Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 49
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 49 страницы из PDF
и 28 мая – л. 333).Всвятцахотчетливопрослеживаетсяинтерескпамятямдревнерусских князей и отдельных правителей других славянских стран,местам их погребений, а иногда и состоянию мощей. Источником этихсведений могли стать Четьи Минеи Иоанна Милютина или один из ихисточников – Степенная книга.
Так, под 18 сентября указана памятьДмитрия Юрьевича Красного: «иже по преставлении оживе и поя стихимноги на удивление всем людем, а привезен от Новагорода Великого, ипогребен на Москве октября в 14 день, тело ж его цело добра ради житияего» (МДА 201, л. 317; в МДА 203, л. 248 – это междустрочная вставка).Под 19 сентября указана обычная для святцев память кн. ФеодораСмоленского и Ярославского и его детей Давида и Константина (обретение239мощей в 6971 указано под 5 марта, пренесение – под 23 марта – МДА 201.Л. 326 об., 327), а сразу за ней под 19.09 следует память убитого в Киевеинока схимника Игоря Олговича. Под 20 сентября указана обычная длясвятцев память Михаила Черниговского и боярина его Федора, под 27сентября – убиение князя Вячеслава Чешского (под 4 марта – принесениеего мощей – МДА. 201.
Л. 326 об.), под 30 сентября – память Ярослава(Феодора) Всеволодича «и погребен в Володимере в соборнои церквеПречистые Богородицы» (МДА 201, л. 318). Под 14 октября указанапамять кн. Николы Святоши (здесь, вероятнее всего, как одного изпечерских святых) (МДА 201, л. 319), под 27 октября – обретение мощейАндрея Смоленского «иже в Переславле Залеском» (л.
320), под 30 октября– память Стефана Сербского, под 3 ноября – «Успение стаго благовернагокнязя Андрея Ивановича Углецкаго, бысть заточен в темнице и погребенна Москве, у Бориса и Глеба в лето 6942» (МДА 201. Л. 320 об.), 22 ноября– память Михаила Ярославича Тверского, 23 ноября – память АлександраНевского, 24 ноября – память князя Всеволода Юрьевича Владимирского,«погребен в Володимере у Благовещения в пределе возле Соборныя церквив лето 6721» (л. 321), 27 ноября – обретение мощей Всеволода-ГавриилаПсковского, 11 февраля – его преставление (МДА 201. Л. 325 об.).
Под 4 и24 февраля отмечены даты преставления Романа Углицкаго (6793) (МДА201. Л. 325, 326) и убиения Георгия Всеволодича Владимерского («и пакив лето 7153 преложены мощи его в сребрену раку и пренесены из предела всоборную церков Престые Богородице и положены возле правого столпаблиз святительского места» (МДА 201. Л. 325)). Под 4 марта указаны датысмерти Василька Ростовского и Даниила Александровича Московского(даты пренесения мощей Даниила – 1652 г.
– Симон Азарьин не знает, нопишет: «и погребен бысть в Даниловском монастыре, пострижен и всхиме, от него же и создан бысть монастырь той, и многа исцеления Богдарова от гроба его всем приходящим с верою» – МДА 201. Л. 326 об.).Под 31 марта указана память Ивана Даниловича Московского (6849 г.,240МДА. 201. Л. 327 об.). Под 2 мая – стандартная память перенесения мощейБориса и Глеба (МДА 201. Л. 330), под 19 мая – преставление ДмитрияДонского, Игнатия Углицкого (Ивана Андреевича; под 23 июня ошибочно:«преподобнаго отца нашего Игнатия, Углицкаго чюдотворца, иже преже бекняз великии Иван Ондреевич, и в заточении скончася» - МДА 201.
л. 335об.) и Михаила Углицкого (МДА 201. Л. 331 об.). Под 20 мая –преставление князя Довмонта Псковского, под 21 – Константина и егодетей Михаила и Феодора Муромских (МДА 201. Л. 332). При указаниипамяти княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского упоминается осовершенных у ее гроба исцелениях (память под 7 июня – МДА 201. Л.334) Под 8 июня – обретение мощей Василия и Константина Ярославскихчудотворцев, под 3 июля и 8 июля – их память (МДА 201. Л. 336 об., 337).Под21 июня – память князя Федора Стародубского, «мощи его вТроицкой отчине в селе Олексине» (МДА 201.
Л. 335–335 об.). Под 25июня память Петра и Февронии Муромских, «во иноческом чину Давид иЕфросиния» (МДА 201. Л. 335 об.), под 26 июня – память Петра царевичаОрдынского (МДА 201. Л. 336). Под 11 июля – память княгини Ольги, под12 июля – память Варяга и сына его Ивана, под 15 июля – «успение» князяВладимира (МДА. 201. Л.
338). Под 19 июля – убиение Романа ОльговичаРязанского (МДА 201. Л. 338 об.). Под 3 августа – убиение АндреяБоголюбского (МДА 201. Л. 340 об.). Памяти князей имеются и в разделесвятцев, не содержащем дат: памяти детей Андрея Боголюбскогопомещены в приписке на нижнем поле (МДА 201. Л. 347), указаны памятиМихаилаАлександровичаТверского,АндреяКонстантиновичаСуздальского и княгини его Василисы-Феодоры (МДА 201. Л. 347 об.,далее на нижнем поле перечислены дети Георгия Всеволодича, на л. 348об. перечень: «В Володимере ж погребены…»).
Частично записи спамятями на л. 348 в МДА 201 обрезаны.Отмечены в святцах Симона Азарьина и памяти государей недавнегопрошлого. Под 4 декабря с ошибочной датой (7046, т.е. 1537 вместо 1533,241возможно, S было неправильно прочитано из-за небрежной «А» висточнике) указана память великого князя Василия Ивановича229 «воиноцех Варлам, и во время преставления его исполнися храм благоуханиямнога» (МДА 201 л.
322), однако указания «иже во святых» рядом сименем отца Ивана Грозного отсутствует.Под 6 января (МДА 201. Л. 323) указана память «святаго праведнагокроткаго и добродетелнаго царя и великаго князя Феодора Ивановича ВсеяРосии… таков бысть богоугоден яко и пророчества дар от Бога прием и вовремя преставления своего и аггелскаго видения сподобися».
В составевыписок, следующих за основным текстом святцев в МДА 203 (л. 276 об.),эта характеристика имеет продолжение: «егда крымский царь Сапкиреипод Москву пришел, тои же рече: яко сея нощи побежит невозвратно, ежеи бысть. И многу жалость всем людем после своея смерти оставив, якопоследний степен благовер(ных) государей русских князеи».Под 15 мая упомянуто о убиении царевича Димитрия «повелениемБориса Годунова в лето 7099» - МДА.
201, л. 331, перенос мощей отмеченпод 3 июня.Памяти тех святых, дни для которых Симон не знал, не отнесены,как можно было бы ожидать, к памятям соименных святых, а выделены вособый раздел «Мнози же и ини в Русийском государстве свидетелствоимут от святых писаний и ведомы быша, и почитаеми от человек иблагодать от Бога праведного ради своего жития восприяша, а дни вмесяцех им не описаны быша, яко же есть сии» - МДА, № 201, л. 344–349об. по нижней пагинации. В данном разделе памяти святых помещены внестрогом хронологическом порядке: первым назван «преподобный Фивученик святаго Климента папы Римскаго, мощи его принесены из Корсуняграда в Киев вместе с Климентовыми мощми великим князем229Ср.: Самойлова Т.
Е. Новооткрытый «портрет» Василия III и идея святостигосударя и государева рода // Искусствознание 1999. № 1. С. 39–58.242Владимером»,указанымногиепечерскиепреподобные,отдельновыделены ученики Сергия РадонежскогоСоставленный Симоном перечень учеников Сергия Радонежского(МДА 201, л. 346–347: «преподобнаго Сергия ученицы свидетельствованыбыша в житии его и в прочих повестех»)неоднократно привлекалвнимание исследователей.В этом перечне наряду с Афанасием Высоцким, Андроником230 иРоманом перечислены подвижники, о непосредственном ученичествекоторых у Сергия говорить сложно (Ксенофонт Тутанский – монастырьизвестен с XVI в.
– МДА 201, л. 346 об.) или внесенный в календарный рядМефодий Песношский (МДА 201, л. 334 об. под 14 июля «преставлениепреподобнаго отца нашего Мефодия Песношскаго чюдотворца иже наЯхроме, ученик бе святому Сергию»). Перечень учеников завершаетсяуказанием имен преподобных, свидетельствованных в «Осадной книге»Троице-Сергиева монастыря и именем Максима Грека (МДА 201.
Л. 347),что свидетельствует о понимании ученичества у Сергия в переносном,духовном смысле.ЛичныминтересомможносчитатьизвестиеобИоакимеШартомском, известном также как иконописец. Он назван вторым изшестиучениковсв.ИринархаРостовского(Борисоглебского)изатворником («Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже уНиколы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сосланбысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифомкиевлянином» – МДА 201, л. 349). Ученичество у преп.
Иринарха (неупоминаемое, впрочем, в Житии последнего) подразумевает, что Иоакимпервоначально был иноком Ростовского Борисоглебского монастыря (или230Об этом см., в частности: Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1. Житие СергияРадонежского. Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты. М., 1998.
С. 44, примеч.35.243одного из ростовских монастырей, в которых некоторое время жил св.Иринарх).ВсвятцахосведомленностьСимонаСимонаИоакимАзарьинанеобназваниконописцем,обстоятельствахнобиографииИоакима может объясняться, в частности, тем, что до пострижения своегов монахи Симон был служилым человеком княжны Ирины Мстиславской,а именно по заказу вдовы князя Федора Мстиславского Домникии и егосестры Ирины Иоакимом была написана икона Казанской Богоматери вВязниках. О том, что Вязниковская икона написана Иоакимом, сообщает, вчастности, «Сказание о чудеси пречистые Богородицы чюдотворныеиконы Казаньские, Михайлова моления Обросимова»: «В лето 7155-говпадшу ми многогрешному Михаилу в тяжку болезнь … по обету жесвоему и по радении супруги своей отвезен убо бых я на Вязники к образуПречистые Богородицы к чюдотворной иконе юже Иоаким старецнаписал…», помещенная в том же сборнике Симона Азарьина (РГБ, собр.МДА, № 201, л.
380–380 об.).Завершается перечень в МДА 201 приписанными наспех, в том числеи на внешнем поле, памятями севернорусских и белозерских святых:Иоанна и Логина Яренских, Иосафа Кубенского, Иродиона «близБелаозера», Варлама «иже на море на святом носу», Васияна и Германа «наМори на Унских рогах», Андреяна, началника Андреяновы пустыни,Варнавы, «иже на Ветлуге началник Варнавины пустыни», святого «имяему недоведомо», Мартирия Зеленецкого.Святцы Симона Азарьина содержат записи о сравнительно недавнихсобытиях, указаны недавние переносы мощей – под 23 октября переносмощей Иакова Боровицкого в Боровичский монастырь в 7162 (1653) г(МДА 201.
Л. 320), а под 11 апреля – перенос мощей Иова патриарха в7160 (1652) г. Запись о переносе мощей Филиппа митрополита в рукописиМДА 203 сперва сделана под 9 июня 7160 (1652) г., затем зачеркнута (л.244263 об.), перенесена в июль – где тоже вписано. В МДА 201 эта записьскопирована уже только под 9 июля (л.