Диссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Pidgeon et al,2016), однако изучение коррелят творчества у людей творческих профессий(танцоров, музыкантов, художников) становится все более распространенным впоследнее время (Fink et al, 2009a; Базанова и др., 2013; Скиртач, 2015; Дикая,Дикий, 2015; Карпова, 2016).В работах данной группы для выявления коррелят художественноготворчества используются не только сравнение художественной творческой и нетворческой деятельностей, но и сравнение профессионалов в какой-либо областиискусства с непрофессионалами.Теоретические аспекты, дискутируемые висследованиях данной группы, затрагивают темы ментального воображения,организации восприятия, выбора реакций. Поэтому неудивительно, что в такихисследованиях встречаются мозговые области, не задействованные в процессахдивергентного мышления, такие как моторные и соматосенсорные области корыи зоны, связанные с пространственным или звуковым восприятием.В данную группу можно отнести и работы, исследующие так называемуювизуальную креативность, которую определяют как генерацию новых и полезныхментальных зрительных образов, которые могут привести к новым и полезнымвизуальным формам, например, рисунки (Aziz-Zadeh et al, 2013; Runco&Jaeger,2012).
Считается, что процессы визуальной креативности отличаются отпроцессов не визуальной креативности и от не креативного воображения,поскольку визуальная креативность вовлекает генерацию образов, манипуляции сними и оценку их релевантности задаче гораздо в большей степени (Finke, 1996;Gansler et al, 2011; Kozhevnikov et al, 2013; Palmiero et al, 2015).72Несмотрянатакоеразделение,зрительноевоображениеявляетсянеотъемлемой частью процесса генерации любых идей.Вклад зрительноговоображенияввпроцессыкреативностипредставленработахрядаисследователей и выражается в наличии положительной связи между процессамивоображения и креативности (Finke, 1996; Gonzales et al, 1997; Kozhevnikov et al,2013; LeBoutillier&Marks, 2003).Визуальная креативность может вовлекатьрегионы мозга, связанные с вышеуказанными функциями, такие как первичнаязрительная кора, веретенообразная извилина, задняя теменная и нижнелобнаякора (Kosslyn&Thompson, 2003; Mazard et al, 2004; Tomasino&Gremese, 2015), атакже регионы, связанныесо зрительными репрезентациями семантическихконцептов (Kan et al, 2003) и top-down процессами (Stokes et al, 2009).Также, как и в случае с дивергентным мышлением, большинство ЭЭГданныхне поддерживают гипотезу о преимуществе правополушарнойлатерализации в художественном творчестве, хотя есть данные, что художникидемонстрируют сравнительно большую мощность альфа–ритма (Fink et al, 2009;Martindale et al, 1984) и бета и гамма синхронизацию в правом полушарии привыполнении некоторых заданий (Bhattacharya&Petsche, 2002, 2005; Petsche et al,1997), а также среди исследований процессов визуальной креативности естьданные, указывающие на преобладание правого полушария (Aziz-Zadeh et al,2013; Mendez, 2004; Miller et al, 1998; Seeley et al, 2008; Shamay-Tsoory et al, 2011).Goel, 2014 отмечает, что правая префронтальная кора обеспечивает восприятиеслабо структурированных образов, что облегчает генерацию идей в открытыхвизуальных проблемах.
Тем не менее, существуют данные, показывающиевовлечение обоих полушарий в процесс художественной креативности (Fink et al,2009; Petsche et al, 1997).При сравнении задач на восприятие, таких, например, как рассматриваниекартин,художникидeмонстрируютдесинхронизациювальфа-ритмевофронтальных (Bhattacharya&Petsche, 2002, 2005) и задних (Bhattacharya&Petsche,2002; Petsche et al, 1997) регионах коры (по сравнению с не художниками). Этиданные находятся в противоречии с данными по дивергентному мышлению,73демонстрирующими альфа-синхронизацию в лобных отделах (Fink et al, 2006;Fink et al, 2009; Grabner et al, 2007; Jausovec, 2000) и в задних регионах (Fink et al,Художники также2009; Fink &Neubauer, 2006a; Martindale&Hines, 1975).демонстрируютсинхронизациювгаммаибета(Bhattacharaya&Petsche, 2002), которую авторы связываютдиапазонахс усиленнойспособностью связывания, объединения разных элементов.
Такое повышениемощности в бета-ритме упоминается и в тестах на дивергентное мышление (Molleet al, 1999; Razumnikova, 2005, 2007; Шемякина, Данько, 2007).В ЭЭГ-исследованиях визуальной креативности был выявлен постоянныйпаттерн снижения мощности ЭЭГ в дельта, тета и альфа диапазонах привизуальной креативности в сравнении состоянием покоя (Jaarsveld et al, 2015;Jausovec&Jausovec, 2000; Petsche et al, 1997; Вольф, Тарасова, 2010, 2013), а такжебыли отмечены повышение мощности ЭЭГ (в сравнении с покоем) в бета и гаммадиапазонах (Molle et al, 1999; Нагорнова, 2007; Разумникова и др, 2009;Razumnikova et al, 2010; Вольф, Тарасова, 2010; Свидерская, 2011a).
