Диссертация (Антропология предела и стратегии формирования субъективности), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропология предела и стратегии формирования субъективности". PDF-файл из архива "Антропология предела и стратегии формирования субъективности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Разум,лишенный привычной опоры на образы, понятия, принципы оказывается передпустотой, ничто, и только так оказывается «возможным невозможный опытбогообщения».61 В обращении к Абсолюту человек постоянно отделен от негословом.Осознание и переживание человеком собственного несовершенства,существующее в апофатическом опыте, сопутствует покаянию.Покаяние,изменение человека передает греческий термин метанойя. В интерпретацииМ. Фуко смысл практики метанойя заключен в следующем: «во-первых,христианское обращение предполагает внезапную перемену <...> эта переменадолжна быть уникальным, внезапным событием, одновременно историческим и60Ареопагит Дионисий.
О божественных именах / Дионисий Ареопагит. Сочинения.Толкования Максима Исповедника. – СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. С.753.61Михайлова М.В. Эстетика молчания: Молчание как апофатическая формадуховного опыта. – М.: Никея, 2011. С. 185.34метаисторическим, которое разом перекраивает и преобразует всего человека.Во-вторых, в этом обращении, в этой христианской metanoia – в этомвнезапном, драматическом, происходящем внутри истории и вместе с темнадысторическом обрушении субъекта – вы имеете дело с переходом:переходом от одного типа бытия к другому, от смерти к жизни, от конечногобытия к бессмертию, от тьмы к свету, из царства дьявола в царство Божие и т.д. И наконец, в-третьих, в христианском обращении есть момент, которыйпредставляет собой следствие первых двух, будучи точкой их пересечения, аименно, обращение будет иметь место лишь постольку, поскольку в самомсубъекте происходит разрыв.
Обращающийся на себя – это от себяотказавшийся».62 Термином метанойя Фуко обозначает обретение истинысубъектом через отказ от себя. Посредством божественного откровения,предполагающего осознание человеком собственной греховности, происходитпреображение человека.Покаяние при всей словесной напряженности совершается на граниисчезновения слова. В понятии метанойя обозначен акт перехода от знания ивозможности определения к незнанию и невозможности найти подходящиеопределения. М.С. Уваров указывает на то, что наивысшую интенсивностьсокрушение о своих грехах достигает в покаянии как изречении слова в актеглубочайшего переживания, в котором возникает «срыв постепенности».И если исповедь может быть осуществлена как «внутреннее слово» в процессе«соединения-сборкипрошлого,настоящегоибудущего,нахожденияпредвечного», то в покаянии оказывается важным произнесение слова принадрыве души.63 Метанойя выступает преображением человека в акте переходаот наличного состояния к отказу от него.
В акте перехода происходит выход запределы известного человеку и привычного для него символического порядка.62Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в1981—1982 учебном году / Пер. с фр. A.Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2007. С. 237-238.63Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. – СПб.: Алетейя, 1998. С.
23-24.35Таким образом, в теологической традиции апофатика свидетельствует окрушении определений посюстороннего мира, призывает человека к смирению,пересмотру отношения к миру, к ощущению своей малости по сравнению с тем,что трансцендентно. Аферетический метод и апофатика расходятся в том, чтоаферетический метод античности ведет к интуиции, а апофатика – кпреображению. Следовательно, онтологическая значимость беспредельногообозначает разрыв между тем, что им действительно является, и тем, что тольколишь обладает именем.
В обращении к Богу человек оказывается постоянноотделен от него словом – «божественное сущее никоим образом неопределимо,поскольку ему не положен предел».64 В стремлении найти «божественныеимена» катафатическое богословие свидетельствует о крушении речевойспособности, бессилии в имени постичь божественное начало. В свою очередьапофатическое богословие подчеркивает важность введения сознание человекав «священный мрак» – акт молчания выступает как осознание невыразимостибожественного.Трансцендентный характер Нетварного задает негативное отношение кслову, которое устанавливает границы, определяет вещи и явления.
Словочеловека оказывается невозможным для обращения к потустороннему иочерчивает сферу беспредельного. По точной мысли П. Адо «Распространениеапофатизма может объясняться условием, свойственным человеческому языку,который наталкивается на непреодолимые пределы, если захочет выразитьпосредством языка то, что выражается самим языком: апофатизм — это символнеизрекаемой тайны бытия».65 Переживание в апофатическом указывает наневозможностьдлячеловекапостигнутьтайнубожественногобытия.Произнесение слова приводит к границе его исчезновения – для апофатики64Черняков А.Г.
Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля,Гуссерля и Хайдеггера. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. С. 138.65Адо П. Апофатизм, или Негативная теология / Адо П. Духовные упражнения иантичная философия / Пер. с франц. при участии В.А. Воробьева. – М.; СПб.: Степной ветер,2005.
С. 215.36ни одно из слов не является достаточным. Переживание выступаетактомсоотнесения человеком себя с божественным, за каждым именем и явлениемфизического мира проступают его границы, которые свидетельствуюто беспредельном.Апофатика ведет к практикам преображения, которые возмещаютнедостаточность символического порядка. Так апофатический дискурс требует,чтобы человек оказался перед неизречимым, пережил состояние сомнения всобственной природе. Поэтому в христианской традиции богопереживаниястановится значимым акт раскаяния, покаяния как сознание собственнойгреховности.осознанияВосхождениеимчеловеканесовершенствакбожественномусобственногоестестванеотделимоиотвызываетнеобходимость преображения греховной природы.
В традиции апофатикисубъективность раскрывается при столкновении с тем, что ее превосходит,значим опыт преображения как метанойя, раскаяние и самопреодоление.С целью выявления границ знания человека обращение НиколаяКузанского к беспредельному началу связано с отождествлением его со своейпротивоположностью – пределом. Признание единства противоположностейобеспечено единством абсолютного максимума и абсолютного минимума.Спозиции мыслителя «максимум и минимум берутся <…> как трансцендентныепределы с абсолютной значимостью: возвышаясь над всем определившимся вколичество объема и силы, они заключают в своей абсолютной простоте все».66Понимание границ знания человека у Кузанского происходит в связи соспецификой беспредельного, которое через отмену закона тождества умыслителя согласуется с также Единым.
П.П. Гайденко пишет: «Именноотмена закона тождества позволяет Николаю Кузанскому ввести парадокс <…>как важнейший способ постижения мира. Таким парадоксом оказывается унего понятие актуальной бесконечности, которая мыслится как совпадение66Кузанский Николай. Об ученом незнании / Николай Кузанский.
Соч.: В 2-х тт. Т.1 /Пер., общ. ред. и вступ. ст. З.А. Тжуризиной. – М.: Мысль, 1979. С. 55.37противоположностей – единого и беспредельного. Беспредельное, котороеплатоники и перипатетики отождествляли с материей и противопоставлялиформе, теперь совпадает со своей противоположностью – источником иначалом всех форм – единым».67Восстановление на уровне рефлексииактуальной бесконечности становится поворотным пунктом в познаниичеловеком мира и представлению себя в нем – человек осознает себя вбеспредельном, и вместе с тем, едином мире.В рамках воззрений на актуальную бесконечность Николай Кузанскийуказывает на непреодолимую дистанцию между человеком и абсолютнымначалом.
Так, согласно мыслителю, «поскольку максимум просто, большекоторого абсолютно ничего не может быть, как бесконечная истина превышаетвсякую способность нашего понимания, мы постигаем его только через егонепостижимость.Не принадлежапоприродеквещам,допускающимпревышение и превышаемое, он выше всего, что мы способны себепредставить».68 Обращение человека к актуально бесконечному НиколайКузанский как раз и описывает через апофатический способ постижения мира –ученоенезнание:«Богопочитаниевсегданаправляетсяверой,скореедостигаемое через ученое незнание, а именно верой, что тот, кому поклоняютсякак единому, есть единым образом все; что тот, в ком чтут неприступный свет,вовсе не есть свет наподобие этого вещественного, которому противоположнатьма, а простейший и бесконечный, в котором и мрак есть бесконечное сияние;и что этот бесконечный свет всегда светит во тьме нашего незнания, но тьма неможет его охватить».69 Ученое незнание, стало быть,приложимо толькок Единому.Позиция ученого незнания продолжает традицию негативной теологии,67Гайденко П.