Диссертация (Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии)

PDF-файл Диссертация (Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии) История (47221): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии) - PDF (47221) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии". PDF-файл из архива "Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиГоловина Ольга СергеевнаИсторические памятники Древней Руси в дореволюционнойотечественной фотографииДиссертация на соискание ученой степеникандидата исторических наукСпециальность 07.00.09. – Историография, источниковедение и методыисторического исследованияНаучный руководитель:доктор культурологии,доцент О. Б. СокуроваСанкт-Петербург20162Оглавление:Введение………………………………………………….……………….…..4Глава 1. Зарождение интереса к представлению памятников древнерусскойкультуры в фотографии (1840-е – начало 1870-х гг.)......................271.1.Изобретение фотографии и первые опыты фотосъемкипамятников.....…………………………………………………….…..271.2.Пробуждение общественного интереса к запечатлениюпамятников (1850-е гг.) ………………………………..……........….311.3.Интерес западных издателей к памятникам культуры Древней Руси иего влияние на формирование отечественной общественной мысли……….………………………..…….…..……………………..……401.4.Первые альбомы фотоснимков памятников древнерусской культурыи первые мастера светописи, работавшие в этом направлении…………………………………………………………………..…451.5.Творчество М.П.

Настюкова и Д.Г. Биркина; «Найденовские альбомы»(1860-е – 1870-е гг.)……………………………….…..………….501.6.Научная фотография…………………………………….…………….56Глава 2. Развитие общественного интереса к фотосъемке памятников культуры Древней Руси на фоне усовершенствования фотографической технологии (конец 1870-х – 1890-е гг.) ……………...............................622.1. Совершенствование фототехники и технологии и деятельность первыхфотографических обществ в России…………………….….…….…622.2. От идеи создания «фотографической коллекции России» к замыслу«фотографического музея»……………………………………....…….702.3.

Фотографические выставки и конкурсы………………………………772.4. Особенности представления памятников древнерусской культурыв фотографии и творчество выдающихся мастеров светописиконца XIX столетия…………………………………………………….812.5. Москва и ее памятники в центре вниманияфотографов конца XIX века………………………...…………….…..923Глава 3. Период расцвета теории и практики фотосъемки памятниковкультуры Древней Руси (1900-е – 1918 гг.)…………………....1033.1.

Расширение круга фотолюбителей и забота о качестве снимковпамятников культуры………………………………………………..1033.2. Расширение сферы деятельности фотографическихсообществ начала XX века…………….……………….……….…1073.3. Концепция «фотографического музея» и попытки ее воплощения…………………………………………………………….………1173.3.1. Деятельность С.М.

Прокудина-Горского………………...…..….1263.4. Памятники культуры Древней Руси в фотографияхначала XX века………………………………………………………1313.5. Реставрация памятников культуры и фресковая живописьв фотографии: концепции и реализация………………………….1373.6. Концепции запечатления памятника культурыв научной и художественной фотографии………………………..144Заключение……………………………………………………………......…152Список сокращений………………………………………………………….162Список использованных источников и литературы………………..……..163Источники……………………………………………………….…..……1631. Неопубликованные…………………………………………...……1632.

Опубликованные………………………………………………...…1743. Периодические издания……………………………………...…….180Литература………………………………………………………………..…182Приложение 1. Сведения о фотографической периодике, издававшейсяв России в 1859 – 1917/1918 гг………………………...…………….…..…192Приложение 2. Иллюстрации……………………………………..….….....2374ВведениеИстория и культура Древней Руси, имеющие непреходящую художественнуюценность, в течение длительного времени – вплоть до конца XVIII в.

– не вызывали, за редким исключением, ни исследовательского, ни общественного интереса ипрактически не воспринимались как часть национального достояния русской, атем более, мировой культуры. Первые попытки изучения древнерусского наследия были предприняты только на рубеже XVIII – XIX вв., когда археограф Алексей Мусин-Пушкин, исследуя древнерусский летописный сборник, обнаружил изатем опубликовал знаменитое «Слово о полку Игореве». В тот же период Николай Карамзин издавал, том за томом, свой грандиозный труд – «Историю государства Российского».