Эти обаэффекта наблюдались практически во всем мозге, включая лобную, центральнуюи затылочную области. Однако Вольф, Тарасова, 2010, отмечают большуювеличину альфа и тета ритмов в задней области мозга (по сравнению с передней).Нагорнова, 2007 упоминает повышение мощности бета2 и снижение мощностиальфа и гамма ритмов при визуальной креативности. Вольф, Тарасова, 2013нашли, что в условиях вознаграждения за генерацию оригинальных решенийснижается мощность тета-ритма и повышается мощность альфа-ритма всравнении с условием, где вознаграждения не было.Средиисследованийвизуальнойкреативностиестьрезультаты,подчеркивающие вклад повышения (например, Fink&Benedek, 2014) или,наоборот,Например,снижения(Jausovec&Jausovec,2000)мощностиальфа-ритма.снижение мощности альфа ритма (Petsche et al, 1997) или егоповышение (Jausovec, 2000; Свидерская и др, 2007) было отмечено дляхудожников в сравнении с не художниками и для испытуемых с высокой и низкойвизуальной креативностью .74Volf et al, 2010 нашла противоположные эффекты у мужчин и женщин – умужчин высокая креативность характеризовалась снижением мощности альфа1ритма в основном в лобных областях, в то время как женщины демонстрировалиэтот же паттерн в группе низкокреативных.
Sviderskaya et al, 2006 наблюдалаувеличение мощности тета и бета ритмов у художников-студентов в сравнении сновичками, однако это противоречит данным Molle et al, 1999, который нашел,что повышение мощности бета ритма характерно для низкокреативных.При сравнении визуальной креативности с состоянием покоя наблюдаетсятенденция усиления внутри и межполушарной когерентности для визуальнойкреативностивдельтаитетаритмах(Бехтерева,Нагорнова,2007;Bhattacharaya&Petsche, 2005; Кожедуб и др, 2007; Petsche, 1996; Разумникова идр, 2009; Свидерская, 2011a). Petsche, 1996 также отмечал сниженеиевнутриполушарной когерентности в дельта и тета ритмах в лобных отделах.
Volfet al, 2010отмечает усиление тета когерентности у высококреативныхиспытуемых, в то время как низкокреативные демонстрировали снижение тетакогерентности.Что касается альфа ритма, то ряд исследований отмечает усилениекогерентности (Petsche, 1996; Свидерская 2011а), снижениекогерентности(Бехтерева, Нагорнова, 2007; Кожедуб и др, 2007) и отсутствие четкого паттернаизменений (Bhattacharaya&Petsche, 2005; Разумникова и др 2009).
Несмотря наэти несовпадения, очаг внутри и межполушарной когерентности часто находитсяв передних отведениях. Кожедуб и др, 2007 отмечает изменения когерентности,связанные с выполнением задачи, в правых лобных и теменных областях. Вольф идр, 2010 отмечает усиление когерентности альфа1 для высококреативных и ееснижение в том же диапазоне для низкокреативных, что трактует как личностныеособенности или наличие разных используемых стратегии.Для бета1 ритма данные также противоречивы, отмечают как усилениекогерентности (Bhattacharaya&Petsche, 2005; Petsche, 1996; Свидерская, 2011а),так и снижение (Бехтерева и Нагорнова, 2007; Кожедуб и др 2007), а такжеотсутствие изменений в этом диапазоне (Разумникова и др, 2009; Вольф и др,752010).
Для бета2 ритмапрактически все исследователи находят усилениекогерентности (Bhattacharaya&Petsche, 2005; Petsche, 1996; Свидерская, 2011а;Кожедуб и др, 2007; Разумникова и др, 2009; Razumnikova et al, 2010), хотяRazumnikovaetal,2010отмечаеттакжеимежполушарноеснижениекогерентности в лобной области. Отмечают также усиление когерентности вгамма ритма (Bhattacharaya&Petsche, 2005; Petsche, 1996; Бехтерева, Нагорнова,2007).При сравнении визуальной креативности с контрольными заданиямиСвидерская, 2011a отмечает усиление когерентности в дельта и альфа диапазонахв творческих заданиях, Бехтерева, Нагорнова, 2007 - усиление тета и альфакогерентности с очагами в правой лобной и левой теменной области.
Jausovec&Jausovec, 2000, наоборот, отмечает снижение альфа когерентности в визуальномтворческом задании в сравнении с вербальным творческим. Для бета и гаммадиапазонов Бехтерева, Нагорнова, 2007 наблюдали усиление внутриполушарнойкогерентности слева с очагом в левой височной области.В сравнении визуальных и вербальных креативных заданий Разумникова идр 2009 наблюдала усиление тета когерентности в визуальных заданиях, в товремя как она же в 2010 наблюдала усиление бета2 когерентности в лобнойобласти во время выполнения теста отдаленных ассоциаций в сравнении сневербальным тестом Торренса, во время выполнения которого Разумникова и др2009 наблюдала усиление бета2 когерентности при сравнении оригинальных истандартных ответов.У высококреативных отмечаетсяусиление дельта когерентности всравнении с покоем (Свидерская, 2007; Bhattacharaya&Petsche, 2005) в заднейвисочно-затылочной области. Такой же паттерн у высококреативных отмечен втета диапазоне (Свидерская, 2007; Вольф и др, 2010).