Диссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Усиление когерентностиальфа1 у высококреативных отмечено рядом исследователей ( Свидерская, 2007;Вольф и др, 2010; Bhattacharaya&Petsche, 2005; Jausovec, 2000). Усилениекогерентности в альфа2 диапазоне у высококреативных отмечено такимиавторами, как Свидерская, 2007 и Вольф и др, 2010, в то время как Jausovec,762000 и Bhattacharaya&Petsche, 2005 отметили снижение когерентности в альфа2диапазоне.Вбетадиапазонеотмеченоусилениекогерентностиувысококреативных индивидов (Bhattacharaya&Petsche, 2005; Свидерская, 2007),хотя в первом исследовании эффект был ограничен только правой височнойобластью и при сравнении художников и не художников во лбу наблюдалосьснижение бета и гамма когерентностиТаким образом, если сравнивать визуальную креативность с контролем,противоречивые данные, касающиеся альфа и бета-ритмов, могут быть связаны ис использованием разных контрольных заданий.
Тем не менее, можно отметитьтенденцию ассоциировать визуальную креативность с усилением когерентности втета, альфа, бета и гамма диапазонах, что интерпретируется как усилениефункциональной связности (коннективности) в процессе творчестваВо время ментального воображения ЭЭГ-данные демонстрируют альфадесинхронизацию для фронтальных (Bhattacharaya&Petsche, 2002; Petsche et al,1997) и задних областей коры (Petsche et al, 1997).
Существуют ипротивоположные данные о синхронизации альфа ритма в процессе воображения(Fink et al, 2009). Есть упоминание о увеличении синхронизации в дельтадиапазоне (Bhattacharaya&Petsche, 2002). Результаты сходны для ментальногорисования картин, что естественно сильно связано с процессами воображения.Здесь художники демонстрируют тот же паттерн – десинхронизация в альфа исинхронизация в дельта диапазонах (Bhattacharaya&Petsche, 2005). Альфадесинхронизациявэтихдвухзаданияхнаходитсявпротиворечиисбольшинством данных по дивергентному мышлению и альфа-синхронизации,обнаруженной Fink et al, 2009. Что касается увеличения дельта синхронизациив обоих исследованиях (Bhattacharaya&Petsche, 2002, 2005), авторысвязываютего с вовлечением визуальной художественной памяти и обширными top-downпроцессами.Синхронизация в высокочастотных диапазонах связывается преимущественно с интеграцией различных компонентов сложного визуального объекта, всвязи с чем обнаруженная высокая синхронизация в бета- и гамма-диапазонах у77художников свидетельствует об их более высокой способности связывания различных визуальных элементов при создании внутреннего представления художественного образа.
Основная роль низкочастотной синхронизации связана сдоступом к представлениям из долговременной памяти, а также с избирательнымвниманием к внутренним процессам. У профессиональных художников в дельтадиапазонеобнаруженозначительноеувеличениевзаимодействиймеждувисочно-затылочной и лобной областью коры, имеющее решающее значение длязрительногопроцессаформированияобраза.Вовремямысленногопредставления образа у художников, в отличие от не художников, в альфадиапазоне отмечено снижение значений когерентности в префронтальнойобласти.
Одновременное увеличение низкочастотных колебаний в лобной коре иих снижение в альфа-диапазоне связывается авторами с успешной передачейинформациимеждуоперативнойидолговременнойсистемойпамяти(Bhattacharya& Petsche, 2005). Что касается снижения мощности альфа ритма втечение визуальной креативности, то это согласуется с ролью семантическихпроцессов и процессов внимания в визуальной креативности (Klimesch, 2012).Усиление мощности бета ритма ассоциируется с повышением бдительности иактивной концентрацией внимания во время визуальной креативности. Но всеэто может быть связано с тем, что просто по сравнению с состоянием покоем(глаза открыты) любая когнитивная деятельность вызовет подобные изменения.Два исследования не находятся в общем русле. Это уже упоминавшеесяисследование Fink et al, 2009 и второе Petsche et al, 1997.
Здесь испытуемыхпросили мысленно придумать свою картину, задание, очень похожее на те, чтовызывали десинхронизацию в альфа диапазоне.Однако Petsche отмечаетувеличение синхронизации в альфа диапазоне как у художников, так и нехудожников ( в сравнении с покоем). В данном исследовании мозговые паттерныпрофессионалов и не профессионалов не различаются, хотя можно было быожидать, что мозговые корреляты придумывания картины у них должны бытьразличны.78Нейровизуализационные исследования художественной и визуальнойкреативностиподдерживают ЭЭГ-данные в том, что креативность требуетмежполушарных взаимодействий и не может быть отнесена к одномуконкретному полушарию( т.е.
художественное и визуальное творчество – это неисключительно функция правого полушария).Часть нейровизуализационных данных указывает на наличие активаций вразных зонах префронтальной коры, включая премоторную и дополнительнуюмоторную области (ПБ 6), моторную кору (ПБ 4), области лобной извилины (ПБ8,9), нижнелобной извилины ( ПБ 44/45), дорсолатеральную префронтальнуюкору (ПБ 46) и переднюю поясную извилину (Bengtssonet et al, 2007;Berkowitz&Ansari, 2008; Brown et al, 2006; Kowatary et al, 2009; Solso, 2001),связанных с процессами художественного творчества. Ни в одном из этихисследований не найдено значимого снижения сигнала в префронтальной коре.Однако в другом исследовании наоборот, найдена значимая деактивация(снижение BOLD-сигнала) в префронтальной области (Limb & Braun, 2008), вовремя задания на музыкальные импровизации у музыкантов.В исследованиях визуальной креативности методом фМРТ регионыпрефронтальной коры, включая верхне- и нижнелобную лобную извилины (AzizZadeh et al, 2013), среднелобную извилину (Park et al, 2015; Saggar et al, 2015) ипремоторную кору (Aziz-Zadeh et al, 2013; Ellamil et al, 2012), также показалибольшую активность по сравнению контролем.Huang et al, 2013 отмечает, что левые средне и нижнелобные извилиныболее активны, когда генерируется оригинальный ответ в сравнении состандартным, а Saggar et al, 2015 отметил связь повышения их активности сповышением субъективной трудности задания, в то время как активность в левойдорсолатеральной коре положительно коррелировала с тем, насколько хорошорисунки соответствовали требованиям задания.Полученодоказательствобольшегововлечениятеменно-затылочныхрегионов мозга по сравнению с контрольными заданиями - с пиком в правойсреднезатылочной извилине (Ellamil et al, 2012; Huang et al, 2013; Park et al, 2015),79левой среднезатылочной извилине (Ellamil et al, 2012), билатерально внижневисочной извилине (Park et al, 2015) и левой латеральной затылочной коре(Aziz-Zadeh et al, 2013; Saggar et al, 2015 ).Ellamil et al, 2012 и Park et al, 2015 также упоминают о большейгиппокампальной и парагиппокампальной активности в творческих заданиях посравнению с контролем.
Также вовлекаются левая островковая кора, мозжечокбилатерально и таламус (Park et al, 2015; Saggar et al, 2015)Нейровизуализационные данные указывают, что не только префронтальнаяи теменно-затылочная области вносят вклад в креативность разного типа (Bocciaet al, 2015; Gonen-Yaacovi et al, 2013), но в зависимости от типа креативностиподключаются и другие области, специфичные для типа задания (Boccia et al,2015).
Значимые изменения мозговой активности, связанные с художественной ивизуальной креативностью находят и в других областях мозга. Это височнотеменные области (Bengtssonet et al, 2007; Brown et al, 2006; Limb & Braun, 2008;Kowatary et al, 2009), веретенообразная извилина (Bengtssonetet al, 2007; Limb &Braun, 2008), зрительные области коры (Bengtssonetet al, 2007; Limb & Braun,2008; Kowatary et al, 2009), таламус (Brown et al, 2006), базальные ганглии (Brownet al,2006), гиппокамп (Brown et al,2006; Kowatary et al, 2009), мозжечок (Brown etal,2006; Limb & Braun, 2008), средний мозг и варолиев мост (Brown et al, 2006) ипередняя поясная извилина (Limb & Braun, 2008; Kowatary et al, 2009).Также Limb & Braun, 2008упоминают о деактивации в процессекреативности в большом количестве областей мозга, таких какгиппокамп,амигдала, гипоталамус, парагиппокампальная извилина и области теменной изатылочнойкоры.Нейровизуализационныеисследованиявизуальнойкреативности с использованием метода фМРТ (Aziz-Zadeh et al, 2013; Ellamil et al,2012; Gilbert et al, 2010; Huang et al, 2013; Park et al, 2015; Saggar et al, 2015)выявили следующие регионы - таламокортикальные ядра, поясную извилину,левую веретенообразную извилину, правые среднелобную и нижнелобнуюизвилины.80Gonen-Yaacovi, 2013 и Boccia et al, 2015 провели мета анализы фМРТисследований невербальной креативности (включая музыкальную и визуальнуюкреативность) и нашлизначимые кластеры активацийв областях таламусабилатерально, левой поясной коры и правых средне- и нижнелобных извилинах.(ПБ 6,9).
Выделение среди 2-х мета анализов общих областей, таких как таламусипрефронтальнаяобласть,обеспечиваетдополнительноедоказательствововлечения этих регионов в процессы невербальной креативности.В целом, данные этой группы исследователей художественного ивизуального творчества позволяют заключить, что нет никакой отдельной областимозга, которая являлась бы необходимой для процесса креативности. Это касаетсяне только латерализации, но и специфической роли определенных мозговыхрегионов, так что создается впечатление, что художественное творчество можетбыть связано с любой областью мозга.Исследования также демонстрируют неоднозначную роль префронтальнойкоры в процессах художественного творчества.
С одной стороны, есть данные,что активация этой области обеспечивает креативность, однако это входит впротиворечиепрефронтальнойсданными,корыприкоторыеуказываютхудожественномнарольтворчестве.деактивацииЭтадихотомияприсутствует и для ЭЭГ, и для нейровизуализационных данных.Это опятьподтверждает предположение о существовании разных мозговых механизмов,таких как, например,активация или деактивация префронтальной зоны,соответственно, для разных типов творческого мышления.2.3.2.3 Исследования мозговой организации инсайта и ассоциативныхкоррелятов творческого процессаВ этой области исследований используется несколько разных типовзаданий, что неудивительно, поскольку исследователи стараются "поймать" одноиз самых неуловимых умственных событий (операций) – инсайт, такженазываемый "аха-феномен" или "эврика".81В качестве тестовых заданий здесь используются задания в парадигмедивергентного мышления – например, альтернативное использование предметов(Fink et al, 2006; Fink et al, 2009; Fink & Neubauer, 2008; Martindale&Hines, 1975),тест отдаленных ассоциаций Медника (Razumnikova, 2007; Jung-Beeman et al,2004; Martindale&Hines, 1975) и разработанные исследователями оригинальныенаборы заданий в противовес упомянутым стандартным методикам.