Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии), страница 9

PDF-файл Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии), страница 9 История (46887): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии) - PDF, стра2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии". PDF-файл из архива "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Однакомедитация не означает только неподвижное созерцание и размышление:медитацией может считаться и любое другое занятие, если человекполностью сосредоточен на своих действиях, таким образом словно быотрешаясь от внешнего мира. Поэтому и боевые искусства можно былорассматривать как путь, ведущий к сатори. При этом достижениепросветления зависело исключительно от самого человека: только он сам,независимо ни от кого, способен пройти этот путь76. Подобноемировоззрение пришлось по нраву самураям, и поэтому дзэн-буддизмполучил широкую поддержку среди военного сословия. Я. Б.

РадульЗатуловский подтверждает эту мысль, говоря: «Эти симпатии [самурайства кдзэн-буддизму] высказывались вслух и нередко в весьма напыщенныхпатетических тонах в том плане, что для самурая меч есть вся его жизнь и к«низменным делам он не имеет касательства», он жертвует собой для своеговластелина и хозяина: ему все равно жить или умереть, если этого требуетдолг по отношению к своему властелину»77.Hsu Francis.

Указ. соч. Р. 169.Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. С.329.77Радуль-Затуловский. Указ. соч. С. 220.757643Говоря о дзэн-буддизме нельзя не отметить еще один немаловажныймомент. По утверждению Я. Б. Радуля-Затуловского, именно «секта Дзэн иявилась первым популяризатором чжусианского конфуцианства в Японии»78.Несмотря на то, что чжусианство было известно в Японии еще в началепериода Камакура, именно с распространением дзэн-буддизма идеи, в основекоторых лежало чжусианство (яп. сюсигаку, 朱 子 学 ), получили широкоераспространение в среде самураев.Самураям было необходимо постоянно повышать свой уровень владениябоевыми искусствами, так как от этого могла зависеть их собственная жизнь,и поэтому в период Камакура можно впервые говорить о возникновениишкол, направленных не на индивидуальное, а на групповое обучение.

Однакокаждая из этих школ была очень закрытой, обучаться в ней могли толькопредставители определенного рода, а все секреты мастерства были военнойтайной.Естественно, в таких школах упор делался не на достижениепросветления (оно служило неким недостижимым идеалом). Акцент приобучении делался на постоянном повторении установленных упражнений исосредоточении на самом процессе передачи мастерства и обучения, причем,как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Подобное повторениеупражнений, при котором раз за разом оттачивается мастерство, вдальнейшембылоперенятои«мирными»искусствами,например,искусством чайной церемонии, где ученики повторяют за учителемразработанные упражнения – ката (型)– стремясь приблизиться к уровнюпреподавателя.

В дальнейшем это привело к тому, что в традиционныхяпонских искусствах основным содержанием творческой деятельностипредставляется передача опыта от мастера к ученику (ученикам), а непродукт этой деятельности, «произведение искусства» как таковое.Таким образом, в эпоху Камакура сформировались те черты японскогообщества, которые в дальнейшем нашли свое отражение в системе иэмото, и78Радуль-Затуловский. Указ. соч. С. 221.44появились предпосылки особенностей обучения традиционным японскимискусствам, во многом обусловленные влиянием дзэн-буддизма.Подобное положение нашло свое продолжение и в период Муромати( 室 町 時 代 ) (1336-1573).

Это время характеризуется резким обострениемситуации внутри страны, когда влиятельные даймё (крупные землевладельцы,яп. 大名) сражались друг с другом за увеличение собственного влияния ивласти. Военное правительство бакуфу фактически не имело контроля надмногими крупными землевладельцами, которые могли независимо отцентральных властей вести не только внутреннюю, но и внешнюю торговлю,устанавливать собственные налоговые пошлины и т. п.

На это же времяпришлось множество крестьянских выступлений, восстаний и т. д.Несмотря на такую сложную обстановку, когда никто не могчувствовать себя в безопасности, именно в период Сражающихся провинций(яп. Сэнгоку-дзидай, 戦国時代) возникло множество новых и получили своеразвитие некоторые виды старых искусств. При этом по-прежнемупредпочтение отдавалось боевым искусствам. Ведь во время, когда в любоймомент самурай мог быть вызван на поединок, владение оружием быловопросом жизни. Но и в это время нельзя еще говорить о возникновениишкол боевых искусств, потому что, как и в эпоху Камакура, ни учителя, ниученики не были склонны к раскрытию своих секретов посторонним, потомучто от внезапности и непредсказуемости их действий зависело победят лиони в бою или проиграют.

