Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 2

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 2 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

А. «Сказание о Валаамском монастыре». СПб., 1996. С. 26,примеч. 5. Интересный сравнительный материал имеется также в работе: АрхиповаЕ.А. «История Выговской пустыни» И. Филиппова и древнерусские повести о8идет о монастыре, основанном после чудесного явления (как правило,иконы), то есть о повести или сказании о начале монастыря,агиографических черт в памятнике едва ли не больше, чем исторических.Возможность объединения наблюдений над житиями святых и сказаниямио чудотворных иконах была обоснована, например, в работе Е. Л.Конявской, отметившей, в числе прочего: «…Сказания о чудотворныхобразах в своей жанровой природе обнаруживают родство с рассказами очудесах святых подвижников, которые либо изначально включаются вжитие, либо сопровождают его основной текст, дописываясь позже.Встречается и самостоятельное бытование таких чудес».6Основная источниковая база работы – это письменные памятники,рассказывающие об обретении и почитании святыни: жития, сказания иповести о чудесах, или их фрагменты, которые сохранились в позднемагиографическом материале; своды данных о чтимых святынях.В работе применена историко-сравнительная методика, методыисторического источниковедения.Новизна работы состоит как в комплексности исследования, так и всущественном расширении источниковой базы истории почитания святыхи чудотворных икон на территории Московского государства.Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, спискаисточников и использованной литературы.Перваяглававключаетобзористочниковпредшествующегоисследуемому периода и историографии вопроса.монастырях: сравнительный анализ поэтик // Старообрядчество: история, культурасовременность: материалы VIII междунар.

науч. конф. «Старообрядчество: история,культура, современность». Москва, 13–15 ноября 2007 г. М., 2007. Т. 2. С. 148–155(благодарю А. С. Усачева за сведения об этой публикации).6Конявская Е. Л. Жанровые особенности древнерусских сказаний очудотворных иконах // Древняя Русь.

Вопросы медиевистики. 2013. № 3 (53). С. 67.9Вторая глава посвящена проблемам терминологии и ее применения внаучной литературе.В третьей главе рассматриваются житийные памятники, сказания обиконах и комплексы житий, в том числе вкратце характеризуется «русскаясоставляющая» Миней Четьих Германа Тулупова, Иоанна Милютина иДимитрия Ростовского, а также старопечатных изданий, в том числесвятцев с летописью, Миней и Пролога, затрагивается традициясоставления житий святых допетровской Руси в XVIII – XIX вв.

и вновейшее время.В четвертой главе исследуются условно выделяемые «внежитийные»письменные свидетельства существования почитания, к которым относятсямесяцесловы, святцы с летописью, указцы и реестры, «Книга глаголемаяОписание о российских святых» и перечни икон Богоматери.Пятая глава посвящена вопросу о том, в каких случаях прибегали кпомощи святых и икон, т.е. факторам, которые оказывали влияние наформирование и сохранения почитания святынь.Вшестойглавеисследуетсяфеноменвозникновенияираспространения почитания святынь на региональном уровне.В седьмой главе рассматривается почитание святых и икон какэлемент государственной политики.За заключением помещен список источников и литературы,использованныхвдиссертации,атакжесписоксокращений.10Глава 1.

История почитания святынь в отражении источников иисториографии1.1. Памяти святых и празднования чудотворным иконам висточниках.Важно, как представляется, сформулировать давно отмеченное внаучной литературе наблюдение: основной источник памятей святых ичудотворных икон – месяцеслов богослужебных книг, на протяжениипервых столетий существования христианства на Русской земле включалпочти исключительно празднования греческих и восточных святых и икон.Конечно, с течением времени он немного расширился: среди памятейрусских святых в месяцесловах рукописей кон.

ΧΙ – ΧΙΙI в. можно назватьлишь несколько (многие из них встречаются в месяцеслове несколько раз)– память Феодосия Печерского (день преставления 3 мая и деньперенесения мощей – встречается под 31 мая и 14 августа), Бориса и Глеба(24 июля; отдельно 5 сентября – Глеба; перенесение мощей – 2 мая и 20мая).1 С начала ΧΙΙΙ в.

в богослужебных книгах упоминается празднованиеПокрова Богоматери (1 октября), Спаса Всемилостивого и ПресвятойБогородицы (1 августа).1Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. М., 2001. Помимо собственнопамятей ряд древних месяцесловов содержит сведения об освящении Софии Киевской(под 4 ноября и 11 мая), Десятинной церкви (12 мая) и церкви св. Георгия в Киеве (26ноября), а также сведения о землетрясении 5 февраля; а также не празднуемыегреческой церковью Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских вБари (9 мая) (Там же. С.

117–119).Повесть перенесении гробов Бориса и Глеба из Вышгорода на Смядину (под 11августа) читается в некоторых списках пространной редакции Пролога (Лосева О. В.Жития русских святых в составе древнерусских Прологов ΧΙΙ–первой трети ΧV веков.М., 2009. С.

213–215).Концом ΧΙΙΙ в. датируется также первое сохранившееся упоминаниепамяти еп. Леонтия Ростовского (23 мая).2 В XIII в. же веке, вероятно,возникло Житие святого (древнейший список датируется второй пол. XIVв.),асовременемкультэтогоростовскогосвятогополучилобщероссийское распространение.3С ΧΙV в. в русских месяцесловах появляется память кн. Владимира4(15 июля) и кн. Ольги (11 июля),5 память преп. Варлаама Хутынского (6ноября), князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20сентября), а также упоминание о праздновании новгородской иконыЗнамения Богородицы (27 ноября).6 Сведения о вышеперечисленных2Лосева О.

В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. С. 106–108. Наиболее ранниесписки проложного Сказания об обретении мощей свт. Леонтия датируются 2-й пол.ΧΙV в. – Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов ... С.236–239.3Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского // ТОДРЛ.Л., 1989. Т.

42. С. 241–254; Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации(XI – XVI вв.) М., 1986. С. 61–62; Мельник А. Г. История почитания ростовских святыхв XII–XVII веках. Автореф. дис. … к. и. н. Ярославль, 2004.4Этим же временем датируются и наиболее ранние списки Службы кн.Владимиру.

Древнейший русский список Проложного жития Владимира датируетсяXIII в. (Милютенко Н. И., Василик В. В. Владимир Святой и крещение Руси.Отражения в гимнографии [электронный ресурс: http://www.rfh.ru/downloads/Books/144193022.pdf]. О почитании Владимира московским великокняжеским домомсуществует немало свидетельств со второй половины XIV в., хотя многие из этихсвидетельств говорят скорее о панихидном почитании (см.

главу 2), чем обофициальном праздновании (Владимир // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8.С. 690–718).5См., в частности: Fennel J. When was Olga canonized? // Christianity and theEastern Slavs. Vol. 1. Slavic Cultures in the Middle Ages. Berkley, Los Angeles, Oxford,1993. P. 79–81.6Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. С. 110–112; Хорошев А. С.Знаменская икона: древнейшая святыня Новгорода // Великий Новгород в историисредневековой Европы: К 70-летию В.

Л. Янина. М., 1999. С. 180–186. (на примере12святых встречаются также во всех редакциях Пролога в спискахуказанного периода. Помимо них в Прологе читается житие варяжскихмучеников (древнейшие русские списки первой четверти ΧV в.), слово обАнтонии Печерском, о прихождении апостола Андрея и др.7 Вюжнославянских Прологах с ΧΙΙΙ, а в древнерусских – c ΧΙV в. встречаетсяжитие князя Мстислава Великого (15 апреля),8 еп. Аркадия Новгородского(память 18 или 19 сентября, древнейший список датируется кон. ΧIV – нач.XV в.), кн. Довмонта Псковского (20 мая, память сохранилась в Прологах1-й трети ΧΙV в.: РГАДА, ф. 381, собр. Синодальной типографии, № 175 и179) и известие о убиении тевтонскими рыцарями игумена Мирожского(Василия) и Снетогорского (Асаф) монастырей (5 марта 1299, в тех жепсковских Прологах, что и память св.

Довмонта).9 С середины ΧV в. всостав псковской редакции Пролога включается ряд новых праздников –таких как Чудо от Черской иконы Божией матери в Пскове (1420 г.).10 СΧV в. в списках Пролога встречается житие Кирилла Туровского 11 и, с сер.XV в., что вполне ожидаемо, Житие Сергия Радонежского.12памяти в месяцеслове «Обихода церковного» нач. XIV в. из собр. Румянцевского музея№ 284 – т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее