Диссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния". PDF-файл из архива "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Это возможно лишь тогда, когда ментальные состояния могут бытьмножественно реализованы: схожие ментальные состояния могут иметь место при том, что ихфизическаяреализацияразлична.Например,гипотетическивозможнаинопленетнаясознательная жизнь, физическая база которой радикально отличается от земной (возможно, онасостоит из кремния). Разумеется, учитываются также и реальные биологические различиямежду видами. Функциональная идентичность ментального состояния основана не на природефизического вещества, лежащего в его основе, а на том, каким образом это веществоорганизовано и структурировано. Здесь налицо аналогия с вычислительными машинами, ведьодна и та же программа может быть реализована разными по своему устройству машинами.Поскольку рассмотрение соотношения между устройством компьютера и программойпозволяет абстрагироваться от более широких отношений (например, связи с другимикомпьютерами или с внешним миром), перенесение компьютерной метафоры на проблематикусознания не требует более широкого, не-индивидуалистического истолкования сознания.Таким образом, описанные нами формы физикализма и функционализма имеютиндивидуалистическую природу77.
С точки зрения этих направлений, индивид являетсякрупнейшей полной психологической единицей. Можно абстрагироваться от среды индивида,поскольку вся информация, необходимая для изучения сознания, содержится в ментальныхрепрезентациях индивида.1.3.3 Индивидуалистический характер вычислительной теории сознанияКомпьютационализм является разновидностью функционализма, о котором былосказановыше.Согласнокомпьютационной(вычислительной)теориисознания,психологические процессы и состояния имеют по существу вычислительный характер. Работамозга и сознания понимается по аналогии с компьютером: когнитивные процессы понимаютсяЭто не означает, что физикализм (во всяком случае нередуктивный) и функционализм должны быть с необходимостьюсвязаны с индивидуализмом. Однако господствующие их формы имеют индивидуалистический характер.7741как процессы обработки информации.
Согласно этой концепции, ментальное состояние,представляющее некий объект в мире, является ментальной репрезентацией данного объекта.Подобная репрезентация понимается как квази-языковой символ. С этим связана гипотезаязыка мысли, выдвинутая Дж. Фодором.
Мысль есть операция с этими базовыми символами,ментальными репрезентациями. Эта операция имеет вычислительный характер. Инымисловами, мысль является сложным ментальным состоянием или процессом, имеющимвычислительную природу. Парадигматическим примером вычислительной деятельностиявляется знаменитая машина Тьюринга.Вычислительна теория сознания утверждает, что мыслительные процессы аналогичныпроцессам, происходящим в компьютере.
Другими словами, все процессы происходящие виндивиде,которыеконтролируютсянейроннымисигналами,являютсяпроцессамиманипуляции символов. Нейроны понимаются здесь с точки зрения их символическойфункции. Можно выделить две существенные характеристики символов: во-первых, символыобозначают или репрезентируют нечто в мире. Кроме того, символы могут соединяться сдругими символами согласно определенным синтаксическим правилам, в результате чеговозникают новые символические обозначения.
Например, в высказывании «Париж являетсястолицей Франции» отдельные слова составляют единое предложение. Иными словами,символыимеютрепрезентативныеикомбинаторныесвойства.Нейроны,согласновычислительной теории, также имеют символические функции. Во-первых, как и символы,нейроны могут «обозначать» или репрезентировать вещи в мире78. Во-вторых, нейроны,кодирующие определенное понятие, могут сочетаться с нейронами, кодирующими другиепонятия, образуя новое символическое обозначение. Поскольку нейроны функционируют каксимволы, то на более высоком уровне абстракции ментальным процессам можно приписатьвычислительный характер; таким образом, они заключаются в операциях с символическимирепрезентациями.
Целью когнитивной науки является описание тех программ, которыеопределяют механизмы операций на символах, происходящие в сознании, то естьвычислительные механизмы сознания. Примером может послужить вычислительная теориязрительного восприятия. Согласно наблюдениям когнитивных ученых, сенсорная стимуляциясетчатки не дает достаточной информации для формирования однозначного восприятия (тоесть, один и тот же сенсорный ввод может интерпретироваться по-разному). Следовательно,зрительная система должна сделать определенные заключения на основании некоторыхпосылок, с целью формирования правильного восприятия. Определенные вычислительныеалгоритмы позволяют системе перейти от фрагментарных данных к нормальному восприятию78Shapiro L. Embodied Cognition.
– London and New York: Routledge, 2011. C. 9.42всего богатства зрительной картины. Так, вычислительные процессы позволяют сформироватьвосприятие глубины; вычислительные процессы выводят восприятие формы из тени илитекстуры. Согласно вычислительной теории, восприятие является процессом, состоящим изпоследовательныхстадий:«информациянасетчаткеявляетсяотправнойточкой,предположения относительно мира кодируются в виде правил, ограничивающих множествовозможных решений, а затем формируется алгоритм, который использует в качестве вводасимволическую репрезентацию изображения на сетчатке и производит в качестве выводасимволическое описание физического мира… основная идея заключается в том, что зрениеявляется вычислительной задачей, предполагающей сбор и алгоритмическую обработкуинформации»79.Важно отметить, что вычислительные процессы происходят во время интервала междувводом и выводом – наподобие того, что происходит в процессе ввода данных через клавиатурукомпьютера.
Программы совершают операции на вводе, и результат операции являетсявыводом на дисплее. Существенным моментом здесь является сама программа, тогда как отмировой причины ввода и от мировых эффектов вывода вполне можно абстрагироваться. Вэтом смысле вычислительные процессы имеют солипсистский характер: после получения вводаокружающий мир не имеет значения. Для понимания внутренней работы компьютера не важнони то, кто конкретно совершает ввод, ни то, для чего используется вывод. Если познавательныепроцессы человека имеют вычислительную природу, то для их понимания также не важенокружающий мир; они вполне могут иметь солипсистское истолкование. Границы познаниясовпадают с интерфейсом между познавательной системой (мозгом) и миром, в точках ввода ивывода.
Исследователя человеческого сознания интересует то, что происходит междусенсорным вводом и моторным выводом, а именно обработка информации. При этомвосприятие понимается как ввод информации от мира к сознанию, а действие – как вывод,направленный от сознания к миру. Сознание отделено от мира границами интерфейса. «Прощеговоря, если познание является вычислительным процессом, вычисление оперирует символами,а символы начинаются с ввода в мозг и заканчиваются в моменте вывода из мозга, топознавательный процесс имеет место в одном лишь мозге, и только один мозг долженинтересовать когнитивную науку»80.Инымисловами,вычислительныепроцессыснеобходимостьюдолжныбытьиндивидуалистичными.
Ментальные процессы, будучи вычислительными по своей природе,происходят внутри индивида, «в голове» индивида.7980Там же. C. 25.Там же. C. 26.43С точки зрения компьютационализма, когнитивная деятельность имеет формальнуюструктуру: переходы от одного ментального состояния к другому опосредованы формальнымиправилами,управляющимивозможными сочетаниямисимволов в ментальном коде.Ментальное состояние, репрезентирующее нечто в мире, понимается как символ. Любоевоздействие на когнитивные процессы индивида должно изменять формальные коды в егокогнитивной системе.
Внешний мир релевантен лишь постольку, поскольку он воздействует наформальные свойства ментальных репрезентаций. Каузальной эффективностью обладают несемантические свойства символов (репрезентаций), а их синтаксические свойства, то естьсинтаксическая связь между репрезентациями. Другими словами, важно не семантическоесодержание символа – то есть то, к чему он относится во внешнем мире, а только внутренняясвязь между символами.
Каузальный характер имеет не содержание мысли, а ее форма –именнотаковакаузальностьпрограммногокодакомпьютера.Этоозначает,чтовычислительность или компьютация есть манипуляция символами в соответствии с чистоформальными, т. е. несемантическими техниками. Формальные (а не семантические) свойстваментальных состояний являются своего рода каузальными способностями этих ментальныхсостояний (о каузальных способностях говорилось в предыдущей части параграфа). Этиформальные свойства иногда мыслятся как внутренние свойства индивидуальных компонентоввычислительной системы - ментальных символов (например, их форма или размер). Вконтексте нашей тематики важно в очередной раз подчеркнуть индивидуалистический характеркомпьютационализма.1.3.4 Репрезентационизм и индивидуализм в философии сознанияВыше было сказано, что в вычислительной теории сознания «единицами вычисления»служат ментальные состояния или ментальные репрезентации.