Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
А. Чудеса Петра Черевковского // Словарь книжников икнижности Древней Руси. М., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 257–259; Ромодановская Е. К.«Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и севернорусскойагиографии // Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб., 2005.
С.143–159. Священномученик Петр Черевковский чудотворец. История почитания.Чудеса. Службы. [Подг. В. В. Копытков]. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. 88 с.4041Романова А. А., Хрусталев М. Ю. Евфросин // ПЭ. М., 2008. Т. 17. С. 484–487.Лобакова И. А. «…Извѣстия совершеннаго нѣсть»:Интерпретацияисторических событий в Житии Галактиона Вологодского // Slovĕne = Словѣне.International Journal of Slavic Studies. 2015. T. IV, № 1.
С. 240–252.42Впрочем, в современных историко-археологических трудах история оигумении Анастасии, о котором сообщают угличские летописцы XVIII в., считаетсяпоздней легендой (Панченко К. И. Игуменья Богоявленского монастыря г. УгличаАнастасия в свете исторических и археологических данных // Средневековая личностьв письменных и археологических источниках. Материалы Международной научнойконференции. Москва 13 – 14 октября 2016 г. М., 2016. С. 175).23Перечень особо чтимых русских святых содержится уже в«Отвещании любозазорным или сказании вкратце о святых отцех, бывшихв монастырех, иже в Рустей земли сущих» – одной из глав Духовнойграмоты (Устава) Иосифа Волоцкого, помещенного, в частности всентябрьский том Макарьевских Четьих Миней.43 Иосиф Волоцкий –знаковая фигура русской церковной жизни рубежа XV и XVI веков, чьяжизнь и деятельность неоднократно становились предметов ожесточенныхспоров–каксредиближайшихсовременников,такисредиисследователей, перечисляет подвижников, которых он считает святыми –помимо Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского он отдельновыделяет Варфоломея Симоновского, тверских Савву и Варсонофия,Макария Калязинского и своего учителя Пафнутия Боровского, а такжеупоминает о некоторых чудесах, произошедших в обителях этихподвижников.
Глава о русских святых может рассматриваться как первоеагиологическое сочинение Московской Руси.44Также в «Просветителе» преп. Иосифа отдельные главы отведенывопросам «О святых иконах Божиих угодников» и «О мощех святых» – гдеподробно оговаривается наказание непоклоняющимся этим святыням.Различия в понимании понятия святости и того, кто может бытьназван святым, отразились в полемике о святости Ионы митрополита,Макария Калязинского и Пафнутия Боровского, в непризнании которойбыл обвинен Вассиан (Патрикеев).4543Духовная грамота преподобного игумена Иосифа // Великие минеи четии,собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь: дни 1–13. СПб., 1868.Стб. 546–563.44Кириллин В.
М. Литературное наследие преп. Иосифа Волоцкого //Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель: Сб. ст. М., 2008. С. 51; Алексеев А. И.Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480–1510-х гг. СПб., 2010. С. 57.45Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 297.24Особым явлением в истории русской агиологии стали соборы 1547 и1549 гг. Грамота собора 1547 г. сохранилась в нескольких списках, иперечни местночтимых святых в этих списках отличаются46.
ГрамотаСобора 1549 г. не обнаружена (о нем известно из речи Ивана Грозного наСтоглавом соборе 1551 г.), и перечень святых, которые гипотетическимогли быть на нем канонизированы, вычисляется с помощью косвенныхданных, в частности, посредством еще одного источника, перечисляющеговсех святых, которым установлено празднование – Жития митрополитаИоны, что, впрочем, не объясняет разночтений в ряде имен.47 В ЖитииИоны также представлен очерк, позволяющий реконструировать обистории установления празднования святым «в Рускои земли»: начиная скнягини Ольги.48 Нам представляется вполне обоснованным вывод О.
Б.Страховой о том, что целью собора 1547 г. была аккумуляция исистематизация накопленного гимнографического и канонизационногоопыта. 49Обобщающей попыткой сбора сведений о русских святых и о особопочитаемых46усопших,преждевсегочленахкняжескойсемьииКомментарии // Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. М., 1996.Кн. 4, ч. 1.
С. 558, примеч. [44*].47Белякова Е. В., Найденова Л. П. Житие митрополита Ионы как источник поистории канонизации святых в Русской церкви // Проблема святых и святости висторииРоссии.МатериалыXXМеждународногосеминараисторическихисследований «От Рима к Третьему Риму». Проблема святых и святости в контекстеистории и права. М., 6–7 сентября, Санкт-Петербург, 11 сентября 2000 г. М., 2006.С.134–142; Мусин А. Е.
Соборы св. митрополита Макария 1547–1549 гг.: Факт историиили факт историографии // Сообщения Ростовского музея-заповедника. Ростов, 2003.Вып. 13. С. 74-86.48Усачев А. С. Житие митрополита Ионы третьей редакции // Вестникцерковной истории. 2007.
№ 2. С. 20–22.49Страхова О. Б. Канонизация и почитание русских праведников в XVI веке. С.102. См. также: Ткачев Е. В. Канонизация… С. 303–307.25представителях высшей церковной иерархии, может считаться Степеннаякнигацарскогородословия,включившаязначительноеколичествожитийных памятников, прежде всего князей и церковных иерархов.50Во второй половине XVI в.
возникает также практика составленияперечней именно русских святых: она прослеживается в Похвальном словеАнтонию Сийскому и всем русским святым, составленном царевичемИваном,51 и в Похвальном слове всем русским святым инока Григория,сохраненной и использованной как образец выговскими старообрядцами,52и в Похвальном слове Прокопию Устюжскому, в котором перечисляетсяряд русских святых.53Попытки собрать воедино сведения о почитаемых святых и образахпредпринимались неоднократно позднее: это перечни святых, в том численовгородских,54 данные месяцесловов и иконописных подлинников.Наиболее известны такого рода «справочники», как «Книгаглаголемая Описание о российских святых…» (см. главу 4) или сводысведений о чудотворных иконах, создававшиеся на рубеже XVII – в началеXVIII в., таких как, например, «Солнце пресветлое», составленное50Литература,посвященнаяизучениюСтепеннойкниги,подробнорассматривается, в новейших работах А.
В. Сиренова ( Сиренов А. В. Степенная книгаи русская историческая мысль XVI–XVIII вв. М.; СПб., 2010); и А. С. Усачева (УсачевА. С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. М.;СПб., 2009)51Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2005.
Т. 13: XVI века. С.52Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в Россиивоссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинанийВыга // ТОДРЛ. СПб., 2010. Т. 61. С. 329–344.53Житие преподобнаго Прокопия Устюжского. СПб., 1893. (Изд. ОЛДП. № 103).54Никольский А. Описание святой Софии в Новгороде и святыни древнейВелико-Новгородской области (до 1654 года) // Вестник археологии и истории.
1901.Вып. 14.26Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг., однако и в более раннее времяизвестно о попытках сбора сведений о святынях тех или иных регионов.В какой-то степени задача охвата русского житийного материаластавилась в сводах четьих миней XVI–XVII вв.– от Макарьевских, вкоторые было включено до 60 житий русских святых, до Миней ИоаннаМилютинаирукописногоРостовского,55 позднее, ужевариантаЧетьихМинейДимитрияв XIX в.
– в сводах, подобных работамМуравьева56 и Е. Поселянина.57 Однако для того, чтобы осмыслитьдуховное наследие, требуется определенная дистанция и определенныйподход.Сведения о святых и чтимых иконах собирались в монастырскихлетописцах. Достаточно давно введены в науку и опубликованы многиелетописцы – второй половины и конца XVII в., в частности, созданные приновгородских церквях, таких как церковь св. Димитрия на Славкове улицеи церковь 12 апостолов.58 Включались они также во вновь составленные«истории»59, закреплялись в списках создававшихся с середины XVIII вв.55Державин А.
Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского,как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. 1976. Т.15. С. 61–145; Т. 16. С. 46–141; Федотова М. А. К истории Четьих Миней ДимитрияРостовского: рукописные материалы // Вестник НГУ. Сер. История, филология. 2012.Т. 11, вып. 12: Филология. С. 123–133.56Муравьев А. Н. Жития святых российской церкви, также иверских иславянских и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1859–1867. Т. [1]–[12];Бахметева А. Н.
Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству ЧетиихМиней. Изд. 1–5(?); Дестунис С. Жития святых, составленные по Четиим Минеям.57Поселянин Е. Богоматерь. СПб., 1914 и переиздания.58Азбелев С. Н. Новгородские местные летописцы // ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С.364–370.59См., например: Амвросий (Гиновский). История о городе Курске о явлениичудотворной Знамения пресвятыя Богородицы иконы, нарицаемыя Курския, о КурскомЗнаменском монастыре и его настоятелях. Сочиненная в 1786 году из разныхрукописей, граммот царских и патриарших, такожде и из рукописнаго летописца в27«соборов» местных святых (см. главу 2 и 6 настоящей работы),использовалисьвофициальнойдокументации;60перечислялисьвобобщающих работах ученых – краеведов XVIII–XIX вв.61Собирались сказания о местночтимых святынях и священниками(РГБ, ф.
178, № 9375 1-й трети XVIII в., сборник житий и повестей, частьтекстов из которого переписана Андреем Васильевым62) и мирянами –примером может служить сборник «Рай мысленный», составленный поКурском Знаменском монастыре находящихся. Курск, 1792. См. также: Семячко С.