Диссертация (Субститут- и эрзац-феномены в субкультуре детства), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Субститут- и эрзац-феномены в субкультуре детства". PDF-файл из архива "Субститут- и эрзац-феномены в субкультуре детства", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Предоставим характеристику одной из таких кукол в традиционномрусском костюме: она не имеет сапог – ноги неаккуратно покрашены краснойкраской; на голове волосы под платком отсутствуют, имеется только частьпробора. Соответственно, косы нет, хотя она была неотъемлемым атрибутом.Сам костюм также вызывает определенные вопросы. Кукла была создана недля того, чтобы ее вынимали из коробки и внимательно рассматривали.39Вводимоенамипонятие«эрзац-коллекционирование»призвановыразить не концепцию внимательного подбора предмета для собиранияобъектов, представляющих ценность не только для коллекционера, но и вряде случаев для целой страны или всего человечества.
В последнейотсутствуют случайные вещи, поскольку владелец очень хорошо осведомленоб истории каждого образца, об эпохе и личностях, которым онапринадлежала.В 90-е годы ХХ века в России было зафиксировано появление и такогоновогословакак«эрзац-документ»,которыйопределяетсякакнеполноценный документ1. Это слово подразумевает на практике документ,не обладающий в полной мере правовым статусом, не имеющий достаточнойюридической силы. В просторечии оно явилось синонимом идиоматическоговыражения «филькина грамота».Возвращаяськвопросуомассовойкультуре,обратимсякдиссертационному исследованию М.А. Черняк, которая пишет, что, «являясь“эрзац-продуктом”специализированных“высоких”областейкультуры, массовая литература не порождает собственных смыслов, а лишьимитируетявлениякультуры,пользуетсяееформами,смыслами,профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровнявосприятия потребителя»2.
Массовая культура, по ее мнению, создает эрзацкрасоту и эрзац-героев. Иными словами, она выступает заменителем,суррогатом, о котором было сказано ранее.М.А. Черняк выявляет еще одну важную черту, представляющуюценность и для настоящего исследования. Она считает, что массоваякультурасоздаетирреальныймир,отличающийсякомфортностью,определенностью (добро побеждает зло). Можно указать и на егоустойчивость, которая обеспечивается механизмом конструирования сюжета,Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: в 3т. Т. 3. Паркомат – Я / под ред.
Т.Н. Буцевой, Е.А. Левашова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. С. 1329.2Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики: автореферат…доктора филологических наук. СПб, 2005. 50 с. URL: http://cheloveknauka.com/fenomen-massovoy-literaturyxx-veka-problemy-genezisa-i-poetiki (дата обращения: 27.10.2016).140образами-схемами. Потребность в построении стабильного фантазийногоэрзац-мира, созданного как продукт эрзац-литературы, обусловлена общейнеустойчивостью, нестабильностью общества и положения каждого человекав отдельности.
Литература «для отдыха» позволяет человеку уйти в этот мир,забыться, абстрагироваться, что можно рассматривать как механизм защиты.Элитарная литература напротив не дает такой возможности, поскольку в рядеслучаев поднимает острые философские, социальные вопросы, заставляетчеловека рефлексировать, думать, размышлять.З. Фрейд в работе «Психология масс и анализ человеческого Я» такжепишет, что масса стремится жить иллюзиями, но не действительностью, приэтом между реальным и ирреальным она не видит различий1.Эрзац-мир, создаваемый эрзац-литературой, не требует обращениячеловека внутрь себя.
Интересно подчеркнуть, что человек с удовольствиемпогружается в вымышленный мир, уходит от повседневности при том, что,какподчеркиваетМ.А. Черняк,массоваялитературажизнеподобна,социальна и злободневна2. Но читателю знакомы ситуации, в которыепомещены герои. И эта узнаваемость, как ни парадоксально, создает чувствокомфорта. Кроме того, он может получать и удовлетворение при чтениидетектива, угадывая, кто является, например, убийцей, вором и т.п. Нопредсказуемость самого сюжета отталкивает любого читателя, не толькомассовой литературы.Вопределеннойсоциокультурнуюстепениситуацию,массоваяоперативнолитературафиксируетотражаетпроисходящиеизменения, выступает некоторым аналогом СМИ и в тоже время фольклором,мифом, как показывает М.А.
Черняк3.Важно отметить следующее: массовая литература ориентируется наразличные возрастные категории, в том числе и на детей. Детскую массовуюФрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. СПб.:Алетейя, 2000. С. 91.2Черняк М.А. Массовая литература ХХ века. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 285.3Там же. С. 286.141литературуцелесообразнорассматриватьвконтекстеиндустриисубкультуры детства. В.Д. Черняк и М.А.
Черняк отмечают появление целогоряда сугубо детских жанров, например, детский детектив, роман для девочеки т.п.1 При этом просматривается во многих случаях стилизация оформленияобложек под взрослую (любовные женские романы). Можно сказать, чтопроявление интереса детей к подобной литературе обусловлено легкостьючтения без необходимости разбора трудных для понимания сюжетов,понятий,причинно-следственныхсвязей;богатойиллюстративнойсоставляющей; известностью содержания книги, которая выходит в рамкахрекламнойкампаниикакого-либохудожественногоилимультипликационного фильма и пр.
В.Д. Черняк и М.А. Черняк такжедобавляют, что автор может одновременно выпускать не только книгу, но иее интернет-версию, что обеспечивает больший охват аудитории. Интересно,что, характеризуя язык детского детектива, ученые употребляют логичноесловосочетание «жаргонно-бытовой язык»2. При этом он относится и ковзрослой массовой культуре.Но в настоящее время обнаружилась тенденция рассматривать образцытакихарготизмовЕ.В.
Ганапольская(жаргонизмов)объясняетвкачествепотребностьвфразеологизмов.разработанномею«Фразеологическом словаре современного российского детектива» тем, что,во-первых, появились новые идиоматические выражения, а во-вторых,имеющиеся изменили свое значение, устарели3. Данный словарь следуетрассматривать как лексикографическое издание, созданное исключительно врамках массовой культуры и направленное на фиксирование образцовобедненного языка в качестве идиоматических выражений. Как замечаетавтор, словарьизначальносоздавалсякакполностьюпосвященныйдетективам только одного автора – А. Марининой, поэтому большой процентСм.: Черняк В.Д., Черняк М.А. Массовая литература в понятиях и терминах.
М.: Флинта: Наука, 2016. С.47-49.2Там же. С. 47.3См. Ганапольская Е.В. Фразеологический словарь современного российского детектива: в 2 т. Т. 1. А – К.СПб.: Златоуст, 2015. С. 3.142иллюстративных примеров приведен именно из ее произведений. Следуетотметить, что некоторые авторы учебников (элективный курс) считаютцелесообразным изучение данного жанра в школе1.Думается, формируется проблема следующего характера: жаргоннаялексика, на которой написаны многие образцы массовой литературы(детективы),внастоящеевремяизучаетсяуженестолькокаксоциокультурный феномен, сколько как норма, в которой имеют местоидиоматические выражения.Приведем примеры из рассматриваемого словаря. Так, одним извостребованных слов в детективах, по данным справочного издания, является«башка».
Фразеологизмы с указанной лексемой приведены следующие:башка забита, б. крепкая, б. кружится, б. на плечах, б. подтекает (т.е. кто-тосошел с ума), б. прояснилась, б. свежая, б. слетает («кто-либо полностьюглупеет»), б. трещит, б. чужая, как барабан б., как у быка б. (большая), какчугунная б., пока б. цела, светлая б., свинцовая б. Отдельные группыобразованы падежными формами – башке, башки, башкой, башку2. Следуетотметитьявныйдеструктивныйхарактермногихидиоматическихвыражений, особенно это касается последней группы: башку на отсечение, б.отвинтить, б.
отрезать, б. расшибить, б. снести, брать в б., вдолбить в б.,втемяшиться в б., давать в б., дурь в б. поползла, забивать б., загнать пулю вб., запломбировать б. («застрелить кого-либо»), моча ударила в б., отшибитьб., проламывать б., разбить б.При этом другой словарь – «Словарь русского арго» – определяетданные выражения именно как арготизмы. Так, рассматриваемое слово«башка» дает отсылку к следующим выражениям: лысая башка, дай пирожка;отвал б., полоскать б., пылесосить б.3 Как можно видеть, обнаруживаетсяСм., например: Ланин Б.А., Андрейченко Т.О., Устинова Л.Ю. Современная русская литература. 10-11классы. М.: Вентана-Граф, 2007.
336 с.2См.: Ганапольская Е.В. Фразеологический словарь современного российского детектива: в 2 т. Т. 1. А – К.СПб.: Златоуст, 2015. С. 24-36.3Елистратов В.С. Словарь русского арго (материалы 1980-1990-х гг.). М.: Русские словари, 2000. С. 30.143идентичность приведенных примеров, но, думается, что термин «арго»наиболее точен и уместен.Но обозначение арготизмов в качестве фразеологизмов может создатьамбивалентную ситуацию, которая приведет к тому, что читатели этовоспримут как прямое указание использовать в качестве нормативныхидиоматическихвыражений,чтоприсущеобщемупониманиюфразеологизма как такового.Думается, что эстетизация убийства, криминала в жанре современногомассового детектива имеет для «векового здания культуры» те жепоследствия,чтоинатурализацияполовыхотношений,которуюЮ.М.