Диссертация (Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)), страница 5

PDF-файл Диссертация (Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)), страница 5 Философия (46811): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)) - PDF, страница 5 (46812019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)". PDF-файл из архива "Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

ун-т, 2004.- С. 234Бондаренко А.И. Контркультура в социальном развитии: философский анализ: автореф. Дис.… кандидата философских наук: 09.00.11/ А.И. Бондаренко.- Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2011.- С. 95Гуревич П.С. Контркультура. // Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетскаякнига, 1997. - С.192125например,новыенастроения,изменившиерелигиознуюатмосферусредневековой Италии, привели к расцвету Ренессанса, а народное движениепротивкатолическойцеркви,называемоеРеформацией,привелоквозникновению протестантизма и т.д.Второй подход к понятию контркультуры имеет более частный характер ираскрывает в большей степеникультурфилософский.Так,его социологическийнапример,Д.Дэвидисмысл, нежелиДж.Джериопределяютконтркультуру или альтернативную культуру как любую из субкультур иоппозиционных культур, в которой образы жизни и ценности отличаются отгосподствующей культуры.

Радикальность подобных культур может доходить дополного отрицания главных убеждений, идеалов и институтов господствующейкультуры. Такие культуры формируются, как правило, через изоляцию, передлицом опасности или вокруг общих интересов.1Ю.Ю. Петрунина и М.И. Панова дают схожее определение контркультуры:«это субкультура, которая по своим установкам отрицает основную, илигосподствующую в обществе культуру».2 В.К.Королев подчеркивает, чтосуществует подход, согласно которомупод контркультуройпонимаются«различные виды культурного протеста против доминирующей системыкультурных ценностей, стремящегося не разрушить эту систему, а отделиться отнее, вести независимое самодостаточное существование».3Таким образом, есть основания рассматривать данный, преимущественносоциологический подход к понятию контркультуры как более частный поотношению к культурфилософскому подходу.1Дэвид Д., Джери Дж.

Большой толковый социологический словарь. - М.: 2001.Т.1 - 544с., Т.2- 528с.2Социология/Словарь по обществознанию/ под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И. – М.:Книжный дом «Университет», 2005 – 512 с.Королев В.К. Контркультура. // Культурология: краткий тематический словарь//Под ред. ДрачГ.В., Матяш Т.П. – М.: 2001.326Третий подход к понятию контркультуры в рамках данного исследованияпредставляет наименьший интерес, поскольку является наиболее узким, отсылаяк конкретному историческому событию или субъекту контркультуры, например,к молодежному движению 1960-х годов, когда этот термин только вошел вупотребление.Так, например, Ю.Н.Давыдов определяет контркультуру какпонятие, используемое для обозначения «идеологических и мировоззренческихустановок, радикально противостоящих принципам и основоположениям,господствовавшим в западной культуре вплоть до последней трети ХХ в., а такжев качестве характеристики одной из тенденций молодежной субкультуры 1960—70-х гг., отмеченной резким неприятием молодым поколением современной ему«культуры отцов», освящаемого ею образа жизни и формируемого ею типаличности».1 Несмотря на то, что в данном определении контркультура непонимаетсяисключительноидеологическиенастроениямиикаквременныеинтеллигенции,конкретноерамкимолодежноеограничиваютсяспровоцированнымдвижение,егореволюционнымименномолодежнымиволнениями тех лет и реакцией на кризис культуры индустриального общества.К этому подходу можно отнести и концепцию Ч.

Рейча, представленную вего книге «Зеленеющая Америка», согласно которой лежит идея необходимостиреволюции в сознании, которая должна изменить технократический мир иустановить контркультуру: «Американцы потеряли контроль над механизмомсвоего общества, и только новые ценности и новая культура могут восстановитьконтроль».2 Однако Ч.Рейча интересовала не контркультурная идея вообще, а ееконкретное проявление в США, в совершенно конкретных историческихусловиях.Первыйконтркультуры»1теоретикконтркультурыопределилконтркультурукаквкнигетип«СозданиепротестующегоДавыдов Ю.Н. Контркультура.

// Новая философская энциклопедия/ Под редакцией В. С.Стёпина. - М.: Мысль, 2001.2Т.РоззакReich Ch. The Greening of America. – NY: 1971.27мироощущения, характерного в конце 60-х годов для «детей технократов», т.е.дляпривилегированногостуденчестваиинтеллигенции.Исследовательподчеркивал противодействие контркультуры «культуре отцов», посколькумолодым особенно ненавистно то, что «родители» устремляются в погоню заблагами и наслаждениями «показного потребительства».1В дальнейшем ходе исследования понятие контркультуры будет использоваться преимущественно в культурфилософском и социологическомзначениях, поскольку в нашей работе, прежде всего, делается акцент на основнойинтенции контркультуры, которая выражается в ее стремлении к заменедоминирующей системы ценностей, объединяющей различные группы общества,а не на единичных конкретно-исторических событиях и их субъектах,сообщающихконтркультуреконкретнуюсоциальнуюиисторическуюпривязанность.Помимо различных подходов к изучению феномена контркультуры, о егонеоднозначности и сложности свидетельствует ряд нерешенных проблем.

До сихпор не изжитым является представление о контркультуре как явлении,бросающем вызов культуре вообще, т.е. как об антикультуре. В связи с этимсущественным представляется замечание И.В. Ковшевой, полемизирующей стеми исследователями, которые рассматривают контркультуру в качествеантикультуры.

Исследовательница пишет о том, что исходя из философскоантропологического подхода, все созданное человеком принадлежит к полюкультуры и не может выводиться за ее пределы, т.е. считаться «внекультурным»,ввиду чего контркультура не может рассматриваться как нечто отрицающеекультуру как таковую 2.1Roszak Th.

The Making of a Counter-Culture; Reflections on the Thechnocratic Society and itsYouthful Opposition. - NY: 1969.2Ковшева И.В. Философско-теоретическая модель контркультуры: автореф. Дис. Канд.философских наук: 09.00.13/ И.В. Ковшева. – Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2007. - С. 928Болеетого,многиеисследователиподчеркиваютдуховную,культуроохранительную сущность контркультуры: «Родившись в 60-е годы средистуденчества и интеллигенции, контркультура стимулировала повышение градусаинтеллектуальности (…), ориентировала на духовные ценности, в центр вниманияставя человека, любовь к нему»1.

В проблемном поле контркультуры находитсявопрососознанииеесубъекта (преждевсего, оконформистском инонконформистском типах сознания и соответствующих способах поведения).Исследователяминонконформизмом:традиционноподчеркивается«контркультурасвязьвыступаеткакконтркультурысустановкананонконформистский тип поведения, который опять же определяется лишь по (ичерез)противоположностикчему-тодругому:вданномслучаекконформистскому способу поведения»2. Однако в некоторых работах отмечаетсянеравнозначностьпонятийнонконформизмаиконтркультуры,нонконформистского и контркультурного сознания. Так, например, А.Б.Есин,возражая против сближения этих понятий, выделяет их следующие различия: вопервых,нонконформизмпредставляетсобойболеестихийноеявление,возникающее без глубокого анализа; для него характерна меньшая рольинтеллигенции; во-вторых, нонконформизму присуще отрицание без полногопонимания смысла, а также акцент на внешней форме3.Важным для культурфилософского подхода к явлению контркультурыявляется вопрос о релевантности контркультурных процессов тому или иномутипу общества.

Данный вопрос будет рассмотрен в последующих параграфах.1Султанова М.А. Феномен контркультуры в западном сознании//Контркультура и социальныетрансформации/ Сборник тезисов советских философов. - М.: 1988. - С. 60-612Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология культуры. - М.: Наука,1980. - С.1723Есин А.Б. Введение в культурологию. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.- С.21629Основные1.2.характеристикиконтркультурыконтркультурыразрабатываласьвусловияхтоталитарного обществаХотяидеологиямыслителямиприменительно к определенной стадии развития общества, а именно - ккапиталистическому индустриально развитому обществу, переходящему в стадиюпостиндустриализма, она представляется применимой и к другим типамобщества.Исходя из того, что (как уже отмечалось выше), контркультура являетсясвоего рода реакцией на репрессивность официальной культуры, то еевозникновение в наибольшей степени закономерно именно в тоталитарныхобществах, в которых репрессивные факторы проявляются в более очевидной ияркой форме.Обращение к понятию тоталитарного общества требуетопределенных уточнений, поскольку, по общему мнению исследователей, данныйтермин, претендующий на роль сложного концепта, к настоящему времениявляетсямногозначныминеопределенным.Существенно,чтопонятиятоталитарности, тоталитарного общества, тоталитарного государства трактуютсяисследователями по-разному, нередко в зависимости от исторической эпохи,политических убеждений и идеологических предпочтений.Изучение тоталитаризма игодахвсвязисописаниемтоталитарных систем началось в 1920-хфашистскихпроцессоввИталиииразворачивающегося нацистского движения в Германии.

Термин тоталитарныйвпервые был употреблен критиками Б. Муссолини и содержал негативную оценкувведенного им режима, однако сам он использовал его для определениясозданногоимполитическогорежима.Словосочетаниетоталитарноегосударство появляется в речи Муссолини в 1925 году. В исследовательскойлитературе часто приводится ставшее прецедентным высказывание Муссолини –«Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства, одна30лишь жестокая тотальная воля…»1. Этот термин употреблялся в гитлеровскойГермании для характеристики фашистского режима, а в период «холоднойвойны» западные критики советской системы начали использовать его поотношению к советскому государству.

Ввиду дискуссионности данного концепта,его содержание должно быть уточнено и соотнесено с понятиями нацистского исоветского режима, которые нередко подводятся под универсальный знаменательтоталитаризма.Достаточное распространение в наукетоталитаризме как ополучили представления о«неспецифическом» явлении, в той или иной степениприсущем практически всем государствам, прежде всего, современным, но такжесуществовавшим на протяжении истории. Еще первый теоретик контркультуры Т.Роззак поднимая этот вопрос, писал следующее: «Почему в наше время чембольше развито общество, тем глубже в нем гнет тоталитарного насилия, которыйстановится тяжелее, чем у варваров? Отчего нравственный упадок, национализм иболезнь тотальной войны продолжают преследовать потомков Возрождения,причем гораздо сильнее, чем во времена Вольтера?»2.

Ф. Серс пишет о том. Чтопереход от сильного правительства к тоталитарному режиму быстр и зачастуюдаже незаметен. Осознание такой перемены, как правило, происходит слишкомпоздно – что, собственно и случилось в Германии во времена нацизма. Всетогдашние свидетельства сходятся на том, что многие люди доброй воли осозналидрейф в сторону тоталитаризма со значительным опозданием3. Н.В.Михеев,анализируя особенности тоталитаризма в Росси пишет о том, что он существует втой или иной мере во всех современных странах и в мире в целом, поскольку1цит. по: Гудков Л.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее