Диссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния". PDF-файл из архива "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Индивидуализм проводит четкуюграницу между тем, что находится «внутри» индивида, и тем, что «вне» его. В просторечиитезис индивидуализма выражается утверждением о том, что психологические состояниянаходятся «в голове».Согласно другой формулировке, основной принцип индивидуализма состоит в том, чтосостояния и процессы, интересующие психолога, супервентны по отношению к текущемувнутреннему физическому состоянию организма. Идея супервентности подразумевает, чтопсихологической теории следует игнорировать любые различия между организмами, которыене проявляются на уровне их текущих физических внутренних состояний 64.
Фактыотносительно истории и внешней среды организма психологически релевантны лишь тогда,когда они воздействуют на текущее внутреннее физическое состояние организма65. Такимобразом, ментальные состояния супервентны по отношению к имманентным индивиду(intrinsic)физическим состояниям. Супервентность ментальных свойств по отношению к63Fodor J. Representations: Philosophical Essays on the Foundations of Cognitive Science.- Cambridge: The MIT Press, 1981Речь идет об индивидуалистической супервентности.
Напротив, вторая и третья главы диссертации посвящены попыткеобрисовать холистическую супервентность.65 Wilson R. Cartesian Psychology and Physical Minds. - Cambridge: Cambridge Univesity Press, 1995. C. 8-9.6434физическим означает, что два индивида не могут различаться в отношении ментальныхсвойств, если между ними нет различия в плане физических свойств. И наоборот, два существане могут быть идентичными по своим ментальным свойствам и в то же время различаться пофизическим свойствам66. Идентичность ментальных состояний неизбежно предполагаетидентичность физических состояний, а различие в ментальных состояниях не может иметьместа без различия в физических состояниях. Это предполагает зависимость ментальныхсостояний от физических состояний, но не обязательно предполагает редукцию первых кпоследним. Внутренняя физическая идентичность состояний организмов влечет за собойпсихологическую идентичность.
В этих условиях невозможна ситуация, когда идентичныевнутренние физические свойства индивидов сопровождаются различием в их ментальныхсостояниях: идентичное внутреннее физическое состояние (например, состояние коры мозга)должно идти в паре с идентичными убеждениями, желаниями, восприятиями и т.д.Вышесказанное означает, что ментальные состояния определяются (детерминированы)исключительно внутренними физическими свойствами индивида. Это утверждение можновыразить следующим образом: внутренние физические состояния индивида онтологическидетерминируют ментальные состояния; это и есть основная идея индивидуализма в философиисознания, или интернализма67.В настоящее время одна из основных проблем, вызывающих споры междуинтернализмом и экстернализмом – это проблема так называемого узкого содержания сознания.Одна из основных идей индивидуализма (интернализма) заключается в акцентированиисамодостаточности узкого содержания сознания68.
Само понятие «содержания сознания» можноопределить как содержание ментальных состояний – таких, как мысль, желание, опасение,намерение и т.д. Понятие содержания сознания предполагает интенциональность сознания, егонацеленность на что-то в мире.
Понятие содержания сознания родственно понятию значения(meaning); собственно, проблема экстернализма и интернализма относительно сознанияродилась из семантической проблематики, а именно из противопоставления тезисовинтернализма и экстернализма относительно значения.Содержание моего убеждения, что в холодильнике находится бутылка молока,заключается в том, что именно высказывается о мире (в данном случае – то, что в холодильникеесть молоко). В таком случае узкое содержание сознания есть такое содержание, которое66Rowlands M.
Externalism. Putting Mind and World back together again. London: Routledge, 2014. C. 15.В современной литературе по философии сознанияиндивидуализм синонимичен интернализму: в самом деле,индивидуализм требует от исследователей сознания учитывать только внутренние (internal) состояния организма.
Такимобразом, индивидуализм и интернализм могут пониматься как две стороны одной медали.68 Отметим, что узкое содержание сознания восходит к картезианскому понятию cogitatio.6735полностью определяется только внутренними69 свойствами индивида, то есть такими егосвойствами, которые не зависят от среды. Узкое содержание ментального состоянияхарактеризуется тем, что оно не могло бы быть иным, если бы его субъект не отличался вопределенном внутреннем отношении; при этом изменения в среде нерелевантны. То естьсодержание сознания субъекта S было бы иным в момент времени t, если и только есливнутреннее физическое состояние субъекта S заключало бы определенное различие в этотмомент.Понятие узкого содержания можно раскрыть полнее, если обратиться к знаменитомумыслительному эксперименту Хилари Патнэма, представленному в его работе «Brains in aVat»70.
В качестве вариации этого эксперимента представим себе, что мозг индивида Xизвлечен из него и помещен в сосуд, причем при помощи проводов подключен к программе,которая вызывает у него импульсы, обычно вызываемые внешним восприятием, создавая,таким образом, иллюзию определенного перцептуального опыта (например, ощущения, будтоон все еще «целостный» человек и находится на пляже). Предположим также, что его двойник,являющийся точной копией данного индивида, получает точно такой же перцептуальный опытна реально существующем пляже.
В таком случае узкое содержание - это то общее, чтопроисходит в «сознании» мозга и в сознании двойника. С точки зрения индивидуалиста, вобоих примерах узкое содержание идентично. При определении узкого содержания мысовершенно абстрагируемся от внешних источников: в первом случае – компьютернойпрограммы, а во втором – опыта восприятия окружающего мира. Важно только то, чтопроисходит внутри мозга и внутри сознания. В первом случае ощущение, будто индивид идетпо улице, ложно, во втором оно истинно, но оба эти ощущения объединены одним и тем жеузким содержанием сознания.
Становится совершенно ясным, что узкое содержание сознания –не что иное, как картезианская когитация: я могу ошибаться в том, что вижу дерево, но ябезошибочно могу утверждать, что вижу дерево; при определении узкого содержание важно несамо хождение, но «мышление» о хождении. Связь с внешней реальностью может бытьподвергнута сомнению, но мой внутренний опыт, узкое содержание моего сознания всегданалицо. Понятие узкого содержания сознания отделяет феноменальные свойства опыта отинтенциональности: ведь последняя всегда референтна и по определению должна иметьширокое (в противоположность узкому), то есть мировое истолкование, поскольку неразрывносвязана с социальной и физической средой.
Здесь мы видим отголоски теории репрезентацийДжона Локка. Как мы уже говорили, по Локку репрезентации (т. е. идеи) лишены внутреннейВ англоязычной литературе в этом контексте используется слово «intrinsic», более сильное чем «internal»; это словоподразумевает имманентность, внутреннюю присущность.70 Putnam H., Reason, Truth, and History. - Cambridge: Cambridge University Press, 1981. P.
1–21.6936интенциональности. Это чистые феноменальные элементы опыта, явления, взятые вне всякогоинтенционального или семантического отношения с миром. Таким образом, узкое содержаниесознания – это содержание сознания атомарного индивида, отрезанного от мира. Узкоесодержание сознания является онтологическим основанием методологического солипсизма.Согласно этому принципу, психологическое состояние не предполагает существованиялюбого другого индивида, кроме того, которому оно приписывается. Методологическийсолипсизм предлагает своеобразную реконструкцию таких психологических состояний, как,например, «испытывать ревность». В обыденной речи мы говорим, что некто х ревнует z к y.Это утверждение, разумеется, влечет за собой утверждение о существовании z и y.
В своюочередь, предпосылка методологического солипсизма по определению исключает израссмотрения состояние «ревновать кого-то к кому-то» или «испытывать ревность к кому-то» то есть психологические состояния в широком смысле. Методологический солипсизм признаеттолько психологические состояния в узком смысле (с узким содержанием), заключая в скобки zи y, и допуская, что можно испытывать ревность даже к воображаемому предмету или предметугаллюцинации (ведь научное значение имеет сама репрезентация, а не репрезентируемыйпредмет). Здесь предметом исследования является не специфическое отношение междуиндивидами, именуемое ревностью, а внутренняя ментальная репрезентация ревности отдельновзятым индивидом.
Разумеется, это предполагает, что такое психологическое состояние в узкомсмысле обладает определенной степенью каузальной замкнутости: для интерналистаформулировка психологических законов вполне может исходить только из психологическихсостояний в узком смысле.Эти психологические состояния в узком смысле требуют особой грамматики71. В самомделе, большинство переходных психологических глаголов в обыденной речи имеют несолипсистское употребление: утверждение, что «x видит y» означает, что у существует вкачестве видимого объекта.