Диссертация («Процесс цивилизации» в дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Процесс цивилизации» в дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса". PDF-файл из архива "«Процесс цивилизации» в дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Бродель полагает, что данный подход, будучи экономически детерминированным, не может исследовать события и процессы, происходящие вовсех сферах жизни общества на уровне «глубины» исторической действительности. Не принимая концепцию «односторонней истории», Бродельразрабатывает41многоуровневый подход к изучению общества, в корне от-Бродель Ф. История и общественные науки.
Историческая длительность//Философия и методология истории/ под ред. И.С. Кона.- М.: Прогресс,1977. - Изд.2-е. - С.133.33личающийся от «жесткости, схематизма и неадекватности» марксистскойконцепции. Он расширяет поле исследования, охватывая не только экономическую составляющую общества, но и многовекторные и противоречивыесвязи, преломляемые сквозь призму политики, культуры и религии во«времени большой длительности». Согласно Броделю, они придают обществам и цивилизациям динамический характер в перспективе «la longueduree», способствуятемсамымвыявлениюипониманию причинно-следственных отношений между явлениями истории.
Именно поэтому в исследованиях генезиса капитализма Бродель избегает «однозначного объяснения», применяя разнонаправленный подход к исследуемому феномену.«Капитализм не мог выйти из одного сугубо ограниченного истока. Своеслово сказала здесь экономика; свое слово – политика; свое слово – общество; свое слово сказали и культура, и цивилизация, а также и история…»42.Следует заметить, что особенно характернымдля данной позицииисторика является попытка достичь раскрытия социального содержания исторической реальности на основе «сближения методов и знаний социальныхнаук». Согласно Броделю, именно на основе такого «плодотворного диалога»между различными науками можно представить «общество как множествомножеств в едином плане и в едином движении»43.Таким образом, броделевская идея «единства»выступает главнымпринципом изучения исторической реальности как сложной структуры, целостность которой обуславливается взаимодействием между множествомсложных процессов и явлений, «вызванных географическими пространствами, социальной иерархией, коллективной психикой, экономической целесообразностью и другими глубинными силами»44.
Именно в «ансамбле»42Бродель Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV-XVIII вв. Игры обмена/ пер. с фр.Л.Е. Куббеля.- М.: Прогресс, 1988. - Т.2. - С.400.43Там же. С. 462.44Бродель Ф. Грамматика цивилизаций/пер. с фр. Б.А. Ситникова.- М.: Весь МИР, 2008.- С.57.34такого множества явлений Бродель представляет категорию «временибольшой длительности», которая позволяет видеть взаимосвязь между явлениями, находящимися в статическом и динамическом состоянии, и найти,таким образом, ключ к объяснению процесса цивилизации.ДляБроделя цивилизации – это нечтобольшее, чемкультурно-исторические пространства, разделенные «пространством, самобытностью икоренными особенностями», но, в то же время, связанные культурной диффузией, дающей им право принимать или отвергать чужие культурныеценности.
Цивилизации Броделя – это долговременный процесс историческойпреемственности с наиболее «устойчивыми тенденциями», которые, «лишьслегка меняясь, время от времени» в своем социальном содержании, сохраняют свои глубинные структуры.Основываясь на таком понимании, историк противопоставляетственное постижение истории цивилизации философскимШпенглера и А.Тойнби.соб-воззрениям О.Бродель не принимает трактовку Шпенглера оцивилизации, как «неизбежной судьбе культуры», еѐ упадке, и как результатисторических кризисов еѐ «завершение, как ставшее за становлением, каксмерть за жизнью, как неподвижность за развитием…»45.В отличие от Шпенглера, онпридерживается иной точки зрения,согласно которой цивилизация – это самый стойкий и «самый древний персонаж человеческой истории.
На огромном множестве примеров историкуказывает на то, что «экономики сменяли одна другую, политические институты рушились, общества следовали одно за другим, но цивилизацияпродолжала свой путь. Рим рухнул в V в.н.э., но римская церковь продолжает его до наших дней…»46.45Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность /пер. с нем. Н.Ф. Гарелина.- Новосибирск: Наука,1993. - Т.1.- С.68.46Бродель Ф. Материальная цивилизация.
Экономика и капитализм XV-XVIII вв. Время мира/ пер. с фр. Л.Е.Куббеля.- М.: Прогресс,1992. – Т.3.- С.60.35Более того, исторические «разрывы» шпенглеровской «схемы Древниймир - Средние века - Новое время» рассматриваются Броделем как диалектикапереходных периодов во времени «большой длительности», на протяжениикоторых формируются новые, более совершенные структуры в «реальностичрезвычайной longue durée». Согласно историку, такая «архитектура» способна поглощать глобальные переломы цивилизации, не затрагивая саму сутьеѐ развития, погруженного в «большую длительность».Большой интерес представляет также критическое осмысление Броделем«соблазнительной гипотезы»А.Тойнби, согласно которойбританскогоисторикаифилософацивилизационный «вызов побуждает к росту.Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложненияструктуры состояние»47.Однако Бродель ставит под сомнение приемлемость этого постулатабританского философа.