Это соответствовало и принципам дзэн-буддизмаоб индивидуальности обучения, который сохранял свое влияние и в этовремя.Можно отметить и распространение конфуцианских идей. Большуюроль в этом сыграли пять монастырей дзэн, расположенных на пяти горныхвершинах (яп. годзан, 五山), а так же две известные школы Асикага гакко:(足利学校) и Канадзава бунко:(金沢分校). Думается, что такие идеалыконфуцианства, как «верность народа, основанная на искренности и45покорности по отношению к правителю» 79 либо «сильное цивилизованноегосударство во главе с монархом, «разумно» осуществляющим свою власть,зиждущуюсянавечнойинеизменнойзависимости«низшего»от«высшего»» 80 не могли не найти отклик в сердцах людей, уставших отпостоянных междоусобиц и войн, причем, как у высших слоев населения, таки у подчиненных им. В дальнейшем именно идеи неоконфуцианства будутположены в основу идеологии бакуфу Токугава и сыграют важнейшую рольв установлении контроля над всеми слоями населения Японии.При Тоётоми Хидэёси ( 豊 臣 秀 吉 ) (1537-1598), уже во времяобъединения Японии, происходит возрождение интереса к таким искусствамкак театр но (известно, что правитель Японии сам играл в некоторыхпостановках)81 и особенно к чайной церемонии.

Но и тогда нельзя говорить овозникновении школ традиционных японских искусств, так как, например,смыслом чайной церемонии, которую проводил Сэн-но Рикю, по правусчитающийся основателем чайной церемонии ваби (яп. ваби-тя, 侘 び 茶 ),было не обучение, но постижение самого себя и обретение просветления.

Втруде «Намбо:року», в создании которого, как считается, участвовал самРикю, посвященном чайной церемонии, приведены различные наставлениядля проведения чайного действа. В том числеданы схематичныеизображения чайной комнаты и расположения украшений и утвари в ней 82.При этом размер комнаты не превышает 3-4 татами (примерно 6 квадратныхметров), что свидетельствует о том, что чайная церемония была действом дляочень небольшого круга лиц.Помимо «Намбо:року» до наших дней дошли и трактаты, касающиесятеатра но, автором которых является выдающийся актер и теоретик ДзэамиМотокиё (世阿弥 元清) (ок. 1363-1443).

Подобные трактаты существовали вкаждой труппе театра но, однако, подобно секретам боевого мастерства неРадуль-Затуловский. Указ. соч. С. 141.Радуль-Затуловский. Указ. соч. С. 144.81Цуцуи Хироити. Рикю: то Хидэёси//Оосакадзин (Рикю и Хидэёси//Жители Осака), № 53, Осака, 1999. С.23. 筒井紘一.利休と秀吉//大阪人、53 号、大阪、1999.23 頁.82Намбо:року.С. 105, 145.798046были предназначены для широкого круга лиц: «Эти записи «Предания оцветке стиля» чуждаются всякого постороннего взгляда; они заносятся набумагу как учение для потомков нашего дома» 83 . Сам Дзэами уподобляетискусство театра боевым искусствам, говоря: «… не только не обнаруживать[тайного], не только не позволять людям проникать в какую-либо тайну[твоего искусства] – людьми не должно быть даже и знаемо [что тыявляешься обладателем тайного]… ибо если соперник будет осведомлен отом, что вы являетесь обладателями какого-то особого знания, то он станеточень осторожен и осмотрителен в ходе состязаний, такого соперника будетнелегко победить» 84 .

Более того, лишь достойнейший имел право владетьзаписанным текстом, и на их основе он передавал традицию 85 .сделатьочевиднымто,чтосчитаетсятайным,оно«Ежелиутратитсвоюзначительность». 86 При этом Дзэами предостерегал от передачи тайныхтехник человеку, неспособному развить и передать традицию дальше, будьто даже единственный наследник 87 . К сожалению, далеко не всегда к егопредупреждению прислушивались, предпочитая передать знания родномусыну, пусть он и не отличался особыми талантами.

Это в итоге привело кмногочисленным протестам и выступлениям против системы иэмото,особенно в мире театра, что стало особенно заметно во второй половине ХХв.Таким образом, в период Муромати стали документально подтвержденычерты, которые впоследствии ярко проявились в системе иэмото. Это и идеио строгой иерархии и взаимоотношениях между выше- и нижестоящими, иправила передачи традиции мастерства, когда лишь главе школы (иэмото)принадлежалитайныетекстыисекретныетехники,переданныепредшественниками. При этом влияние различных искусств в общественачало стремительно возрастать.

Благодаря этому, все больше и большеДзэами. Указ. соч С. 116.Дзэами. Указ. соч. С. 136.85Анарина. Учение Дзэами об актерском искусстве. С. 9.86Дзэами. Указ. соч. С. 135.87Дзэами. Указ. соч. С. 138.838447самураев начали увлекаться «мирными» искусствами.

Многие из нихколлекционировали чайную утварь, строили домики для чайных церемоний,организовывали выступления театральных и музыкальных трупп. Можнопредположить,чтоблагодаряспокойному,умиротворяющемуритмупроведения определенных церемоний в рамках того или иного искусства,можно было отдохнуть от бесконечных сражений. Постепенно владениекаким-либо искусством на высоком уровне стало рассматриваться в качествеодного из достоинств воина.Таким образом, все больше и больше людей оказывались вовлечены вкруг занимающихся традиционными японскими искусствами, появлялось всебольше профессиональных мастеров, и постепенно стало ясно, чтонеобходим некий регулирующий механизм для упорядочивания и контролясферы традиционных искусств. Таким механизмом и стала система иэмото,получившая свое окончательное формирование в период Эдо при сёгунскойдинастии Токугава.1.2 Окончательное формирование системы иэмото в период Эдо и еедальнейшее развитиеПосле установления сёгуната Токугава (яп.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее