Диссертация (Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)), страница 8

PDF-файл Диссертация (Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)), страница 8 Социология (46897): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)) - PDF, страница 8 (46892019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)". PDF-файл из архива "Региональная социодинамика институтов гражданского общества в современной России (на примере мурманской области)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Так как западный вариант развития считалсяэталонным,мыслитель«дефектности»неизбежнороссийскогоприходилменталитета,чтоквыводудалееонекойприводилокразнообразным негативным характеристикам российского национальногопути.42 Представляется, что данный подход лишен историзма и внутреннейлогики. Абсурдно механистически сравнивать историю столь разныхисторических пространств, как Россия и Западная Европа.Кроме того, более гибкий подход к анализу русской историипозволяет увидеть образцы развития гражданских отношений, сходные сзападными. Это и уже упомянутые вечевые традиции, получившиенаибольшее развитие в торгово-олигархических республиках Новгорода иПскова, и наличие в средневековой России сословно-представительнойсистемы в форме Земских соборов, и традиции местного самоуправления исамоорганизации (крестьянская община).

Имело место в средневековойРоссии также дихотомия светской и церковной властей, которая на Западевела к формированию идеи гражданского общества.Одним из первых в среде русских мыслителей вопрос огражданском обществе поставил Б.Н. Чичерин. В научной литературеЧичерина обычно относят к представителям школы естественного права(С. Муромцев, А. Куницын), определявшим гражданское общество как всю42Некой «точкой отсчета» формирования негативного взгляда на историю общественных отношений иобщественной мысли в России можно считать труды П.Я.

Чаадаева, оставившие глубокий след впоследующей российской научной и публицистической традиции.43совокупность частных отношений между индивидами и имеющее своимоснованием личную свободу и институт частной собственности.БудучипоследователемГ.-В.-Ф.Гегеля,Б.Н.Чичерининтересовался, прежде всего, проблемой соотношения государства игражданского общества. Выделяя, как и Гегель, ступени восхождениячеловека к Абсолютному духу, Чичерин выделяет вместо гражданскогообщества две различные сферы: гражданский союз в качестве областичастных отношений и церковный союз в качестве сферы внутреннейсвободы, морали и нравственности. Таким образом, Чичерин выходит зарамки гегелевской триады, постулируя новое понимание отношенийгосударство - гражданское общество.43Чичерин отмечал большое значение гражданского общества дляпостроения политической демократии.

Его несомненной заслугой являетсяустановление логической связи между типом социальных отношений вобществе и его государственным строем. «Сохранить ту же самуюполитическую власть при совершенно изменившемся гражданскомпорядке нет возможности» 44 – писал мыслитель.Как справедливо отмечает В. Д. Виноградов: «Абсолютизируягосударство в качестве основного двигателя и творца историческогопроцесса, Б. Н. Чичерин полагал, что исследование этого феноменавозможно в рамках каждой научной отрасли знания, но под своим"специфическим"угломгосударствоюридическийкакзрения:государственноесоюз;социологияправо–изучаетсоотношениегосударства с другими социальными "союзами" и, прежде всего, сгражданским обществом; политика анализирует действия государства в43Дьячкова О. Н.

Концептуальные положения Б. Н. Чичерина о гражданском обществе / О. Н. Дьячкова //Сумма философии. Вып. 2. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. — С. 36.44Чичерин Б.Н. Собственность и государство. /Б.Н. Чичерин. – СПб.: Изд-во Русской Христианскойгуманитарной академии, 2005. - С. 23544процессе борьбы за власть различных общественных объединений, партийи групп».45Полемизируя со сторонниками радикального пути общественноймодернизациианархистами)(революционнымиЧичериндемократами,провидческисоциалистамиотмечалреволюционного пути, приносящего социальныйибесперспективностьхаос и деструкцию.Мыслитель справедливо полагал, что абсолютное равенство несовместимос реальной свободой, а идея построения общества, нивелирующегосоциальные различия, утопична.Наиболее целесообразен, по мнениюЧичерина, эволюционный путь развития.

В России, где традиционносильна государственная власть, реформы могут осуществляться "сверху"какрезультат правительственной инициативы. Думается, чтоэтиположения сохраняют крайнюю актуальность в современных российскихусловиях.Если сопоставить взгляды Чичерина на гражданское общество сконцепциями дореволюционных русских консерваторов, можно увидетьряд сходств и отличий. В первую очередь, Чичерина с консервативнойтрадицией роднит гегельянство. Однако если для Чичерина функциягосударства заключается в регуляции общественных отношений исдерживанииасоциальныхинтенцийотдельныхиндивидов,токонсерваторы в полной мере разделяют идеи Гегеля, считая наличиесильного монархического государства идеалом политического устройства.Говоря о роли либеральной традиции в концепции Чичерина, следуетотметить следующие теоретические положения: ключевая роль институтачастной собственности в процессе формирования гражданского общества,индивидуальные45свободы,ограничениестепенигосударственногоВиноградов В.

Д. "Социология" и "политика" в работах Б. Н. Чичерина: К 170-летию со дня рождения// Социологические исследования. - 1999. - № 1. - С. 116.45вмешательства в жизнь обществазаконами. В определенной мереЧичерина с либералами роднит и его критика дворянства как класса,который не смог обеспечить политическую модернизацию России.Сам мыслитель, обращаясь к анализу сущности либерализма,разделил последний на три типа: «уличный», «оппозиционный» и«охранительный».Первый – по сути, является радикально-маргинальной формойполитической борьбы, второй – своей главной целью ставит борьбу справительством, причем, как метко отмечает мыслитель, ряды оппозициинередко пополняют люди, недовольные властью по меркантильнымпричинам (уволенные чиновники, лишенные крепостных помещики и т.п.)Наконец,последний,третийвидлиберализма–либерализм«охранительный», сторонником которого является сам мыслитель.

Онполагал: «Сущность охранительного либерализма состоит в примиренииначала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунгего - либеральные меры и сильная власть: либеральные меры,предоставляющиеобществусамостоятельнуюдеятельность,обеспечивающие права и личность граждан, охраняющие свободу мысли исвободу совести, дающие возможность высказываться всем законнымжеланиям; сильная власть, блюстительница государственного единства,связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строгонадзирающая за исполнением закона, пресекающая всякое его нарушение,внушающая гражданам уверенность, что во главе государства есть твердаярука, на которую можно надеяться, и разумная сила, которая сумеетотстоять общественные интересы против напора анархических стихий ипротив воплей реакционных партий».4646Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Общественные науки и современность. - 1993.

- № 3. С.118.46Таким образом, в трудах Б.Н. Чичерина мы находим своеобразныйсинтез консервативных и либеральных подходов к концептуализации идеигражданского общества. Консервативным началом в работах Чичеринаможно считать его опору на гегелевское учение об Абсолютном духе,котороепользоваласьнеизменнойпопулярностьюсредирусскихконсерваторов (М.Н. Катков, И.А. Ильин), обоснование необходимостисильной власти для охраны либеральных прав и свобод, отрицаниереволюционного пути развития.П.И. Новгородцев рассматривал гражданское общество в качествесоюза, возникающего благодаря предприимчивости отдельных индивидов,то есть в основе его лежит низовой принцип формирования.

Вообщерассмотрение гражданского общества в качестве союза – одна изособенностей российской социальной мысли XIX века.Мыслительтакжеподчеркивалнеобходимостьособой«политической зрелости» народа для построения демократическогогосударства,акцентировалвниманиенасовершенствованииформобщественной интеграции и самоорганизации.47Особняком от представителей либерально-правовой традициирассмотрения гражданского общества стояли российские анархисты М.А.Бакунин и П.А. Кропоткин.Формально Бакунин почти не использует термин «гражданскоеобщество».

Однако, отрицая государство в любом его виде, фактически егоконцепция предлагает радикальное решение дихотомии гражданскоеобщество - государство в пользу первого.Взгляды М.А. Бакунина, считавшего любую государственнуювласть аморальной и основанной на насилии, можно сравнить с взглядамиТ.

Пейна о государстве как вынужденном зле, с той лишь разницей, что47Новгородцев П. И. Демократия на распутье // Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. - С. 548.47Бакунин не видит никаких моральных оправданий существования этогоинститута.Соглашаясь с марксистами по поводу эксплуататорской сущностибуржуазного государства, Бакунин не разделял их взгляд на формированиекоммунистического государства, пророчески предупреждая апологетовдиктатуры пролетариата о возможности быстрого перерождения верхушкиреволюционныхактивистоввновуюаристократию,полностьюузурпирующую власть.Говоря о российской концептуализации гражданского общества,необходимо отметить иотечественных мыслителей консервативнойнаправленности.М.Н.Катков,будучиидеологомрусскогонационализма,отождествлял гражданское общество с нацией.

Надо понимать, чтонационализм XIX века серьезно отличается от современных ультраправыхсоциально-политическихконцепцийибылчуждмаргинальнымпроявлениям, да и сам термин «русская нация» трактовался в Российскойимперии существенно шире, имея скорее общегражданский, нежеликонкретно этнический характер. Являясь сторонником самодержавия,мыслитель не отрицал необходимости реформ, связывая свои надежды сраспространением и углублением самоуправления.Монархия, по мнению Каткова, является надсословным механизмом,призванным сдерживать социальную борьбу, хранить идеал государства.Он писал: «Трон затем возвышен, чтобы пред ним уравнивалось различиесословий, цехов, разрядов и классов.

Бароны и простолюдины, богатые ибедные при всем различии между собой равны пред Царем. Единая властьи никакой иной власти в стране, и стомиллионный, только ей покорный48народ, вот истинное царство».48 Здесь мысли Каткова вполне коррелируютс гегелевской концепцией воплощения в государстве Абсолютного духа,популярной среди российских и европейских консерваторов.Довольноредко в связи с консервативными политическимиконцепциями упоминается имя Л.А. Тихомирова, на наш взгляд,совершенно незаслуженно забытого выдающегося теоретика русскогоконсерватизма.Тихомиров, глубоко осмысливший политическую и социальнуюисториюдопетровскойРуси,обозначилинтереснуюпрограммупреобразования российской политической системы. Являясь противникомлиберально-демократического пути развития, а также западных институтовпредставительной демократии, Тихомиров вовсе не был апологетомтоталитарногоэтатизма.многовековомопытеМыслительсистемупредложилпрямогооснованнуюдемократическогонаучастиянаселения в решении основных социально-экономических вопросовпосредством внедрения широкого самоуправления.Последнее, по мнению мыслителя, должно решать три важнейшихзадачи: прямое действие в управлении, законодательная инициатива,контроль над управлением.49 Интересен тот факт, что представительстводолжно осуществляться по профессиональному признаку.

Подобноевозвращение к сословности вообще популярно в консерватизме XX века,особенноупредставителейкорпоративистскихидей,получившихконкретное воплощение в европейских режимах Муссолини, Франко,Салазара, Дольфуса. Однако отметим, что Тихомиров во многомпредвосхищает данную концепцию, обращаясь к ней уже вначале XX в.48Катков М. Н. Идеология охранительства / Составление, предисловие и комментарии: Климаков Ю. В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее