Диссертация («Процесс цивилизации» в дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Процесс цивилизации» в дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса". PDF-файл из архива "«Процесс цивилизации» в дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Они могутбыть использованы в исследованиях культурных и антропологических проблем современной цивилизации, создающей свои характерные особенности истратегии, которые, безусловно, влияют как на человека, так и на обществов целом.Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные выводы и материалы исследования для экспертизы социально-культурной ситуации, а также при подготовке учебных материалов по философии, культурологии, культурной и социальной антропологии.Апробация результатов исследования.Результаты диссертационного исследования представлялись и обсуждалисьна заседании кафедры социокультурной деятельности, туризма и гостеприимства, а также и на международных научно-практических конференциях: на IV12международной научно-практической конференции «Человек.
Коммуникация.Культура», г. Санкт-Петербург, 25 апреля 2012; на V международной научнопрактической конференции «Человек. Коммуникация. Культура», г. СанктПетербург, 24– 25 апреля 2013; международной научно-практической конференции «МЕДИАКУЛЬТУРА и МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ» - Дни философии вСанкт-Петербурге, г. Санкт-Петербург, 22– 23 ноября 2013; VI международнойнаучно-практической конференции «Человек.
Коммуникация. Культура», г.Санкт-Петербург, 24– 25 апреля 2014; международнойзаочнойнаучно-практической конференции «Роль науки в развитии общества. К вопросу обисследовании культуры как фундаментальной основы развития общества»,г.Уфа,13 ноября 2014; выступление с докладом «Социокультурные механизмыцивилизационногоразвитияобщества»намеждународнойнаучно-практической конференции «МЕДИАКУЛЬТУРА и МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ.Феномен туризма в культуре ХХI века: медиатехнологии современной культуры» Дни философии в Санкт-Петербурге, г. Санкт-Петербург, 21– 22 ноября2014; международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества.
К вопросу о роли философии в решении проблем современной цивилизации», г.Тамбов,30 декабря 2014; международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXIвеке. О роли социологии в эпоху современных цивилизационных вызовов»,г. Москва, 20 января 2015; международной научно-практической конференции«Перспективы развития науки и образования.
Социальные науки и вызовысовременности»,г.Тамбов,28февраля2015;международной научно-практическойконференции, г. Санкт-Петербург, 26 апреля 2015; международной научнопрактической конференции «Наука сегодня. Теоретические и практические аспекты. Проблемы сохранения культуры в условиях современной цивилизации», 23 декабря 2015, г. Вологда; по некоторым положениям диссертацииопубликована статья в научном журнале «Научный альманах»: Роль социокультурных процессов в эпоху современной цивилизации.
[Электронный ре13сурс].- URL:http://ucom.ru/doc/na.2015.08.pdf г. Тамбов. - 2015.С.1883– 188514–№8(10).–ГЛАВА ПЕРВАЯ. Культура и цивилизация: от просвещения досовременности1.1 История и генезис понятия «цивилизация»Обращение к категории «цивилизация» во все времена, начинаясэпохи Просвещения и заканчивая современностью, продиктовано необходимостью обнаружить и осмыслить принципы и закономерности историческогоразвития человеческого общества. В качестве таких принциповюткультурныевыступа-и ценностные установки, как специфические характери-стики жизнедеятельности социума и этапов его развития.Как предмет исследования, цивилизация рассматривается комплекснос учетом природных, материальных и духовных составляющихобществаи обозначается как сложная и разнообразная структура, «предоставляющаялюдям наивысший уровень идентификации»4.Такоймногоуровневый характерпонятия «цивилизация» не толь-ко оптимизировал, но и усилил интенсивностьму, британский философ А.
Уайтхед делаетего исследования. Поэтовывод о том, что «границыцивилизации неопределенны, о чем бы ни шла речь: о географическихрамках, временных интервалах или о сущностных признаках»5.Для объяснения объективнойУайтхед предлагает опиратьсяисторической картины цивилизации,на «те факторызападнойцивилизации,которые в совокупности образуют новый элемент в истории культуры».И далее: «Те факторы, которые ранее возникали лишь спорадически как грезы отдельных умов или как легкий оттенок иных форм духовности, приобрели новое значение в эпоху поздней европейской цивилизации. Задачасостоит в том, чтобы понять, как произошел этот сдвиг, выяснить его последствия для западноевропейского общества. Решая эту задачу, мы при45Хантингтон С.
Столкновение цивилизаций /пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова.- М.: ACT, 2003. - С.17.Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии/ пер. с англ. И.Т. Касавина. – М.: Прогресс, 1990. - С.397.15дем к некоторым предпосылкам более детального анализа современного социального развития, а затем сможем обозначить характерные черты тех импульсов, которые движут вперед Человеческий Мир»6.Таким образом, поднимая широкий круг вопросов, Уайтхед фактическиподчеркиваетисследованиюнеобходимость формирования нового подхода кцивилизациив еѐ связи с другими категориями.Развитие подобного рода идей получает широкую поддержкуШ.
Эйзенштадта.Источники новыхметодологических предпосылокуоннаходит в том, что «в человеческих обществах шел постоянный процессих совершенствования,ицелыецивилизации подверглись трансформа-ции»7.В контексте этих трансформаций Б.К. Малиновский ведетречь нестолько о цивилизации, сколько о «культурных изменениях, как постоянно действующих факторах цивилизации, которые могут начаться под влиянием сил, внезапно появившихся внутри некоего общества, а могут происходить благодаря взаимодействию различных культур»8.Предлагаемая Малиновским идея ужеразвертывания глубокоговключает в себя основу дляисследования, направленного на выявление исопоставление тех универсалий, которые могут стать основой для проведения содержательного исторического анализа цивилизации и культуры.Рассматривая подобное соотношение, как «дихотомию духа и тела»,9 известный российский философ Б.В.
Марков приходит к выводу,что такое исследование«предполагает большую и кропотливую работупо выявлению, описанию и согласованию разнородного исторического материала, раскрывающего взаимопереплетение материального и идеального, по-6Уайтхед А. Избранные работы по философии/ пер. с англ. И.Т. Касавина.- М.: Прогресс, 1990. – С. 397-398.Эйзенштадт Ш.
Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций/ пер. с англ.А.В. Гордона. – М.: Аспект Пресс, 1999. - С.95.8Малиновский Б.К. Избранное. Динамика культуры/пер. с англ. И.Ж. Кожановской. – М.: Российская Политическая Энциклопедия, 2004. – С.18.9Марков Б.В. Культура повседневности. - СПб: Питер, 2008.- С.31.167литического и эпистемологического, рациональногоидругих порядков общества»10.отмечает попытку соОн, таким образом,эмоционального истороны исследователей «археологизировать культуру» с тем, чтобы «раскрыть зависимости между порядками»11 в обществе.Подобная тенденция явно прослеживается в идеях В.Ж.
Келле. Формируется представление о культуре как о духовном источникезаций. «ВажнейшимцивилизационнымКультура - формообразующеемеханизмомцивили-является культура.начало цивилизации, определяющее ее кон-кретный облик, скрепляющее и придающее ей целостность»12.Немецкий философ Э. Кассирер считает, что подобное постижениекультуры «не удовлетворяется конечным продуктом, но желает понятьтот особыйспособ производства, который производит данный продукт.Ведь от этойпроизводительнойактивности, от длящейся ипостоянновозобновляемой работы духа зависит, в конечном счете, не только язык,но и миф, и религия, и искусство»13.Традиция понимания и оценкикультурныхценностей, идей, пред-ставлений, форм проявления материального и духовного опыта, которым«многочисленныепоколения придавали первостепенное значение»,14 скла-дывается у С.
Хантингтона.вечестварассматриваетсякомбинациейформируеттрадиций,туКаждое новое «поколение» в истории челокак«историяобщественныхцивилизаций»структурикультуры,или иную историческую целостность, и(коль скоро их вообщес «уникальнойкотораясосуществуетможно отделить друг от друга) с другими по-добными феноменами»15.10Марков Б.В. Культура повседневности. - СПб: Питер, 2008.- С.31.Там же. С.32.12Келле В.Ж.
Цивилизационный подход и проблемы формирования теории исторического процесса//Вопросы социальной теории. Социальная реальность: концепции и методология исследований/ под ред.:Ю.М. Резника.- М: Институт философии РАН, 2008. - Т.2. - С.373.13Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. Культурология. XX век// Антология/ пер. с нем. И. А.Лейтес, Е.
А. Жуковой; под ред.: С.Я. Левит.- М: Юрист, 1995.- С.114.14Хантингтон С. Столкновение цивилизаций/пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова.- М: ACT, 2006. - С.18.15Там же. С.18.1117С установкой на культурное наследие цивилизации выступает французский философ Э. Калло. Основой цивилизации философ считает «систему верований, вырастающих из традиции и нацеленных на устроениеобщества. Именно духовные принципы выражают сущность всякой цивилизации, и именно через заимствование духовных достижений осуществляется распространение цивилизации в пространстве и времени»16.Аксиологический подход Калло к культурной преемственности свидетельствует о том, что цивилизация выполняет множество важнейших функций, о чем свидетельствует степень «терминологической перегруженности»структуры цивилизации: «система верований», «традиции», «устроение общества». Таким образом, в зависимости отцентре«цивилизационногопозиции исследователейядра» оказываютсявразличные инварианты:«границы и географические рамки» (А.