Диссертация (Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)), страница 14

PDF-файл Диссертация (Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)), страница 14 Филология (48101): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)) - PDF, страница 14 (48101) - Ст2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)". PDF-файл из архива "Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Она в таком виде пишется на конце строки 11 раз,а не на конце — 12 раз, т. е. именно на неѐ приходится основная масса случаев (12из 19) отклонений в написании писца А от ведущего принципа написаний наконце строки. Ещѐ два примера отклонения составляют гомогенные, на нашвзгляд, примеры — написания под титлом вокатива  (127а, 129а). Эта группанаписаний (к ним можно также прибавить и упомянутые 3 формы слова ,хотя они и не сокращѐнные), таким образом, выходит за рамки базовой стратегииписца А. Намечается его стремление более сложно оформлять на письме титловыенаписания, особенно самого частого из них. Написание слова  в такомвиде также отсылает к частотному титловому написанию заголовков. В целом этинаписания, не относящиеся к концу строки, не являются случайными разрознен-71ными написаниями .

Напротив, они представляют целостную группу употреблений, являющуюся частью орфографической стратегии писца А. Ядро группысоставляет словоформа . Особая последовательность еѐ орфографическогооформления видна в том, что при попадании еѐ на конец строки всего 1 раз онапишется не через  (⁄ 79а). Возможно, частью подобной сознательнойстратегии является написание  в ДП: трижды встречаясь на конце строки,пишется только как .Всего к этой группе титловых написаний относятся 17 из 19 употреблений не на конце строки в МЕ1. 18-й пример выглядит явным отклонением от всейсистемы написаний — ⁄  28г.

В этом примере  стоит перед пунктуационным знаком · (точка посередине строки), и в трѐх предыдущих слогах повторяется гласный /u/. Возможно, эти факторы подтолкнули писца на написание юсав этом случае. В 19-м примере — [ ] 160а — юс большой написанперед швом на пергамене, так что, видимо, случай типологически был приравненписцом к ситуации конца строки.Для того чтобы показать, что преобладающее употребление  на концестроки в окончаниях (особенно ДП) на фоне употребления в других морфемах неявляется случайным статистическим распределением, но связано с сознательнойустановкой писца, необходимо рассмотреть также другие графические способыпередачи звука /u/ на конце строки. В МЕ1 в этой позиции могут быть использованы все 3 графемы ( -  - ).

При этом написания /u/ на конце строки распределяются по 3 данным буквам следующим образом: через  — 577 написаний,через  — 45 написаний и через  — 241 написание. Уже это общее количественное соотношение позволяет предположить, что основная для обозначения /u/графема  и на конце строки является базовой. Писец А использует еѐ и вбольшинстве написаний на конце строки недифференцированно, как и в середине(начале) строки. Отличие только в том, что при употреблении  не на концестроки еѐ написание не требует от писца дополнительных орфографических72правил (за исключением 17 «титловых написаний», разобранных выше); а приупотреблении на конце строки писец А, имея в распоряжении дополнительныеграфемы  и , старается применять определѐнные правила, упорядочивающие ихнаписание. Чтобы сформулировать принцип, использованный в МЕ1 при расстановке графем  -  -  в конце строки, необходимо рассмотреть данные статистического распределения по морфемам двух оставшихся букв  и .Таблица 4.

Распределение  на конце строки по типам морфемТип морфемыКоличество употребле- %нийКорень26346%Суффикс447,5%Приставка508,5%Окончание22038%Всего:577100%Такое распределение написаний графемы по морфемам — особенно вотношении корней и окончаний — является зависимым от частотности самихморфем. Так, если суммировать употребления  -  -  в корнях и окончаниях наконце строки, то на корень приходится 42%, а на окончание — 44% всех написаний.

Таким образом, применение диграфа  при написаниях в конце строкиявлялось для писца А немаркированным, т. е., ставя на конце строки , он вмалой степени руководствовался тем, на какую морфему буква приходится. Хотяможно отметить небольшое смещение соотношения в сторону корней.

Для нихсложнее было выработать какое-либо мнемотехническое правило, поэтому писецнесколько чаще решал поставить в корне немаркированную графему.Данные для  также представим в виде таблицы:Таблица 5. Распределение  на конце строки по типам морфемТип морфемыКоличество употребле- %73нийКорень2044,5%Суффикс36,5%Приставка——Окончание2249%Всего:45100%Писец А использует графему  на конце строки всего в 5% случаев. Уже этопоказывает периферийность таких употреблений в его орфографической системе.Кроме того, если сравнить процентное соотношение по морфемам с соответствующим распределением, приведѐнным выше в таблицах для  и , очевидно,что оно ближе к варианту диграфа, т.

е. к немаркированному употреблению.Процент употребления  в корнях и окончаниях даже ближе к среднестатистическому, чем у .Отсутствие определѐнных критериев употребления  писцом А видно и послучаям написания этой графемы в середине строки. В такой позициииспользуется в 13 примерах:  4а,  23г, /  26г, 39а,  92б,  [ ] 92г,  93в,  109б, 113б, 123в,  129г,  / 140б,  140б.

В примере [ ] 92г употребление  можно объяснить необходимостью уместитьбукву перед дефектом в пергамене. Но все остальные примеры не поддаютсяобъяснению, в них буква  используется в любой морфеме, послегласного/согласного и т. п.Таким образом, и редкое использование, и отсутствие критериев в написании  в том или ином случае показывают второстепенную роль этой буквы вграфико-орфографической системе МЕ1. Для неѐ он не смог подобрать какойлибо специфической функции или позиции.74В такой ситуации становится виден достаточно заметный контраст вупотреблении писцом дублетных графем  и .

Несомненно, что первая из них вбольшей степени интегрирована в систему его написаний — в 60% случаев онаиспользуется для передачи разнородных окончаний в конце строки.  такжеосознаѐтся писцом А как атрибут правильного книжного письма, но, очевидно, вбольшей степени он обучен использовать в такой «книжной» функции именно ,т.

е. эта графема более обычна для подобного рода употребления.Результаты сравнения написания в МЕ1 дублетов  -  можно рассмотретьна фоне хронологических рамок употребления обеих графем. Буква , по словамЕ. Ф. Карского, «кроме нотных книг, в древнейших русских памятниках, вообщеговоря, встречается довольно редко, напр., в грамоте 1229 г., в книге евангельскихчтений 1270 г., Синодальном списке 1-й Новгородской летописи и немногихдругих памятниках» (Карский 1979: 199). Как мы видим, в качестве типичныхпамятников с использованием  учѐный приводит в пример рукописи XIII в., хотя,как он пишет, буква в целом встречается «уже рано во всех памятниках, начиная снадписи 993 года … В Остромировом ев., Супрасльской рукоп., словах ГригорияБогослова XI в.

к  писец прибегает в конце строк, когда было мало места для ,но в других памятниках  употребляется и без этого условия» (Карский 1979:199). Снижение функциональности  отмечается только к концу XIII в. (Рябова2004: 19). Период функционирования интересующей нас графемы, таким образом,— XI–XIII вв. (не считая и более позднюю еѐ активизацию).Иными хронологическими параметрами ограничено употребление вдревнейший период . Б. А. Успенский отмечает, что «буква  встречается ещѐ вXIII в.

.., хотя уже с начала XII в. она попадает на периферию графическойсистемы» (Успенский 2002: 127). Окказиональным исключением для рукописейвторой половины XII в. считает употребление  В. М. Живов (Живов 2006: 58).Таким образом, для периода второй половины XII в. — начала XIII в. характерноснижение функциональной нагрузки  при сохранении прежней степени75активности (в целом не высокой) его дублета . При рассмотрении конкретныхрукописей этого периода подобное соотношение графем отмечается исследователями. Так, Е. В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее