Диссертация (Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния". PDF-файл из архива "Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Следует вкратце пояснить, чтостоит за понятием ментальной репрезентации, лежащей в основе репрезентационной теориисознания. Отметим, что именно репрезентационная теория сознания служит серьезной опоройкак для представленной выше вычислительной теории, так и для широко понятогоиндивидуализма в философии сознания. Согласно репрезентационной теории сознания,когнитивные состояния и процессы образуются появлением, трансформацией и сохранением вструктуре мозга неких несущих информацию сущностей, или репрезентаций 81.
Нашеперцептуальное и поведенческое взаимодействие с миром опосредовано внутреннимиментальными репрезентациями мира. Репрезентация является ментальным объектом, имеющимсемантические свойства (содержание, референция, условия истинности). Репрезентационная81Pitt D . Mental Representation. - The Stanford Encyclopedia of Philosophy. - URL =<http://plato.stanford.edu/archives/fall2013/entries/mental-representation/>. (Дата обращения 15. 05. 2015)44теория сознания исходит из очевидной посылки о том, что ментальные состояния, такие какмысли, убеждения, желания, восприятия относятся к вещам, отсылают к объектам в мире.Однако исходя из этой верной посылки, в обход бритвы Оккама, они постулируют отдельнуюментальную сущность – ментальную репрезентацию, которая «отвечает» за семантическоесодержание ментального состояния.Один из главных идеологов репрезентационизма Джерри Фодор полагает, что «вдействительности [репрезентационизм] – это старая добрая Теория, та, под которойподписались бы и Локк, и Декарт…»82.
Однако, в отличие от «старой доброй теории», всовременном репрезентационизме репрезентации вовсе не являются визуальными копиями,своего рода ментальными картинками внешнего мира. В современном репрезентационизмеобладать ментальной репрезентацией значит обладать закодированной информацией о некоемобъекте, событии, положении дел и т.
д. Идея о том, что когнитивная обработка информациисопряжена с определенным кодом, выражена в гипотезе о языке мысли. Обладать ментальнойрепрезентацией некоего объекта или события m означает иметь в языке мысли символ M,замещающий или отсылающий к объекту m.
Этот символ и является репрезентацией объекта83.Согласно этой гипотезе, информация об отдельных аспектах мира закодирована вотдельных ментальных репрезентациях. Ментальные репрезентации являются внутреннимидискретными структурами, которые соответствуют предметам (или событиям) в мире.Репрезентации являются элементами кода84 и, следовательно, управляются определеннымсинтаксисом,определяющимРепрезентационистскаяправилакогнитивнаяманипуляциинауканеикомбинацииинтересуетсяэтихэлементов.отношениеммеждурепрезентирующим и репрезентируемым, то есть между символами кода и отраженными в немаспектами внешнего мира.
Другими словами, репрезентационизм не интересуется отношениеммежду организмом и средой. Его интересует лишь сама внутренняя динамика репрезентаций,их свойства и правила комбинации. При этом естественно, что репрезентации понимаются какимманентные по отношению к индивиду. В этом и заключается методологический солипсизм,являющийся методологической основой индивидуализма в философии сознания.
Исследованиесознания может сводиться к изучению внутренних ментальных репрезентаций, абстрагируясь82Fodor J. Representations. P. 26.Нужно все же отметить, то не все репрезентационисты признают гипотезу о языке мысли.84 Разумеется, гипотеза ментальной репрезентации как закодированной информации сталкивается с проблемой интерпретации:в самом деле, как можно (и кто может) интерпретировать код, кроме как с помощью другого кода? Понятно, что все публичныеформы кода (прежде всего, языки) интерпретируются исходя из конвенциональных, по существу социальных правил. В ответна этот вопрос репрезентационист может сказать, что репрезентации суть не конвенциональные, а естественные символы,порождаемые в каузальном отношении между познающим и миром, и как таковые, они не требуют интерпретации. По мнениюФодора, например, символы в языке мысли, равно как и синтаксис этого языка, имеют врожденную природу.
То естьрепрезентации являются некоей естественной, биологической и врожденной формой кода.8345от реального отношения между сознанием и миром – здесь очевидно наследие мысли Декарта иЛокка.Ментальные репрезентации являются ментальными состояниями, а, следовательно(исходя из физикалистского принципа) они также являются мозговыми состояниями.Ментальные репрезентации имеют пропозициональную структуру, то есть они вписаны в мозг вформе пропозиций - предложений языка мысли, “Mentalese”, как называет его Дж.
Фодор.Обладать убеждением, что, например, Париж является столицей Фанции, означает, чтопредложение, выражающее данное убеждение, вписано на «языке мозга». Таким образом,обладание убеждением, что q предполагает отношение к вписанной в мозг пропозиции q. Всвою очередь, обладать неким намерением означает обладать намерением сделать некуюпропозицию истинной (например, намереваться открыть окно, означает намереваться сделатьистинной пропозицию «окно открыто»). Таким образом, намерение является своеобразнымотношением между субъектом и пропозицией р, выраженной на языке мысли определеннымпредложением. Вот как механизм, предложенный Фодором, описан французским философомВенсаном Декомбом : “Субъект берет в свою голову символ «р», означающий, что р имеетместо - символ, означающий на языке мысли, например, что окно открыто, и перемещает этотсимвол в отдел (модуль) намерений, расположенный внутри головы.
Этот отдел намеренийявляется системой для обработки вложенных в него символов с целью трансформации их вмоторные инструкции. В результате субъект ведет себя таким образом, что р становитсяистинным»85. Это описание вовсе не утрирует язык самого Фодора. Очевидно, чтопредставленный механизм описывает только то, что происходит внутри субъекта, иабстрагируется от внешнего мира.
Убеждение и намерение суть сугубо внутренние ментальныесостояния, операции с внутренними ментальными репрезентациями. Разумеется, такоепонимание убеждения и намерения имеет сугубо индивидуалистический характер.Постараемся проанализирвать вышесказанное несколько более детально, опираясь наанализ, предложенный французским философом Венсаном Декомбом.Декомб подвергаетобстоятельной критике эту форму индивидуализма-интернализма, которую сам называет«ментализмом». Идеология ментализма выражена Джерри Фодором следующим образом:«Существуют убеждения и желания… и существуют факты относительно ихинтенционального содержания; то есть то, к какой пропозиции относится интенциональныйобъект желания или намерения – это вопрос факта»86. Фодор исходит из очевиднойпредпосылки о том, что у людей есть убеждения и желания. Однако далее в игру вступаетметафизика сознания, основанная на концепции дискретного ментального состояния: когда8586Vincent Descombes.
The Mind’s Provisions. С. 190.Там же. С. 73.46некто придерживается некоторого убеждения или мнения (например о том, что окно открытоили что на улице снег или что Париж – столица Франции), он находится в определенномсостоянии.Этосостояниепредполагаетнекоторуюустановкупоотношениюкинтенциональному объекту. Этот интенциональный объект – не что иное, как репрезентацияоткрытого окна, снега на улице, Парижа в качестве столицы Франции и т. д. Эта репрезентацияимеет пропозициональную структуру, она является пропозицией. Таким образом, описанныеубеждения являются отношениями между субъектом и объектом, причем объект - этосоответствующие пропозиции («окно открыто», «Париж – столица Франции» и т. д.).
Этоотношение и есть знаменитые пропозициональные установки: иметь некоторое мнение(убеждение) значит пребывать в состоянии, предполагающем отношение с определеннойсущностью, а именно пропозицией, которая репрезентирует некий предмет.Приписать кому-то убеждение или желание означает приписать ему некое состояние (Хнаходится в состоянии убеждения, что он опоздал, Х находится в состоянии желания догнатьпоезд). При этом существует определенная гомология между состоянием сознания (ментальнымсостоянием) и состоянием мозга. Эту гомологию и призвана прояснить гипотеза языка мысли(Mentalese): в мозге субъекта, придерживающегося мнения с содержанием p, выраженногопредложением «p», содержится соответствующий материальный символ Р.
Этот символ имеетформу предложения согласно правилам «мозгового кода».На психологическом уровне описания поведение человека будет объясняться сложнымпереплетением каузально связанных между собой интенциональных состояний. Тезис окаузальной роли ментальных состояний (таких, как убеждения и желания) разделяетпсихологический феномен на сугубо внешнюю часть (поведение) и на чисто внутреннюю,имманентную часть (призванную объяснить внешнюю часть), порождая дуализм внутреннего ивнешнего, на котором зиждется индивидуализм в философии сознания.
В самом деле,убеждение, что q является отношением с внутренним интенциональным объектом q. Этотобъект одновременно является внутренним физическим состоянием субъекта. Это внутреннеесостояние может иметь каузальную функцию во внешнем мире. В результате мы получаемквинтэссенцию индивидуализма, проводящего строгую границу между индивидом и миром.Каузальность ментальных состояний понимается совершенно индивидуалистически.