Диссертация (Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии". PDF-файл из архива "Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Но важнейшей причиной выбора памятников русскойдревности в качестве объектов фотосъемки является «открытие» древнерусскойкультуры, которое происходит в изучаемый период и является важнейшей частьюформирования того национального самосознания, к которому мы принадлежим исейчас.Тот или иной индивидуальный авторский взгляд на культуру Древней Русиможет быть запечатлен в слове, музыке, в изобразительном искусстве, архитектуре и т. д. Однако для данного исследования была выбрана фотография в силу того,что она фиксирует функционирование объектов исторической памяти в современном фотографу пространстве.Несколько основных линий характеризуют изменения в общественном сознании в отношении памятников истории Древней Руси.
Во-первых, памятник из7отдельного объекта превращается в хранителя следов общеисторического прошлого. Далее, в отечественной фотографии расширяется география поисков корней русской государственности и культуры. Если в первые десятилетия существования фотоискусства только такие города, как Москва и Киев, в меньшей степени– Великий Новгород, – официальные города-носители древнерусской исторической парадигмы – имели широкий успех у фотографов, то с течением времени всеболее возрастает интерес к провинциальным городам, в которых сохранились памятники Древней Руси. Кроме того, в последние годы XIX в.
происходит еще одно важное изменение: восприятие памятника из знакового трансформируется вобразное. Памятник становится частью национального культурного пространства,и историческое прошлое начинает восприниматься как личное, оно поэтизируется.Хронологические рамки работы – вторая половина XIX века – 1918 г. –обусловлены несколькими факторами. Фотографии памятников культуры в России появляются вскоре после изобретения фотографии в 1839 г., а во второй половине XIX в. они обретают жанровую самостоятельность. Верхняя граница исследования выбрана нами не только как переломный год русской истории, но икак завершение одного и начало следующего этапа в истории отечественной светописи. С одной стороны, в этот год – 1918 г. – доживали последние месяцы своего издания фотографические журналы, являвшиеся главной трибуной общественной и научной мысли в области фотографии, с другой – был организованВысший институт фотографии и фототехники, создание которого стало предметом оживленного обсуждения среди деятелей дореволюционного фотоискусства.Фотография, взятая под контроль государства, приобретает новые черты.
Нас жеинтересует начальный период развития русской светописи, изучение которого позволяет проследить истоки дальнейшей эволюции представления памятниковкультуры в фотографии.Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, назревшей необходимостью сбора, систематизации, классификации и научного изучения визуальной информации по теме истории Древней Руси. Исследование представляется8своевременным в своем теоретическом аспекте. Актуализация коренных вопросовнациональной истории в последние годы отсылает нас к аналогичной ситуации вначале XX в., когда происходило новое «открытие» древнерусской культуры, арусская интеллигенция, напряженно вглядываясь в артефакты древней историисвоей страны, делала попытки своеобразного культурно-исторического самоанализа, соотнося современность и прошлое в поисках решения насущных проблемэпохи.
Этот взыскующий «взгляд» и запечатлела фотография; еѐ анализ необходим для адекватной оценки отечественной истории культуры – как Древней Руси,так и дореволюционной Российской Империи. Особую практическую ценностьфотография памятников представляет в связи с огромными утратами культурногодостояния, произошедшими вследствие естественной руинации и небрежного отношения, природных катаклизмов, революции 1917 г., во время Великой Отечественной войны и кардинальных социально-политических изменений в стране. И внаши дни объекты культуры могут подвергаться разрушению от времени, небрежного использования, а также варварского уничтожения. Борьба за сохранениеи восстановление как древнерусских, так и других ценнейших памятников мировой культуры является в связи с этим в высшей степени актуальной.Зачастую только фотография хранит облик древнего артефакта, являясьединственным достоверным документальным свидетельством о нем.
Осмыслениефотографии как важного исторического источника может способствовать продлению физической жизни памятника, сохранению о нем необходимых данных и, наконец, в контексте нашего исследования, такое осмысление позволит разобратьсяв отношении общества к данному объекту культурного наследия на том или иномэтапе исторического времени.Цель настоящей работы – выявление на материале фотографии изменений вотношении к отечественной истории со стороны русской интеллигенции второйполовины XIX – начала XX вв., изучение эволюции идейно-эстетического восприятия памятников культуры, исследование взаимодействия общества и памятника.9В связи с указанной целью были поставлены следующие исследовательскиезадачи: Проследить процесс зарождения интереса к представлению памятников древнерусской культуры в фотографии; Проанализировать творчество первых мастеров светописи, обратившихся ктеме представления памятников древнерусской культуры в фотографии; Определить роль научной фотографии в общем процессе запечатления и изучения памятников культуры; Выяснить роль фотографических обществ в деле формирования интереса современников к фотосъемке памятников древнерусской культуры; Проследить процесс формирования концепции «фотографического музея» иопределить ее роль в деле запечатления памятников культуры в фотографии; Проанализировать творчество выдающихся мастеров светописи конца XIX –начала XX вв.; Выявить сходства и различия в подходе к фотосъемке памятников древнерусской культуры Москвы и провинции; Дать характеристику наиболее ярким концепциям представления памятниковкультуры с помощью фотографии; Рассмотреть и дать оценку применения фотографической техники в реставрации и копировании памятников древнерусской культуры; Определить роль фотографии памятников культуры Древней Руси в общемпроцессе «открытия древнерусской культуры» в конце XIX – начале XX вв.Решение указанных задач определяет теоретическую и практическую значимость работы.
Проделанная в рамках данного исследования источниковедческая работа по выявлению, классификации и обобщению фотодокументов, содержащихся в различных фондах государственного хранения Российской Федерациии отображающих памятники древнерусской культуры, представляет интерес дляреставраторов, работающих с материальными памятниками древнерусской культуры, научных специалистов по истории и культуре Древней Руси, а также исто-10риков самого широкого профиля. В исследовании представлен ряд ранее не опубликованных фотографий.
Положения и выводы, сформулированные в настоящейработе, могут быть полезны деятелям гуманитарной науки, изучающим историюдревнерусской культуры, историю фотографии, историю формирования и развития национального самосознания, а также исследователям, работающим с фотодокументами как с визуальным источником.Впервые в отечественном источниковедении проведен подробный анализвсех дореволюционных периодических изданий, посвященных фотографии, с целью выявления материалов, освещающих тему фотографирования памятниковкультуры. Кроме того, библиографически структурированная информация об этихизданиях, помещенная в Приложении № 1, способна значительно облегчить исследователю поиск сведений в изучаемой области.Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественной историографии предпринята попытка комплексного многоаспектного исследованияобщественного интереса к национальной истории на основе всестороннего анализа фотографий памятников культуры и концепций их создания с точки зренияотображения на фотоснимке взаимодействия памятника и общества.Необходимо определить и обосновать методологию работы.
К работе былприменен историко-системный метод исследования, позволивший рассмотретьфотографию памятников культуры как часть визуальной культуры своего времении – шире – как подсистему в системе исторического и национального мировоззрения русской интеллигенции конца XIX – начала XX вв.Такой переход к изучению систем более высокого уровня оказался возможным благодаря использованию методов функционального анализа и расширенному представлению о составе тех признаков, на основе которых базируется общность систем исторического самосознания.Таким образом, фотография памятников древнерусской культуры может бытьрассмотрена в настоящем исследовании как часть общего процесса изучения ипереосмысления начального периода отечественной истории. Источниковедческий анализ, применявшийся к двум главным группам источников – периодиче-11ским изданиям, посвященным фотографии, и фотодокументам – позволил рассмотреть эти объекты как явления культуры своего времени.