Диссертация (Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии". PDF-файл из архива "Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Главным образом, эти статьи демонстрируют интерес к таким видамсъѐмки;4) фотографические и фотомеханические приложения к выпускам журналов;5) программные аналитические, публицистические и теоретические статьи.Это самая важная для нас группа публикаций, которые с наибольшей ясностьюдают нам представление о различных концепциях представления памятника культуры в фотографии. Сюда мы можем отнести статьи из журналов «Фотографические новости» («Археолого-историческое значение фотографии», «Что фотографировать?» и т.
д.), «Фотограф-любитель» («Археологические снимки», «Польза16любительской фотографии» и т. д.), «Вестник фотографии» («Задачи регистрирующей фотографии», «О городском пейзаже», «Терпение» и т. д.) и некоторыхдругих журналов;6) публикации, не относящиеся к пяти вышеназванным категориям. Сюдапопадают небольшие заметки, исторические и библиографические очерки(имеющие отношение к нашей теме), сообщения смешанного характера.Таким образом, в ходе исследования нами была выявлена, проанализированаи классифицирована обширная источниковая база, которая дает возможность всесторонне рассмотреть вопрос отношения к памятникам древнерусской культуры вопределенный период отечественной истории. При этом были использованы дляработы такие оперативные источники, как пресса и фотография.Анализируя историографию избранной темы и поставленных в связи с ееизучение вопросов, нетрудно заметить, что фотография памятников культуры ранее не выделялась отечественными исследователями в качестве отдельного направления в гуманитарной науке.
Однако множество ценных сведений можно почерпнуть из достаточно богатой литературы по истории русской фотографии.Одним из первых обратился к изучению истории отечественной фотографииСергей Александрович Морозов, чьи первые исследования были опубликованыеще в 1930-х гг. Более пятидесяти лет он посвятил рассмотрению вопросов, связанных с искусством светописи. Его перу принадлежат такие книги, как «Русскиепутешественники-фотографы»2, «Фотограф-художник Максим Дмитриев: 1858 –1948»3, «Творческая фотография»4 и другие. Последняя книга, использованнаянами в работе, представляет собой подробное описание развития фотоискусстваот его зарождения до середины 80-х гг.
XX века. Для составления очерка историидореволюционной фотографии в России мы пользовались также его книгой «Русская художественная фотография»5, в которой автор описывает развитие русской2345Морозов С. Русские путешественники-фотографы. М., 1953. 184 с.Морозов С. А. Фотограф-художник Максим Дмитриев: 1858 – 1948. М., 1960. 48 с.Морозов С.А. Творческая фотография.
М, 1986. 418 с.Морозов С.А. Русская художественная фотография: Очерки из истории фотографии 1839 – 1917. М., 1955. 183 с.17светописи и еѐ жанров и дает представление о деятелях отечественного фотоискусства. Книга снабжена иллюстрациями.С.А. Морозов много сделал для изучения истории русской фотографии, ноего труд не лишѐн характерных недостатков, объясняющихся влиянием времени,в которое была создана книга. В частности, вызывает сомнения адекватность разделения фотографов дореволюционной России на демократов и реакционеров, атакже настораживает определение реалистической фотографии как единственноверной.
Кроме того, редкие ссылки на источники не позволяет квалифицироватьданную работу как строго научное исследование.Аналогичная проблема существует в книге А.П. Попова «Из истории российской фотографии»6: ценный материал, представленный в ней, зачастую не подкреплен справочным аппаратом научного характера, что затрудняет использование книги в научной работе.Наиболее полную на сегодняшний день картину развития отечественного фотоискусства дает исследователю монументальный труд Е.В. Бархатовой «Русскаясветопись: первый век фотоискусства. 1839–1914»7. Богатый иллюстративный иудобный справочный аппараты, обширная источниковая база делают эту книгубазовым трудом для исследований в области истории фотографии.Издание «Век фотографии»8 В.Т.
Стигнеева охватывает сто лет существования отечественной светописи – с 1894 года (дата основания Российского фотографического общества, одного из крупнейших и влиятельнейших в дореволюционной России) и до 1994 г. Работа имеет широкую источниковую базу.Книга В.А. Никитина «Рассказы о фотографах и фотографиях»9 не относитсяк исследовательским работам, но основана на солидной документальной базе.
Работа представляет собой 15 очерков о мастерах светописи (как русских, так и зарубежных), творческих объединениях, отдельных фотографиях. Хронологическиработа В.А. Никитина охватывает весь период развития фотоискусства. В ней мы6Попов А.П. Из истории российской фотографии. М., 2010. 238 с.Бархатова Е.В. Русская светопись: первый век фотоискусства. СПб., 2009.
400 с.8Стигнеев В.Т. Век фотографии: 1894-1994: Очерки истории отечественной фотографии. М, 2005. 392 с.9Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991. 222 с.718находим ценные сведения из жизни фотографической династии Булла,С.М. Прокудина-Горского, С.Л. Левицкого, С.М. Дудина и других выдающихсяроссийских фотографов, в разное время работавших в России и снимавших памятники истории Древней Руси.Следующий блок использованной нами литературы составляют альбомы, посвященные дореволюционной отечественной светописи.
В них мы нашли какценные сведения, касающиеся истории фотографии, так и богатый иллюстративный материал, часть которого была использована в качестве источника для нашейработы.Большое значение для исследования имеет издание «Русская фотография:Середина XIX – начало XX в.»10. Его читателю представлен впечатляющий обзорфотографической жизни российских столиц и провинции, деятельность отдельных светописцев и фотографических обществ, дано описание разнообразных художественных течений и технических новшеств в русской фотографии серединыXIX – начала XX века. Вторую часть издания составляют снимки, сделанные русскими светописцами и иллюстрирующие различные области общественной жизниРоссии указанного периода.
Фотографии поделены по месту их хранения: Государственный Исторический музей, Российский Государственный архив кинофотофонодокументов и т. д.Для исследования избранной нами темы оказался полезным своеобразный потематике и принципу комплектования альбом «Избранные произведения русскойсветописи: К 100-летию Русского Фотографического общества в Москве. 1894 –1994».11 Книга знакомит нас с историей и деятельностью одного из важнейшихфотографических обществ в России и, соответственно, освещает творчество техфотографов, которые прямо или косвенно были связаны с ним. Даны характеристики основных направлений в творчестве светописцев.
Вторую часть альбомасоставляют избранные работы фотографов Русского Фотографического общества,в том числе, фотоснимки памятников истории Древней Руси.10Русская фотография: Середина XIX– начало XX в. М., 1996. 343 с.Избранные произведения русской светописи: К 100-летию Русского Фотографического общества в Москве. 1894– 1994. М., 1994. 53 с.1119Ранняя история фотографии освещена в таком издании, как «У истоков фотоискусства: Собрание дагерротипов Государственного Исторического музея». 12 Вовступительной статье старшего научного сотрудника Государственного Исторического музея Т.Г. Сабуровой описаны как развитие технической стороны дагерротипии, так и творческие поиски первых русских светописцев.Фотографии Москвы выделяются в нашей работе как отдельное явление, апотому и литературу, посвященную фотографам и фотографиям древней русскойстолицы, мы выделяем в отдельный блок.Альбом-справочник Т.Н.
Шиповой «Фотографы Москвы – на память будущему: 1839 – 1930»13 содержит краткие биографии как знаменитых, так и малоизвестных мастеров, работавших в Москве с 1839 по 1930 г., знакомит с их творчеством. Наряду с биографическими сведениями представлены и работы фотохудожников – виды Москвы, еѐ архитектурных памятников, портреты деятелей искусства и литературы, науки, простых горожан.
Во вступительной статьеТ.Н. Шипова предлагает читателю краткую историю зарождения мировой и отечественной фотографии, а также подробно рассказывает о фотографической жизни столицы. Справочник имеет огромное значение при поиске биографическихсведений о фотографах Москвы.Историю и проблемы пикториальной фотографии в России освещает каталогвыставки, посвящѐнной этому виду фототворчества конца XIX – начала XX века14.
Как известно, пикториальные фотографы обращали пристальное внимание напамятники культуры. Кроме того, книга знакомит с технической стороной фотографии.Фотография Москвы и ее памятников представлена целой плеядой выдающихся фотографов, снимки которых опубликованы в двух книгах современнымисследователем Е.П. Шелаевой15.