«Цивилизованный человек XX века принял вызовпустынь, полярных и экваториальных областей. Но, несмотря на очевидныеэкономические интересы этих регионов (золото, нефть), население здесь неувеличивается, здесь не было создано подлинных цивилизаций. Итак, что жеполучается? Присутствует вызов, есть ответ, но нет цивилизации…»48.Особенность броделевского подхода кисследованию цивилизациизаключается в том, что историк рассматривает специфику географическогопространства как фактор, выступающий «за кулисами истории человечества» как «весьма изменчивый и в то же время умелый в своих проявлениях деятель», которыйустраивает вечную борьбу между человеком и мате-рией своей «настойчивостью и навязчивостью».«География» Броделя предполагают «совокупность возможностей итрудностей», которые способствуют4748развитию и динамике социально-Тойнби А.
Постижение истории/пер. с англ. Е.Д. Жаркова.- М.: Айрис-Пресс, 2010. - С.189.Бродель Ф. Грамматика цивилизаций/ пер. с фр. Б.А. Ситникова.- М.: Весь МИР, 2008. - С.41.36экономических процессов и, развертываясь в рамках глобальных конъюнктурных изменений, закладывают основы материальнойжизнив рамках«самодостаточных» и обособленных «миров-экономик» как постоянно взаимодействующих исторических субъектов со свойственными им флуктуациями от «переломных моментов» к «наступлению новой фазы» развития.Исследуя диалектику развития «миров-экономик», Бродель принимаетво внимание особенности формирования экономической конъюнктуры «самостоятельных кусков планеты», которые, безусловно, задают определенныйритмразвитию мировой экономической системы. Согласно историку,именно в основе даннойпространственно-временной ритмики и лежит«вековая тенденция», как «кумулятивный процесс» повышения и спадаэкономической активности, придающая динамизм обществам и цивилизациям.При этом Бродель не выстраивает «темпоральную» ритмику как последовательные и упорядоченные «линии» исторического времени.
Испытываяна себе воздействия мирового развития при переходе от одной системы кдругой, эти «линии» пересекаются, отмечая «начало распада структуры: связный мир-система, который спокойно развивался, приходит в упадок или завершает свой упадок, и со многими отсрочками и промедлениями рождаетсядругая система»49.Это умозаключение Броделя было отмечено известным французскимисториком Антуаном Про, который считал, что отличительнойособенно-стью методологического подхода Броделя является то, что он «знал лучше, чем кто-либо, о бесконечной множественности исторических времен».
Идалее: «Время истории Броделя не прямая или прерывистая линия, состоящая из чередующихся периодов, и даже не план: пересекаясь, линии образуют рельеф, имеющий толщину и глубину»50.49Бродель Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV-XVIII вв. Время мира/ пер. с фр. Л.Е.Куббеля.- М.: Прогресс, 1992.- Т.3.- С.81.50Про А. Двенадцать уроков по истории/ пер. с фр.
Ю.В.Ткаченко.- М.: Рос. Гос. Гум. ун-т, 2000. - С.125.37Исследованием важнейших принципов и закономерностей для согласования этой временной ритмики в глобальной истории Бродель создаетновый методологический подход к изучению глобальной истории, оживляяи приводя в движение «неподвижное время», в котором скрываются причины возникновения структурных экономических проблем. Тем самым Бродельоткрывает новые возможности в исследовании цивилизационного развитиячеловечества, пытаясь найти ключ к разгадке процесса цивилизации,кото-рый связывает прошлое с настоящим и способствует построению целостной системы знания об обществе.Поглощая идеи своих предшественников и разделяя ценность воззрений Ф. Броделя, Ж.Ле. Гофф, французский историк-медиевист, выстраиваетцивилизационнуюконцепцию, начиная своеисследование с рассмотрения«пространственно-временных структур, которые образуют кадр любого общества и любой культуры»51.
В «структурах» Ле Гоффа динамика и статикацивилизационного процесса выступают как два взаимодополняющих состояния, сосуществующих в тесном переплетении и вечном противоборстве на фонеисторической реальности как единство материальных условий и «мира воображения».Выдвигая предположение об исторической изменчивости «мышления имирочувствования человека», Ле Гофф фактически «антропологизирует историю»,52 стремясь постичь изнутри всѐ своеобразие средневековой цивилизациии культуры. «Изучать образы, порожденные воображением общества, означаетдобраться до глубин сознания этого общества, проследить его историческую эволюцию, достичь истоков, глубинной сущности человека, созданного«по образу и подобию Божьему»53.51Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада/пер.
с фр. Е.И. Лебедевой.- М.: Прогресс-Академия, 1992. С.2.52Нора П. Памяти Жака Ле Гоффа //Эксперт/ под ред.: В.Фадеева. – М.: 2014. - № 15.- С.8.53Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого /пер. с фр. И.И. Миханьковой, Е.В. Морозовой.- М.: Прогресс, 2001.