеземец действительно оказывается иным по отношению к Гераклиту, Эмпедоклу, Пармениду,атомистам, элеатам, мегарцам, «людям земли», «друзьям идей», софистам и самому Сократу. Его нельзяотождествить ни с одной философской школой, хотя он может воспроизвести аргументы любой из них.

Чужеземцас самого начала диалога представляют и как бога, и как философа — причём и тот, и другой вынуждены всё времянаходиться в обличьях «из-за невежества» остальных (они ослеплены сиянием мест, где пребывают боги ифилософы)». Там же. С. 401.3150предпринимается Парменидом в отношении одного и иного. Вступление кдиалогу соединяется с диалектикой одного и иного посредством критическойчасти, в которой сначала Сократом излагается некая теория идей (129а-е), а затемприводятся аргументы Парменида, которые не оставляют от этой теории камня накамне (130b-135c). При этом набросанная в общих чертах теория Сократа звучитвполне в духе рассуждений из «Федона», связанных, как мы помним, сконцепцией анамнесиса. Припоминание позволяет нам обращаться кпредшествующему знанию, но, как следует из критики Парменида, такоепознание самих по себе идей в каждом своем усилии остается отделенным отчистого знания; иначе говоря, отделение чистых сущностей от известных намчувственных вещей приводит к трудностям, которые заставляют признатьневозможность как познания, так и существования самих этих сущностей.Отделяя этим фрагментом с критикой идей анамнесис вступления отисследования, которому посвящена основная часть диалога, Платон фактическиуказывает на границы памяти и противопоставляет припоминанию идейдиалектику, в которой идеи определяются не сами по себе, а через отношениедруг с другом и в конечном итоге – через отношение со своим иным.Диалектика пяти категорий в «Софисте» и есть это знание отношения идей.

Разуж в «Теэтете» Сократ так и не смог разыскать ответ на вопрос, что есть знание,более того, нерешенным остался и вопрос о мнимости, или ложных мнениях,которые возникают не без помощи памяти, но и не только благодаря ей, тоименно «Софист» и должен был дать ответ, как возможно сосуществованиязнания и не-знания, тождественного и иного. Чужеземец определяет этоотношение следующим образом: тождественное и иное полностьюпротивоположны друг другу, и именно их смешение приводит к путанице иошибке; но в своем разделении они тем не менее соотнесены друг с другомпосредством бытия, в котором соучаствуют на равных, и различные формы этогосоотнесения задаются второй оппозицией, покоя и движения, каждый из членовкоторой определяется и через тождество, и через иное (254d-259d).

Такимобразом, речь, которая соединяет имена и глаголы, утверждение и отрицание,51следует этому ядру всех значимостей и всякого знания, но поскольку ядросформировано вокруг изначального разделения тождественного и иного, забвениеэтого разделения превращает речь (внешнюю либо внутреннюю, то есть мысль) вмнимость, которая, как оказывается, и есть пристанище софиста, скрывающее егоот света знания (259е-264е).Софист рассчитывает на невнимание и беспамятство своих слушателей, ипотому Платон сохраняет для памяти место в познании, но, как мы видели, этовсего лишь место точной фиксации и сохранения полученных знаний.

Впрочем,стоит отнестись внимательнее к рассуждениям Сократа в «Теэтете» и Чужеземцав «Софисте». Ведь сама по себе диалектика тождественного и иного не допускаетпутаницы, повсюду сохраняя нерушимость разделяющей их границы; раз ошибкавсе-таки происходит, значит тождественное и иное каким-то образом допускаютсмешение, даже если речь идет об их простом и мгновенном соприкосновении(как это предполагается, скажем, во второй гипотезе «Парменида»).

Такимобразом, память, в которой взаимная инаковость ощущения и отпечатка,телесности чувства и божественного воска души допускает возможность какправильного, так и ложного узнавания, оказывается не просто неким нижнимуровнем регистрации знания, но фактически выносится на самую границутождественного и иного, в точку их соприкосновения и разделения, внутрьразвилки истины и обмана, знания и не-знания.Определенное прояснение этой специфической позиции памяти дает «Филеб».Поставленный в нем вопрос об удовольствии ведет Сократа к выделению четырехродов сущего: предела, беспредельного, меры их смешения и причины этогосмешения (23cd). Мы видим здесь, что оппозиция предела и беспредельного,соответствующая тождественному и иному «Софиста», допускает не только некоевнешнее соотнесение посредством категории бытия, но и действительноесмешение, которое осуществляется как количество, то есть определенная мерадвижения и покоя, звучания и тишины, например, как музыкальная гармония иличленораздельность речи (17b).

Разум, устанавливающий эту меру становления ибытия, выступает четвертым родом, то есть причиной смешения, однако в самом52смешении есть и свой тип порядка, который позволяет уравновешиватьпротивоположное и находить удовольствие в соединении различного. Этот типудовольствия несравненно ниже спокойной бесстрастности предела илиблаженства разума как причины смешения, но, с другой стороны, только этот типудовольствия приходит в непосредственную близость с чистым наслаждениемстановления. Это – удовольствие памяти, которое в каждый момент наслажденияпомнит предшествующий момент и ожидает следующий: испытывая жажду,помнит о возможности ее утоления, а в момент утоления жажды наполняетрадостью благодаря воспоминанию о ее утолении (35c). Удерживаясь на границепрошлого и будущего, память оказывается мерой предельного погружения души вбезмерность становления, именно это и делает ее нижним уровнем познания,источником как правильного мнения, так и ошибки, то есть тем своеобразнымместом души, отправляясь от которого она только и может предстать пред светомбожественного знания.

Этот внутренний путь души к познанию представленсравнением памяти с книгой:Мне представляется, что наша душа походит тогда на своего рода книгу.Протарх. Как так?Сократ. Память, направленная на то же, на что направлены ощущения, и связанные с этимиощущениями впечатления кажутся мне как бы записывающими в нашей душе соответствующиеречи. И когда такое впечатление записывается правильно, то от этого у нас получаютсяистинное мнение и истинные речи; когда же этот наш писец сделает ложную запись,получаются речи, противоположные истине. (38d-39a, пер.

Н.В. Самсонова)Образ внутренней книги и неутомимого писца соответствует уже известнойнам восковой дощечке, подаренной Мнемосиной, но Платон дорабатывает этотобраз и предлагает поместить в душе еще одну фигуру:Допусти же, что в наших душах в то же время обретается и другой мастер (δημιουργόν).Протарх. Какой?Сократ. Живописец, который вслед за писцом чертит в душе образы названного.Протарх. А каким образом и когда приступает к работе этот живописец?Сократ.

Когда кто-нибудь, отделив от зрения или какого-либо другого ощущения то, чтотогда мнится и о чем говорится, как бы созерцает в самом себе образы мнящегося ивыраженного речью. (39b)53Чуть раньше Сократ объясняет, как отличается воспоминание (ἀνάμνησις) отпамяти (μνήμη): память сохраняет ощущения и поэтому привязана к телу;напротив, воспоминание позволяет воспроизводить без участия тела то, что когдато испытывалось вместе с ним. Иными словами, живописец, обитающий в душе,это мастер воспоминаний, причем в деятельности этого мастера душаосвобождается от тела настолько, что может созерцать образы в самой себе, тоесть знать себя и благодаря этому питать в себе надежду на будущее, ожиданиеудовольствия или страх опасности. Стоит заметить, что это знание душой самойсебя никак не связывается с предшествующим знанием истины (как обстояло делов «Федоне» и «Федре»), и хотя внутренний мастер напоминает о той причинесмешения тождественного и иного, которая в «Тимее» так же называетсядемиургом, образы, о которых говорит Сократ, являются здесь не более, чемвоспоминаниями о прошлых ощущениях и связанных с ними удовольствиях инеудовольствиях.

Скорее мы должны провести иную аналогию и сопоставитьдвуслойный образ памяти из «Филеба» с вступительной частью «Теэтета», ведьочевидно, что писцом здесь выступает Эвклид, который заносит в книгу рассказСократа, усердно заполняя пропуски и исправляя неточности, и это почти рабскоеусердие писца вознаграждается в итоге тем, что он может предоставить рабучтение свитка32 и вместе с Терпсионом слушать записанное, воображая себяприсутствующим при беседе Сократа и Теэтета, как если бы их путь от ощущенияк правильному мнению и мнению с объяснением был внутренним путем самогоЭвклида от записи впечатлений к образам воспоминания33.О понимании труда переписчика как преимущественно рабского см.: Аверинцев С.С.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее