Диссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния), страница 14

PDF-файл Диссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния), страница 14 Философия (48567): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния) - PDF, страница 14 (48567) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния". PDF-файл из архива "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Вкачестве примера представим простой практический силлогизм:Х хочет избавиться от головной боли.Х считает, что, если он примет таблетку аспирина, он избавится от головной боли.Следовательно, Х принимает таблетку аспирина.Интерналист стремится превратить это практическое рассуждение в описание рядаментальных событий, вступающих друг с другом во взаимодействие: состояние желания47избавиться от головной боли взаимодействует с состоянием убеждения в благотворном эффектеаспирина.

Согласно репрезентационистской теории, взаимодействие становится возможнымблагодаря построению ментальной репрезентации избавления от головной боли и ментальнойрепрезентации пользы аспирина.Мы попытались показать роль идеологии репрезентационизма для философиииндивидуализма, а также связь репрезентационизма с определенной философией сознания, аименно метафизикой дискретных ментальных состояний. Репрезентации в этой парадигмепонимаются как дискретные структуры. Репрезентационизм исходит из видимого дискретногохарактера наших повседневных действий: рука обычно хватает один предмет в моментвремени, нога делает шаг в одну определенную сторону, уста произносят один звук за время t .Внешний дискретный характер этих действий ошибочно понимается как свидетельство впользу внутренней дискретности ментальных репрезентаций, которые стоят за ними.Репрезентации понимаются как статичные и стабильные ментальные состояния.

Согласнотеориирепрезентационизмасознаниеотражает“внутри”ужеготовую“внешнюю”объективную действительность. В случае восприятия репрезентация – это внутреннеементальное состояние, отражающее внешний мир. В случае действия репрезентация – этовнутреннее ментальное состояние, каузально предваряющее действие “вовне”. Эта же модельхарактеризовала мысль Декарта и Локка, представленную выше.Из сказанного следует, что репрезентационизм резко отделяет “внутреннее” от“внешнего” и, следовательно, влечет за собой дуализм мир-сознание, поведение-сознание. Этотдуализм оттрезает индивида от мира. Вместо того, чтобы усматривать диалектическоесцепление между организмом и средой, репрезентационизм проводит четкие границы междусознанием и внешним миром.

Репрезентация как внутреннее ментальное состояние естьпродукт гипостазирования процесса, “статизации” подлинной динамики, имеющей местомежду мозгом, телом и средой. Репрезентация – это статический снимок движения; стало быть,основывать изучение взаимодействия субъекта со средой и с другими субъектами на понятиирепрезентации - значит судить о “Лебедином озере” или “Русском Гамлете”, опираясь на рядфотографий.В определенном смысле репрезентационизм представляет собой квинтэссенциюиндивидуализма в философии сознания. Он соединяет в себе три основных характеристикииндивидуализма, которые мы попытаемся оспорить в настоящей диссертации:1) Интернализм, отрывающий сознание от мира; сознание замыкается в своейвнутренней области, в данном случае в области своих ментальных репрезентаций,своих внутренних состояний.

Ментальное состояние является сугубо внутреннимсостоянием индивида либо же онтологически зависит только от его внутренних48состояний. Такое ментальное состояние обладает только узким содержанием.Родственныйинтернализмуметодологическийсолипсизмдовольствуетсяисследованием таких внутренних состояний сознания, абстрагируясь от егоотношений с миром.2) Атомизм или индивидуализм ментальных состояний: ментальные состоянияпонимаются как дискретные структуры, которые лишь внешне взаимодействуют другс другом, но не определяют друг друга. Сознание понимается атомистически каксовокупность дискретных ментальных состояний.

Таким образом, изоляция индивидаот мира сопровождается изоляцией ментальных состояний друг от друга.3) Механицизм, одним из проявлений которого является представление о чистолинейнойкаузальностипопринципу«отвнутреннегоквнешнему»(отрепрезентации к миру) или «от внешнего к внутреннему» (от мира к репрезентации).Эта линейная каузальность зиждется на дуализме сознание-мир и имеет чистомеханический характер.Напомним, что с точки зрения механицизма все явления объясняются каузально в терминахразмера, формы и движения частей87.

Механицистское объяснение предполагает линейнуюкаузальность «снизу вверх», то есть от частей к целому. Целое целиком и полностью объяснимочерез части. Отсюда редукционистские тенденции в современной философии сознания,стремящиеся свести сознание к элементам – будь то ментальным репрезентациям, или женейронам. Подлинная каузальность – это характеристика атомов, частиц сознания.Механическое объяснение концентрируется на внутреннем устройстве феномена.Индивидуалистическое понимание каузальности основывается на двух типах изоляции: вопервых, индивид отделяется от среды, поскольку для исследования релевантны лишь еговнутренние каузальные свойства.

Во-вторых, ментальные состояния индивида представляютсядискретно, в изоляции от системы временных, пространственных и интенциональныхотношений. Корни обоих типов изоляции можно проследить в доктрине механистическогокорпускуляризма, характерной для семнадцатого века. Эта доктрина оказала серьезноевоздействие на современную ей философию: как идеи Локка, так и монады Лейбница ведутсвою родословную из этой атомистической мысли. В самом деле, акцентирование одних лишьвнутренних каузальных свойств сущности превращает ее в монаду, на которую невозможновоздействовать. С другой стороны, ментальные состояния, вырванные из системы отношений,которая их определяет, становятся аналогами идей Локка, своего рода дискретнымиментальными атомами.

Типичный пример идентификации ментального состояния на основании87См. Porter R. (ed.). The Cambridge History of Science. – vol. 3. – Cambridge University Press, 2006. C. 45-47.49внутренних каузальных способностей предоставлен нам Локком. В предыдущем параграфебыло показано, что Локк интерпретирует желание не как интенциональную связь с предметом,а как воздействие внутреннего механизма беспокойства на поведение. Семантический аспектжелания не имеет каузальной эффективности; действие вызвано внутренней причиной –беспокойством, вызванным отсутствием желаемого предмета. Желание классифицируется кактаковое не в силу отношения с внешним миром,а в силу внутреннего механизма.

Здесьочевидна связь между индивидуализмом и механицизмом.1.3.5. Индивидуалистическая интерпретация каузальностиУпомянутое индивидуалистическое истолкование каузальности заслуживает болеепристального внимания. Согласно индивидуалистическому пониманию каузальности, междумиром и индивидом существует не глубинное, смысловое единство, а противопоставление попринципу внутреннее - внешнее. Причина и следствие здесь внеположны друг другу. Так,Декарт настаивает на достоверности когитации дерева при полной недостоверности того,вызвано ли она реальным деревом, то есть является ли причиной данной когитации некотороедействительно существующее дерево.

Аналогично этому, когитация моего собственногодействия (например, хождения) достоверна, даже если мировое следствие этой когитации –реальный акт хождения – не имеет места. Иными словами, в обоих случаях можно отделитьвнутреннее следствие от внешней причины и наоборот – внутреннюю причину от внешнегоследствия88.Приэтом,каузальностьвконцепциииндивидуализмаимеетсугубооднонаправленный характер: от предмета восприятия к акту восприятия (извне вовнутрь), и отжелания к действию (изнутри вовне).Индивидуализм концентрируется на причинно-следственной способности индивида, иутверждает, что каузальные способности индивида имманентны по отношению к нему или жесупервентны по отношению к строго внутренним физическим свойствам индивида. Этоутверждениеисходит из понятия каузальной способности, то есть способности вызыватьопределенные эффекты.

Такие каузальные способности можно приписать как индивиду вцелом, так и его отдельным ментальным состояниям. Тогда ментальное состояние можно будетидентифицировать через каузальные способности соответствующего ему внутреннегофизического состояния индивида.88Именно с подобным отделением внешнего от внутреннего сопряжено понятие узкого содержания сознания, представленноевыше.50В ответ на эту индивидуалистическую концепцию каузальности, прежде всего, нужнопровести различие между каузальными способностями и каузальными свойствами. Каузальныеспособности суть способности некоего феномена вызывать определенные эффекты, то естьбыть причиной.

Классификация по каузальным способностям означает, что явления А и Всчитаются принадлежащими к одной и той же категории, если они вызывают схожие эффекты.Каузальные свойства, в свою очередь, относятся ко всем каузальным отношениямданного феномена, в том числе к тому, что он может не только служить причиной чего-либо, нотакже и сам является эффектом некоей причины. Таким образом, понятие каузальногосвойства шире, чем понятие каузальной способности: каузальные способности входят вмножество каузальных свойств феномена. Но наряду с этим каузальные свойства охватываюттакже исторические и реляционные характеристики данного феномена.

В реальной научнойпрактике каузальное объяснение в науках исходит не только из каузальных способностейфеноменов; оно также описывает их более широкие каузальные отношения – их каузальныесвойства. Акцентирование только лишь каузальных способностей подразумевает дискретноеотделение феномена от сети исторических и реляционных отношений, элементом которой онявляется.

Важно отметить, что подобная изоляция феномена и порождает атомарного индивида.Если мы игнорируем каузальные свойства предмета и акцентируем лишь его внутренниекаузальные способности, то мы исповедуем тезис индивидуализма. В свою очередь, каузальныесвойства феномена включают в себя не только имманентные ему каузальные способности, но икаузальные способности, внешние по отношению к нему. Рассмотрение широких каузальныхсвойств позволяет видеть в феномене (в частности – феномене человека) не столькоизолированного индивида, сколько элемент более широкой системы каузальных отношений.Философ Роберт Уилсон предлагает обратиться к реальной научной практике, чтобыпоказать, что во многих науках категоризация проводится не по внутренним каузальнымспособностям индивидуальной сущности89.

Например, геология интересуется тем, какимобразом сформировались вулканы или горы, а не тем, какие каузальные способности ониимеют. В астрономии то, является ли данное небесное тело планетой, зависит далеко не толькоот внутренних свойств этого тела, но от системы его отношений с другими небесными телами.Социальные науки сугубо не-индивидуалистичны: например, классификация некоей практики вкачестве табу не основывается на ее внутренних каузальных свойствах – напротив, она требуетпоместить эту практику в контекст других социальных практик.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее