Отзыв ведущей организации (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации" внутри архива находится в папке "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм". PDF-файл из архива "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения ,,В(й'е~ударственный институт искусствознания» .6".,",","',.',,'.,АойХФф искусствоведения , ~'к ',!::-~~'" Н. В. СИПОВСКая ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ на диссертацию Морозовой Анны Валентиновны «Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм>>, представленную к защите в Диссертационный совет Д 212.232.11 на базе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры 1культурология) Диссертация А.
В. Морозовой «Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм» фундаментальный научный труд, в социокультурном контексте систематизирующий двухсотлетнюю практику российской искусствоведческой испанистики, определяющий этапы ее развития, ее достижения, намечающий дальнейшие перспективные направления. В ней впервые предстает огромная панорама и самых разнообразных исследовательских поисков методологических подходов. Все мало-мальски значительные работы подвергнуты подробному анализу, но стремясь не выпустить из поля зрения даже совсем небольшие публикации, А.В, Морозова, обладая подлинной широтой кругозора, рассматривает богатейший фактический материал, выявляя основополагающие идеи и ставя работы об испанском искусстве в контекст художественной и идеологической жизни страны.
Научная новизна диссертации состоит в сопоставлении и осмыслении поднимаемой за два века проблематики и в определении социально-эстетических предпосылок ее возникновения и эволюции в ряде периодов. Более того, автор диссертации осмысливает отечественную науку об испанском искусстве совокупно с процессами в мировом искусствознании и удивительным образом соотносит ее с постижением испанских художников в Западной Европе. Актуальность и значимость представленной работы состоит в том, что она раскрывает закономерности взаимосвязей между исследованиями по испанскому искусству и культурной жизнью общества. Выводы, к которым приходит диссертант, позволяют прогнозировать динамику сосуществования элементов культуры и пути ее эволюции в дальнейшем.
Данное диссертационное исследование соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности 24.00.01 «Теория и история культуры»: п. 1,10. Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры, п. 1.13. Факторы развития культуры, п. 1.15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества, п. 1.17. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство), п. 1.28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира. Выбор теоретико-методологических установок диссертационного исследования представляется оправданным и отвечает поставленным целям и задачам. Методологической основой исследования, в соответствии с его междисциплинарным характером, послужил ряд значимых для культурологии методов, которые дали диссертанту возможность комплексно исследовать поставленные проблемы, изучить все их аспекты с учетом конкретной исторической, культурной и идеологической обстановки в стране, выявить причинно-следственную связь между культурными, историческими, идеологическими, художественными и искусствоведческими событиями.
Первая глава диссертации посвящена выделению этапов отечественной искусствоведческой испанистики, начиная с первой половины Х1Х в. и до наших дней. В ней выпукло представлено, как время влияет на характер оценок, предпочтений, отбора, стилистических характеристик и т.п. Как, например, Веласкес долгое время остается в тени и только в «Письмах об Испании» В. П. Боткина (1847-1851) выходит на первый план и вызывает у нашего талантливого путешественника не меньшее восхищение, чем Мурильо, в котором он увидел религиозность, «не чуждую, не враждебную миру, но нежную и любящую» (стр. Зб). Первый параграф первой главы посвящен формированию отечественной искусствоведческой испанистики в Х1Х в.
Соискатель показывает, какие потребности русской культуры и вкусы эпохи направляли внимание на тех или иных испанских художников и предполагали те или иные их оценки. Так, в материале, посвященном первой половине Х1Х века, продемонстрировано желание наших соотечественников постичь многообразие мирового, в том числе испанского, искусства, его самобытность и связь с окружающей действительностью, непосредственно наблюдаемой. В частности, В. П. Боткин зорко подмечает те особенности народных нравов, которые отзывались в художественном творчестве, подчеркивая свободолюбие и чувство собственного достоинства у людей из народа.
На материале по второй половине Х1Х века вскрыта связь искусствоведческих суждений с тем, что принято считать зрелыми реалистическими тенденциями в современном искусстве. А. В. Морозова отмечает, что исследователи этой поры, такие как П. П. Гнедич, ищут подходящие термины для привлекших их испанцев, называя их искусство «облагороженным натурализмом» или «героическим натурализмом». Исследуя тенденции искусствоведческой испанистики на рубеже Х1Х-ХХ веков А.В. Морозова убедительно показывает, как интерес к искусству как к зеркалу жизни сменяется демонстрацией того, что доставляет или не доставляет эстетическое наслаждение — это видно по трудам А.
Н. Бенуа и др. Второй параграф первой главы «Смена исследовательских парадигм» проясняет, как перипетии истории нашей страны об испанском искусстве. отзываются в суждениях Послереволюционный разброс мнений сменяется жесткой регламентацией, безапелляционным требованием строгого соответствия стилистическому канону и идеологической догме, делением исследователей на «правильных» и «неправильных». В пору сталинского террора в 1937 году выходит огромная статья Г.
В. Корсунского, указывающая, как следует судить художников. Г. В. Корсунский, следуя за новыми установками, неразрывно соединяет реализм и народность, одобряя только тех испанцев, которые строго следуют за этими критериями — например, Гойю. Разбирая подобные ситуации, А. В. Морозова показывает, какими подчас драматическими были ситуации в нашем искусствознании. Тем более отдаешь должное нашим ученым, таким как М.В. Алпатов, узнавая, какие нападки им приходилось выдерживать. На материале, посвященном второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг.исследователем показано, как очередная смена идеологического режима приводит к тому, что хотя нереалистические явления в искусстве по-прежнему отрицаются, но становится возможным заниматься зарубежными художниками, не боясь обвинений в космополитизме.
Существенно возрастает количество научных и научно-популярных работ по испанскому искусству. В третьем параграфе «Интенсификация и идеологизация исследований. Концепт "реализма"» А. В. Морозова показывает, что во второй половине 1960-х-1980-е гг., несмотря на традиции «теории отражения» объективной исторической реальности, существуют, пусть и в определенных рамках, возможности творческих дискуссий и постепенно, как скажет В. М. Полевой, «утверждается право и необходимость искусства свободно обращаться как к жизнеподобию, так и к художественной условности» (стр. 125).
Много пишут о П. Пикассо, хотя и называя его французским художником. Показано, как подобные изменения повлияли собственно на отечественную искусствоведческую испанистику. В параграфе «Конец ХХ в.: вне идеологических и методологических канонов» проницательно вскрыта противоречивость современного периода. Наряду с позитивными завоеваниями, обогащением не только тематики, но и методологии исследования, применением семиотического и иконографического методов, совершенствованием социологического подхода, резко падают тиражи научных изданий и увеличивается их разрыв с поверхностными популярными публикациями.
А. В. Морозова, вскрывая суть разных временных пластов в искусствознании и связывая ее изменения с социокультурными изменениями в жизни общества, способна научно-глубоко постичь текущее время. Чрезвычайно привлекательной оказывается «Глава 2. Предметно-тематические и методологические константы отечественной искусствоведческой испанистики». Она посвящена выявлению общих для всей отечественной искусствоведческой испанистики тематических и методологических принципов и подходов на материале мастерски очерченных творческих биографий крупнейших ученых, специализировавшихся именно на изучении испанского искусства. Бросается в глаза умение А.