Диссертация (Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)". PDF-файл из архива "Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
/Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. – С. 86.49Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Библиотека Либрусек // URL:http://lib.rus.ec/b/183222/read (дата обращения: 21.09.2013)49Передовая роль Тихомирова также состоит в обоснованной критикегосударственно-правовыхтеорий,распространенныхвроссийскихнаучных кругах XIX века. Он писал: «Мы поэтому не можем понятьобщества и государства путем анализа одних юридических отношений.Нам требуется изучать непосредственно тот ряд явлений, которыеназываютсясоциальнымииполитическими,инепосредствомюридических понятий уяснять их, а, наоборот - путем уяснения социальнополитическихявленийприходитькпониманиююридическихотношений».50 Фактически Тихомиров здесь выступает сторонникомсоциологического подхода к истории, хотя и поверхностно, но все жепредваряя идеи французских историков - анналистов.Как представляется, в идеях Л.А.
Тихомирова нашла воплощениепрограмма глубоко консервативной по духу, но демократичной по формемодернизации российской политической системы начала XX в. Такиеположения этой программы, как развитие местного самоуправления иинститутовпрямогодебюрократизациюменталитетапригражданскогообщества,проведенииучастия,максимальныйдемократическихнаправленностьучетнанациональногореформсохраняютактуальность и в условиях современной российской модернизации.И.А. Ильин, также как и М.Н. Катков был последователемфилософии Гегеля. Этот мыслитель развивал концепцию государства каквысшего духовного идеала, консолидирующего общество. Однако, как и вслучае с Тихомировым, идеализация государства не олицетворена здесь сисключительной централизацией или подавлением свободной воли.Напротив, Ильин неоднократно говорит о необходимости гражданскойинициативы и гражданской свободы.5150Тихомиров Л.А.
Монархическая государственность / Библиотека Либрусек // URL:http://lib.rus.ec/b/183222/read (дата обращения: 21.09.2013)51И.А. Ильин. Наши задачи. В 2 т. Т. 1. М.:Айрис-пресс, 2008. - С 287-292.50В статьях и работах периода эмиграции (прежде всего, в сборнике«Наши задачи») И.А.
Ильин неоднократно сравнивает тоталитарныережимыссамодержавием,настаиваянасильнойвласти,нопоследовательно критикуя тоталитаризм. В качестве важнейших факторов,позволяющих гражданскому обществу существовать, мыслитель выделяетчастную собственность и особую русскую духовность, связанную с духомвзаимопомощи, братства.Особняком от других российских мыслителей стоит С.Л.
Франк. Онодним из первых непосредственно затронул тему гражданского общества вРоссии и дал ему следующее определение - «общественное единство,спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободногосоглашения всех воль отдельных членов общества».52Концепция гражданского общества С.Л. Франка представляет собойдальнейшее развитие его коммуникативной теории общества и концепциисоборности общественной жизни.53Франк отвергает как атомистический подход к гражданскомуобществу, акцентирующий внимание на индивидуальном начале, так исоциалистический, с его растворением гражданского общества вовсеобщей коллективизации.Мыслитель считает, что гражданскоеобщество имеет естественное, органическое происхождение в виде«молекулярной, спонтанно слагающейся связи».54Франк не отрицает буржуазное государство подобно анархистам исоциалистам, но и не идеализирует его вслед за гегельянской иконсервативной традицией.
Исследователь полагает, что границы действияи вмешательства государства совпадают с границами гражданскогообщества. Такая трактовка гражданского общества вполне соответствует52Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - С. 144.Фомина И.Р. Этика права С.Л.Франка: Автореф. … канд. философ. наук.
– Тула, 2010. – С.5.54Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - С. 145.5351современной либеральной парадигме демократического государства.связисэтимисследователями,представляетсякоторыевозможнымотносятС.Л.согласитьсяФранкаксВтемилиберально-консервативному лагерю.55В современной отечественной и зарубежной научной литературетакже сложились различные подходы к изучению сущности и структурыгражданского общества.Так, например, А.П.
Кочетков при анализе гражданского общества,прежде всего, рассматривает совокупность невластных отношений,обеспечивающихвыражающиежизнедеятельностьмногообразиеформобщества,собственности;-экономические,социокультурные,включающие семейные, этнические, религиозные и прочие устойчивыесвязи,связанныесиндивидуальнымвыбором,политическимиикультурными различиями групп по интересам.56Структурагражданскогообщества,предложеннаяА.Ю.Сунгуровым, включает: политическое общество - партии, движения;экономическое общество - профсоюзы, бизнес-ассоциации; сообщество«третьего сектора».57Оригинальную концепцию структуры гражданского обществапредлагает Ю.М. Резник. 5855Репников А.В. Русские консерваторы о природе и сущности самодержавного государства и власти /Фонд исторической перспективы //URL: http://www.perspektivy.info/history/russkie_konservatory_o_prirode_i_suschnosti_samoderzhavnogo_gosudarstva_i_vlasti_2008-10-27-11-52.htm(дата обращения: 01.10.2013)56Кочкетков А.П.
Гражданское общество: проблемы и перспективы развития // Вестник МГУ. Серия 12.Политические науки. – 1998. - №4. – С. 91-92.57Сунгуров А.Ю. Классы некоммерческих организаций в контексте взаимодействия. – В кн.Гражданские инициативы и будущее России/ Под ред. М.И.Либоракиной и В.Н.Якимца. М.: Школакультурной политики, 1997. - С. 12-15.58Резник Ю. М. Гражданское общество как объект социологического познания // Вестник Моск.ун-та. Сер. 18:Социология и политология. - 1995.
- № 2. - С. 35.52Табл. 1 Структура гражданского обществаУровни илиподсистемыгражданскогообществаОсновные функцииМодусы существованиягражданского обществаидеальноесуществованиереальноесуществование1. ЛичностнаяподсистемаВоспроизводство потребностей и интересов индивидуальныхсубъектов.Субъективно осмысленные потребности,интересы и установки людей.Реальное поведениеиндивидов,ориентированное наудовлетворениеихпотребностейиинтересов.2. КультурнаяподсистемаСоздание и трансляцияспособовисредств деятельности.Объективныесмыслы и представления, выраженные всимволически обобщённой форме.Ценности, нормы изначения,объективированные в деятельности людей ирегулирующиеихвзаимодействие.3. СоциальнаяподсистемаОрганизациявзаимодействияисовместной деятельности людей.Интерсубъективныесмыслы, выраженныевсистемевзаимосогласованныхтипическихпредставлений.Реальносуществующие социальныестатусыисоответствующиеимроли, опосредованные нормативнымиэкспектациямиисимволическимисредствами.С.
Э.Ибрагим определяет гражданское общество как наборценностей, норм и организаций, которые исходят от свободной воли людейв их стремлении к интересам, причинам или поискам, выражающимколлективные чувства.59Обычно, при попытках понятийного определения гражданскогообщества рассматриваются такие противопоставления, как государство 59Цит. по: Torma C. Palestinian institution-building: security first, democracy......? Oslo: University of Oslo,2003.119 p.53индивид; несправедливость - справедливость; институционализация деинституционализации; солидарность - равнодушие; отчуждение –сплоченность; иерархия - сеть.60Подобные дихотомии, необходимые для теоретического обозначениягражданского общества и разграничения его с иными элементамисоциетальной системы, создают ряд проблем.Главной проблемой, как представляется, выступает идеологизация,характерная для практически всех описанных дихотомий.
В российскойтрадиции, как научно-аналитической, так и публицистической, этосвойственно,преждевсего,противопоставлениюгосударство-гражданское общество. Последнее, в нашей общественно-политическойсфере практически всегда понимается как некий оппонент государства, ароссийская политическая история, начиная с XVIII века, зачастуюописывается как драматическое противостояние государства и общества,причем с перманентным доминированием государства, которое изредкаотступает, лишь для того, чтобы перегруппировавшись, снова подавитьобщество.Подобная концепция, если и описывает реальные отношениягосударства - общества, то только при условии сведения последнего кузкой группе оппозиционной правящей власти интеллигенции.Другой подход - это определение гражданского общества в качественекоей идеальной модели, к которой общество должно стремиться.Соответственно происходит подмена научного понятия определеннойидеологемой, которая приемлема в политической риторике, но не внаучной литературе.
Главная трудность, которую порождает подобноеположение вещей – невозможность разработки системы критериев60Петренко Е.С., Градосельская Г.В. Российское гражданское общество сегодня: реконструкцияпо результатам крупномасштабных опросов. // Мир России. – 2007. -№ 1. - С.