По словам А.С. Пушкина, Древняя Россия оказалась «найденаКарамзиным, как Америка — Колумбом».Накопление сведений о ранней национальной истории постепенно подготавливало базу для научного исследования памятников культуры Древней Руси, вызывавших все большее внимание образованной части российского общества. Изменения, происходившие в общественном восприятии национальной истории,особенно после Отечественной войны 1812 г., отразила и русская литература XIXвека, и музыка, и архитектура.

Эти изменения нашли свое место и в визуальнойкультуре второй половины XIX – начала XX вв., одной из важнейших составляющих которой стало молодое искусство светописи.Фотография, появившись в 1839 году, привлекла к себе огромное вниманиекак достоверное и оперативное средство фиксации жизни, доступное практическилюбому человеку независимо от его художественной одаренности. Процесс создания фотографий всѐ больше упрощался и удешевлялся, увлечение фотосъемкойстановилось все более массовым, и фотография превращалась в ценнейший документ эпохи, в зеркало общества, на любые изменения в котором она чутко реагировала.5Поэтому любой доступный потенциальному фотографу объект может бытьисследован как сам по себе, так и с точки зрения изменения визуального языка вотношении к нему, то есть – изменения отношения общества или его части к этому объекту.

Рассматривать изменения общественного сознания в отношении памятников культуры Древней Руси мы будем на примере фотографии.В своей работе мы в первую очередь обращаемся к фотографии памятников,когда она начинает активно осмысляться как историко-культурный источник. Артефакт культуры как материальная квинтэссенция прошлого способен вызывать кжизни воспоминания, культурно-исторические и личностные ассоциации.

Фотография же, запечатлевая момент реальности, становится свидетельством памяти иеѐ архивом. Таким образом, в фотоснимке памятника культуры мы получаем «память памяти», запечатление уникального взгляда на общедоступный (обычно)предмет.Несмотря на свою механическую природу (и даже вопреки ей) фотография взначительной мере зависит от своего автора: от его выбора объекта съемки, ракурса, освещения, экспозиции, композиции. Важен также выбор времени суток,технических параметров (камеры, объектива, размера негатива и позитива, способа печати и т.д.) и многого другого, что делает фотографию отражением субъективного взгляда на мир.

И даже то, что далеко не все адепты нового искусстваосознавали значимость этого выбора, полагаясь на автоматизм светописной технологии, приводит нас к мысли о том, что выбор, который им все равно необходимо было сделать, оказывался во многом неосознанным, обусловленным прошлым визуальным опытом. Фотограф при этом, являясь членом общества и человеком своей эпохи, создав снимок памятника, может дать нам представление отом, как окружавший его социум соотносил себя с артефактами исторического икультурного прошлого и насколько внимательно хранил память о нем.Объектом исследования в данной работе является история восприятия и воспроизведения в фотографии памятников древнерусской культуры русской интеллигенцией второй половины XIX – начала XX вв.

Взгляд человека XIX – началаXX вв. на памятник, запечатленный с помощью фототехнологии, может быть со-6отнесен с историко-культурными процессами, происходившими в обществе. С техпор фотография стала одной из мощнейших метакультурных составляющих. Фотограф – это активный наблюдатель, социально заостренная личность, чей индивидуальный взгляд является, тем не менее, отражением общекультурных тенденций (даже в своих исключениях).Предметом диссертационного исследования выступает фотография, принадлежащая двум областям: науке (является точным инструментом фиксации реальности) и искусству (имеет художественную ценность, выражает индивидуальныйвзгляд фотографа на объект съемки). В качестве объектов фотографической съемки в диссертационной работе рассмотрены памятники древнерусской культуры,чему есть несколько обоснований.

Во-первых, древнерусская культура имеет чѐткие временные ограничения – она завершается реформаторской деятельностьюПетра I. Предшествующий строительству новой России, древнерусский периодотечественной истории в момент фотографирования уже безусловно осознавалсякак далекое прошлое, в отличие от памятников истории, например, XIX века. Вовторых, пласт, относящийся к этой культуре, достаточно велик и разносторонен –сюда относятся археологические находки, фресковая живопись, ювелирное дело,архитектура и многое другое – фотографов могли привлекать различные аспектыкультуры Древней Руси.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее