Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 4

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 4 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Ольги и кн. Владимира, СретенияВладимирской иконы.28 Таким образом, краткие службы включены как дляСибирском симпозиуме в Тобольске в 2000 г., планировался к публикации в сборнике«Проблемы истории дореволюционной России»: Сб. науч. тр. Тюмень, 2001, вбиблиотеках Москвы и Санкт-Петербурга не обнаружен, с текстом удалосьознакомиться благодаря любезности Д. Ю. Кривцова); 2) Чудесные исцеления у гробамитрополита Алексея в 1518–1519 гг.

в свете борьбы русской митрополии за своюавтокефалию // XII Чтения памяти проф. С. И. Архангельского. Нижний Новгород,2001. С. 85–95; Мельник А. Г. 1) Практика почитания св. Алексия, митрополита всеяРуси, в XVI веке // ТОДРЛ. СПб., 2014. Т. 62. С. 53–69; 2) Культы святых вобщественной жизни Руси середины – второй половины XV в. // ТОДРЛ. СПб., 2014.

Т.63. С. 58–61.26Мельник А. Г. Культы святых в общественной жизни Руси… С. 62–63; СедоваР. А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси.М., 1993.27См., например: Минеева С. В. Наблюдения над месяцесловом четьихрукописныхсборниковXVI–XVIIвеков:(Житиярусскихподвижников)//Макарьевские чтения. Вып. 7.

Монастыри России: Материалы VII Российской научнойконференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. С. 420–445.28Мошкова Л. В. Заметки составителя // Каталог славяно-русских рукописныхкниг. XVI век. РГАДА. М., 2014. Вып. 2. С. 643.18уже давно прославленных святых, так и для святых, празднование которымбыло закреплено на соборах митрополита Макария.Значительное систематическое пополнение месяцесловной частибогослужебных сборников29 русскими памятями происходит только послемакарьевских соборов, т. е.

около середины XVI в.30 Добавленные памятирусских святых включаются с особым указанием – «новый чудотворец».Это же указание используется в отдельных месяцесловах XVII–XVIII вв.по отношению к подвижникам, почитание которых установлено позднееили данных о почитании которых вовсе не сохранилось. Однако ивпоследствиирусскиеиславянскиесвятыесоставляливесьманезначительную часть месяцесловных памятей, особенно в случае спечатными изданиями.31Рукописная традиция пополнения месяцесловов значительно болеепестрая, и ее исследование еще предстоит предпринять.

Вероятно,месяцесловы, как входящие в состав богослужебных книг, так ираспространившиеся в виде отдельных рукописей, содержали памятиподвижников, которым могли и петься молебны, и служиться панихиды –т.е. имена и собственно святых всех чинов, и «почитаемых усопших». Т. е.,29Включаемой в состав богослужебных сборников, в том числе следованныхПсалтирей, церковных Уставов, несколько позднее Трефологионов и т.

п.30Обзор историографии см.: Макарий (Булгаков). История русской церкви. М.,1996. Кн 4 (1). С. 119–125; Мусин А. Е. Соборы св. митрополита Макария 1547 – 1549гг.: Факт истории или факт историографии // Россия и проблемы европейской истории:Средневековье, новое и новейшее время: Сб.

ст. в честь С. М. Каштанова. Ростов, 2003.С. 74–86, Страхова О. Б. Канонизация и почитание русских праведников в XVI веке…С. 93–102.31Свода данных месяцесловов печатных книг не существует. Наблюдения надсоставом месяцесловов см.: Голубинский Е. Е. История канонизации…, Сергий(Спасский). Полный месяцеслов Востока.

Об отдельных исследованиях этой темы см.:Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: памяти русских святых // Русская агиография.Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 249–301.19вероятно, «памяти ради» на поля рукописи заносились и памяти особочтимых людей. По крайней мере в поздней рукописной традициимесяцесловов занесение на поля рукописей и книг дней поминовенияблизких людей – достаточно распространенная практика.32Пожалуй, только в рукописных старообрядческих святцах концаXVIII–начала XIX в. (поморского наставника Бабушкина или ИоныКерженского, см. подробнее главу 4) имеется сопоставимое количестворусских памятей, сведения из которых черпались из самых разнообразныхи противоречивых источников.Памяти и празднования русским святым и иконам фиксируют живуютрадицию возникновения и развития почитания образов святости.

Висследовательской литературе неоднократно отмечалось, что с XVI в.значительно вырос интерес к мощам святых и к чудотворным иконам.33Этот интерес носит волнообразный характер и отношение к нему какцерковных, так и светских властей постоянно менялось.Возникновение и развитие традиции почитания местных святынь–важныйаспектформированиянациональногосамосознания,приобретавший очертания во многом под влиянием государственной ицерковной политики.Безусловно, макарьевские соборы, со времен которых ко вновьпрославленным святым получает распространение определение «новыйчудотворец», дали толчок к дальнейшей кодификации празднованиярусским святым.

Святые истинно всероссийского масштаба – чтимые иизвестные повсеместно – по существу в таком масштабе более не32Это могут быть месяцесловы Псалтирей с восследованием, Часословов и т.п.33Bushkovitch Paul. Religion and Society in Russia: the Sixteenth and SeventeenthCenturies.

New York, Oxford, 1992. P. 101–104; Буланин Д. М. Заметки библиографа //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (Вторая половина XIV – XVIв.). СПб., 2012. Ч. 3. Библиографические дополнения. Приложение. С. XLII.20прославлялись. Особое внимание также стало уделяться и чудотворнымиконам, явленным в России.Событиями всероссийского масштаба, получившими отражение и вотдельных рукописных сказаниях, и в летописных записях, стали явлениясвятынь или принос / перенос их в Москву. 34 После московского пожара в1547 г. в Москву переносится ряд чтимых икон из других городов, в 1555г.

в Москву приносится Великорецкий образ св. Николая, с которогоснимается несколько списков, 1579 г. датируется явление БогоматериКазанской, чье почитание приобрет особый размах спустя несколькодесятилетий, уже при новой династии, в 1580-е –1605 гг. на соборах вМоскве соборно устанавливается празднование новым святым, преждевсего преподобным, в их числе Антонию Сийскому (1579), в два этапа(1578 и 1591) – Иосифу Волоцкому, Корнилию Комельскому (1600).Здесь можно отметить две тенденции, тесно связанные между собой,хотя в чем-то взаимоисключающие. Чем большее количество русскихсвятых включается в святцы, т.

е. чем большее количество празднованийполучает утверждение или распространение, тем больший разнобойвозникает в святцах, а также и при последовании церковных служб. Какбыло отмечено еще Е. Е. Голубинским: памяти вновь прославленныхсвятыхпослемакарьевскоговременивключаютсявмесяцесловыбогослужебных книг не систематически.35 Это можно объяснить рядомфакторов, прежде всего насыщенностью определенных дат памятямисвятых, что могло стать причиной переноса дня памяти.34Ряд статей, посвященных принесению чтимых икон из Владимира и Ржева,датируемых временем правления Василия Ивановича и объединенных в подборку всоставе Хронографа РГБ, ф.

247, № 82, исследованы А. А. Зиминым (Зимин А. А.Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ.М., 1958. Вып. 20. С. 186–204).35Голубинский Е. Е. История канонизации… С. 229–260.21По существу, происходит некое перенасыщение святцев русскимипамятями – они выходят за тесные рамки церковного устава и помещаютсяс большей или меньшей полнотой в особо выделенные сборники, несвязанные уже напрямую с богослужебными книгами.

Это явление нашлосвое проявление и в рукописной традиции, и в печатных изданиях, вчастности, в том, что в 1646 г. выходит в свет отдельное издание святцев.Службы же русским святым выделяются в отдельные сборники –как, например, Трефолой новым чудотворцам (РНБ, Q.I.939), или Минея«новым чудотворцам» (РНБ, Соловецкое собр., № 518/537, 1494 г.36) .Одновременно с помещением святых в печатные святцы появляетсятенденция помещать памяти русских святых в отдельные главы «указцев»,входящих в состав обиходников (см. подробнее главу 4).Этот процесс «аккумуляции святости», поначалу постепенный иплавный, был прерван наступлением Смутного времени, с одной стороны,повлекшим значительные утраты чтимых святынь, с другой же – докрайности обострившего национальное самосознание.

На протяжениинескольких десятилетий после Смуты, когда восстанавливалась экономикаи поднимались разрушенные монастыри, и обители, разрушенную памятьстремились восстановить, а где это было невозможно, создать заново.37Для этого периода характерно, с одной стороны, потеря значения культов36См. описание: Розов Н. Н. Соловецкая библиотека и ее основатель игуменДосифей // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т.

18. С. 302; Бобров А. Г. К вопросу о книжномнаследии Досифея Соловецкого // Книжные центры Древней Руси: Книжное наследиеСоловецкого монастыря. СПб., 2010. С. 52–53.37Воскобойник Н. И. Отражение общественного сознания Смутного времени вагиографии: автореф. … дис.

к. и. н. М., 1993; Воскобойникова Н. П. ПамятникВеликоустюжской агиографии о Смутном времени // Бысть на Устюзе. Вологда, 1993.С. 152–159; Кузнецов Б. В. События Смутного времени в массовых представленияхсовременников: Видения и знамения, их значение в этот период: Автореф. дис. …к. и. н. М., 1997 (монография: М., 2010).22прежних святых и возникновение новых культов.38 О многих святых,почитаемых мучениками за веру, погибших в годы Смуты, сведенийпрактически не осталось. К числу их относятся, например, иерей ПетрЧеревковский, чье имя было явлено в видении после чудес, начавшихся уего гроба39, Евфросин Синозерский,40 Галактион Вологодский,41 игуменьяБогоявленского монастыря в Угличе Анастасия42 и др.

Недостаточнополные сведения об этих подвижниках в ранних письменных источникахдополняются устными преданиями и легендами.Попытки осмысления русской святости можно проследить со временпервых опытов систематизации сведений о русских святых и о явленных впределах Московского государства чудотворных иконах.Память русских святых фиксируется в разнообразных памятниках, втом числе и в публицистике:38На примере ростовских святых это показано в работе А. Г. Мельника:Мельник А. Г. История почитания ростовских святых… С. 18.39Романова А.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее