Диссертация (Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)". PDF-файл из архива "Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Креативный класс и российское гражданское общество/В.В.Рябев//«Социально-гуманитарноезнание:историяи24современность» [Электронный ресурс]: материалы Всероссийскойнаучно - практической конференции с международным участием.Мурманск, 14-17 мая 2012 г. / Мурманский гос. тех. ун-т. - Электрон,текст, дан. (14 Мб). - Мурманск: МГТУ, 2012.-1 опт. Компакт-диск(CD-ROM). -Информрегистр №0321201103. С. 282-285.9. Рябев В.В. Гражданская культура как предпосылка становлениясовременного российского гражданского общества/ В.В.Рябев//Общество, государство и человек в XXI столетии: материалыВсероссийскойнаучно-практическойконференциисмеждународным участием, 20 июня 2013 г. / Дальневосточныйфедеральный университет; [отв.
ред.: Н.С. Сыроед, Е.Ю. Костина]. –Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерал. Ун-та,2013. – С. 20-25.10. Рябев В.В. Гражданское участие как фактор построенияэффективного гражданского общества в условиях современнойроссийской модернизации/ В.В.Рябев// Социальная модернизация:проблемы и перспективы: материалы II Международной научнопрактической конференции / Под общ. ред. В.Ф.Ходырева,Ю.В.Поповой, В.В.Инютина, Н.В.Инютиной, Л.А.Гончарова.
–Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. - С. 201-205.11. Рябев В.В. Национальная идентичность как фактор становлениясовременного российского гражданского общества/ В.В.Рябев//Русская философия в пространстве и времени: сб. избранныхматериалов Международной научно-практической конференции:Мурманск, 8-9 февраля 2013 г. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2013. –С.7-10.12.
Рябев В.В. Гражданское общество и модернизационные процессы всовременной России/ В.В.Рябев// «Сборник научных трудовпреподавателей, магистрантов и аспирантов Гуманитарно-правовогофакультета» [Электронный ресурс] / Мурманский гос. тех. ун-т. –Электрон. текст. дан. (1,21 МБ). – Мурманск: МГТУ, 2013. – НТЦ«Информрегистр» № 0321302461.
С. 103-109.13. РябевВ.В.Актуальныепроблемыпроцессаразвитиянекоммерческихорганизацийсовременногороссийскогогражданского общества/ В.В.Рябев// «Социально-гуманитарноезнание: история и современность» [Электронный ресурс]: материалыВсероссийскойнаучнопрактическойконференциисмеждународным участием. Мурманск, 14-17 мая 2013 г. /Мурманский гос.
тех. ун-т. - Электрон, текст, дан. - Мурманск:МГТУ, 2012. – НТЦ «Информрегистр» №0321301203. С. 168-171.14. Рябев В.В. Концепция гражданского общества в трудах Б.Н.Чичерина /В.В.Рябев //Материалы международной научной25конференции «Б.Н. Чичерин и традиции философской и социальнополитической мысли в России» (20 - 23 ноября 2013). - Тамбов: ТГУ,2013.
– С. 58-65.15. Рябев В.В. Антропологическое измерение гражданского общества вусловиях модернизации современной России. /В.В. Рябев//Традиционное, современное и переходное в российском обществе:сборникстатейIXВсероссийскойнаучно-практическойконференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2013. – С. 97-99.26Глава 1.
Теоретико-методологические основы анализа процессастановления гражданского общества современной России.1.1. Содержание, сущностьгражданского общества.Сложностьпримененияиинституциональнаядефиниции«гражданскоеструктураобщество»обусловлена несколькими факторами: во-первых, неоднозначностьютрактовокисторииеговозникновения,во-вторыхактивнымиспользованием в области актуальной политики и публицистики. Крометого, являясь теоретической конструкцией второго порядка, «гражданскоеобщество» в своей интерпретации напрямую зависит от методологическихвоззренийисследователянапроблемуопределениятакогофундаментального понятия, как «общество».
Плюрализм точек зренияотносительно базовых онтологических постулатов влечет за собойзначительнуюдифференциациюисследовательскихподходовкинтересующей нас проблематике.18Обращаясь к первой проблеме: истории возникновения и развитияидеи о гражданском обществе, следует сразу отметить серьезныеметаморфозы дефиниции в зависимости от историко-географическойпринадлежности. Если в античности гражданское общество было понятиемюриспруденции, то в политической философии средневековой ЗападнойЕвропы отражало различия с религиозными институтами, а в XVII веке – сприродным, естественным (первобытным) состоянием человечества.19Античные города-государства породили совершенно уникальнуюобщественную, правовую, государственную систему, которая легла в18Проскурякова Н.А.
Концепт «гражданское общество» и историки : препринт WP19/2012/01 / [Текст] /Н. А. Проскурякова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школыэкономики, 2012. С. 3.19Гражданское общество: Истоки и современность / научный редактор проф. И.И. Кальной. – СПб.:Юридический центр Пресс», 2000 – С.32-33.27основу всего дальнейшего развития западной цивилизации. Гражданскийдух и демократические традиции, уходящие корнями в общинныеотношения,сделалигреческиеииталийскиегорода-государстваколыбелью современных социально-политических идей.Особенность этого периода состоит в синкретизме государственныхи общественных начал.
В условиях существования прямой демократии,когда практически каждый свободный гражданин мог не толькоучаствовать в выборах и судах, но и занимать государственные должности.В условиях, когда государственный аппарат не отделялся от народа, несуществовало также и постоянного единовластного правителя, дефиниция«государство» у греков и римлян имела скорее значение отечества,родины.Среди целой плеяды общественных мыслителей античности (Сократ,Платон, Цицерон, Плиний, Марк Аврелий и др.) особое место занимаетАристотель.
Этот мыслитель первым обосновал идею о естественномпроисхождении государства в своей знаменитой формуле: «человек –существо политическое». В области теории гражданского обществаособенно значим тот факт, что Аристотель обращается к понятиюгражданственности,говоряодолгегражданинаучаствоватьвестественноеиполитической жизни города.Аристотель,также,первымразграничиваетгражданское право, утверждая, что если первое обусловлено самойприродой, то второе возникает и действует исключительно в рамкахустановленных человеческой волей законов.20Эпоха средневековья привнесла, прежде всего, христианскийконтекст в осмысление вопросов гражданственности и дихотомииобщество-государство.
В средневековой европейской философии, начиная20Федорова М.М. Классическая политическая философия. / М.М. Федорова. – М.: Изд-во «Весь мир»,2009. – С. 26.28с Августина Блаженного, особую актуальность приобретает дискуссия овзаимоотношении власти Божьей и власти светской. С точки зрения теориигражданского общества интерес представляет само противопоставлениедвухвластей,перешедшеепозднеевдихотомиюгосударство-гражданское общество.Идеи Августина получили свое продолжение в популярнойсредневековой доктрине «двух мечей», автором которой стал БернардКлервосский.21 Суть теории сводилась к существованию духовной иземной власти, аллегорически воплощенной в виде двух мечей (образ взятиз Евангелия от Луки, где апостолы приносят Христу два меча в ответ напризыв продать одежду и купить меч).
Интересно, что по мысли Бернарда,оба меча принадлежали церкви, как последовательнице апостолов,светская же власть существовала с ее позволения и благословления. Такимобразом, данная концепция использовалась в качестве утвержденияприоритета католической церкви над светскими правителями, что былоособенно актуально в рамках продолжительной борьбы за инвеституру.Важно отметить, что в средневековой России также происходилаборьба сторонников светской и церковной власти. И хотя наиболееизвестный ее эпизод - противостояние патриарха Никона и АлексеяМихайловича, концептуальное оформление данная дихотомия приобрелаеще во времена Ивана III и связывается с публицистикой ИосифаВолоцкого, архиепископа Геннадия, а также перипетиями борьбы сересями.22В итальянских городах - государствах эпохи Ренессанса сложиласьвесьмаспецифическаяэкономическая21дляобстановка,средневековойсвязаннаясЕвропысоциально-феодально-республиканскойТам же.
С. 52.Зимин А.А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого/ Ред. В. П. Адрианова-Перетц. М., 1953. Т. 9.С. 159-178.; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV–XV вв., ч. 2. - С. 312.2229формой правления, культурным наследием античной эпохи, развитымиторговыми связями, которые в свою очередь вели к возникновениюраннекапиталистических отношений.Значительны для развития теории гражданского общества взглядыН.Макиавелли,получившиесвоёвыражениевеговажнейшихпроизведениях «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия»(1513-1515).Первое было создано под влиянием социально-политическойнестабильности в средневековой Италии, постоянных междоусобных войнкарликовых государств, приводивших к страданиям итальянского народа,запустению страны.
Неудивительно, таким образом, что трактат посвященпостроению сильного, консолидированного государства и общества,способного вывести Италию из состояния тяжелейшей раздробленности ихаоса.В трактате «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», Макиавеллианалитически рассматривает государственное устройство древнеримскогогосударства с целью формирования и выработки наиболее эффективныхформ социального устройства, развития государственных и общественныхинститутов, призванных обеспечить защиту прав и свобод граждан,осуществления контроля над исполнением законов.В качестве другого источника формирования идеи гражданскогообществавыступилаконтинентально-европейскаятрадиция,сформировавшаяся под влиянием немецкого культурного круга, гдекатализаторомгражданскихотношенийвыступалисредневековыегильдии. Также нельзя не отметить сходства германских и итальянскихгородов-государств.
Таким образом, представляется возможным выявитьнекую логику развития идеи гражданского общества от античной полиснойсистемы к средневековым городским торговым республикам.30В данном контексте небезынтересно было бы проследить возможнуюкорреляцию между западными и русскими феодально-республиканскимитрадициями, имевшими место бытьне только в общеизвестныхреспубликах Новгорода и Пскова, но и в ряде других крупных городовРуси, хотя и не получившим развития до полноценных городовгосударств.23ВНовоегражданскогоВозникшаявремяобществаважнымисточникомвыступилав специфическихформированияангло-американскаяусловияхидеитрадиция.феодально-представительнойанглийской системы и развитая на базе американских колоний, авпоследствиипервоголиберально-демократическогогосударства,всовременном смысле этого слова, США.Так,например,государственноеиТомасестественноеГоббсрезкопротивопоставлял(догосударственное)состояниечеловечества.