Диссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии), страница 34
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии". PDF-файл из архива "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 34 страницы из PDF
С. 95-96.Одилов Н. Мировоззрение Джалаладина Руми. Душанбе: Ирфон, 1974. С. 101.447Там же.445446165чтоб у него жена // Была честна, стыдлива и скромна!». 448 Женщинамотказано в способности самосовершенствования и духовного подвига: «Развоенный поход не предложит женщинам ни одна рука/никто, // то как онапредложит [им] то, что является Величайшим джихадом?», где под«великимджихадом»понимаетсядуховно–нравственноесовершенствование. Под «большим джихадом» или «великим джихадом»понимается борьба с нафс, т.е.
эгоистической и порочной природойчеловека. В «Сахих» Бухари сказано: «Передают со слов Анаса бинМалика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллахи приветствует, сказал: “Поистине, (дела, совершаемые) на пути Аллаха,утром или вечером, лучше мира этого и всего того, что в нёместь!”».449Также,согласноибнТаймийи,«джихадомназываетсяприложение возможностей – усилий — с целью достижения того, чтолюбит Истинный (Аллах) и отражения того, что Он не одобряет».450 Такимобразом, еще раз подчеркивается неспособность женщин к самоанализу иморальному совершенствованию, тем самым ее роль сводится к заботам осемье и деторождению.Несмотря на то, что Руми часто изображает женщину глупой икапризной, амбивалентная природа его размышлений не позволяла емуостановиться только на этом тезисе.
Довольно часто можно встретитьпрямо противоположные высказывания о том, что женщина не менеемужчины способна к духовному подвигу. Например, участие в ужеупомянутом джихаде: смерть во время родов приравнивается кмученической,следовательно,такжеможетбыть«женской»разновидностью джихада. Смерть во имя жизни ребенка и увеличенияуммы является подвигом самопожертвования, когда в прямом смыслеРуми, Дж.
Дорога превращений: суфийские притчи. М., 2007. С. 245.Бухари. Сахих. Книга джихада. http://www.hadis.info/saxix-al-buxari-56-kniga-dzhixada-xadisy-27822800/19079/448449Аль-Бадр А. Положения джихада. Курс лекций. Кувейт, 1416-1425 г.х.http//www.refdb.ru/look/1452316.html450166уничтожается собственный нафс. Эту тему Руми затрагивает в «Рассказе оженщине, дети которой не выживали, она плакала, [а ей] пришел ответ:“Это тебе замена твоему аскетизму и взамен усердия тех, кто прилагаетусердие”». Женщине, чьи дети умирали через несколько месяцев послерождения, и которая почти сошла с ума от горя, явился как-то во снерайский сад: «Райским садом я назвал благо, лишенное качеств, // котороеесть корень [всех] благ и собрание [всех] садов».451 И услышав, что тебедствия ей давались как испытания для награды в будущей жизни, онавоскликнула: «О Господи, еще сто лет и больше // воздай мне такимобразом, проливай мою кровь!».452Получается, что для каждого человека,вне зависимости от его пола, Бог уготовил свои испытания, но все ониведут к главной цели – видению Бога или, по крайней мере, возможностиприкоснуться к Нему и приобщиться этой высшей радости.Справедливости ради, следует отметить, что в произведениях Румидовольно отчетливо проявляется мысль о «равноправии мужчин и женщин,ставших на путь истины».453Ш.
Джан отмечает, что мужчина и женщина –как азот и кислород в воздухе – среди них нет более важного, но воздухабез одного из них не будет. Более того, «оба пола равны перед друг другоми дополняют друг друга».454 В свете таких высказываний женщинаперестает быть полностью привязанной и зависимой от мужчины. Большеуже ее не укрыть тяжелым никабом и не спрятать дома, вдали от всегомира, ведь «чем больше ты приказываешь женщине, чтобы она пряталась,тем больше будут желать ее, прячущуюся, и тем сильней взалкает онапоказать себя, ибо запретное влечет к себе человека<…>Если заложенодобро в душе ее, она пойдет путем добра, запрещай ей или неРуми, Дж.
Маснави-йи и ма‘нави (Поэма о скрытом смысле). М.: Вече, 2013. Т.1. С. 716.Там же.453Джавелидзе Э.Д. У истоков турецкой литературы. I. Джелаль-ед-Дин Руми. Вопросы мировоззрения.Тбилиси: Мецниереба, 1979. С. 192.451452454Джан Ш. Мевляна Джалаледдин Руми. Жизнь, личность, мысли. М., 2008. С. 276.167запрещай».455Образ женщины, вдруг расширившей свой мир до техпределов, которые раньше были доступны только мужчине, здесьнеоднозначен. Во-первых, мы можем увидеть прямую корреляцию с«запретным плодом», который, как правило, только усиливает интерес ктакому табуированному действию как лицезрение «запретной» женщины.К тому же, образ женщины как сильнейшего искушения снова и сновапоявляетсявсуфийскихпроизведениях.В данном случаеРумиподчеркивает, что подавление плотских желаний бессмысленно, так какони могут стать навязчивой идей.
Как отмечает, Э.Д. Джавелидзе: «Однимсловом, по мнению Джелаль-ед-дина Руми, женщина как биологическоеявление создана для естественных потребностей человека и являетсянеобходимым условием для охлаждения непременно существующей в немстрасти. Вместе с тем, она — существо, обеспечивающее физическоебессмертие человечества».456Предназначениеженщинытеперьнеограничиваетсятолькодетородной функцией в рамках уммы, более того, от нее зависит будущеечеловечества.ЖенщинастановитсяобразомиземнымподобиемБожественного Творца, так как именно через нее мир продолжаетсуществовать.
Мужчина, плененный красотой и покоренный чарамиженщины, наполняет бытийное пространство любовью, словно создаваямост между человеческим и божественным мирами: «Ведь “людейобольщает страсть к женщинам” (К, 3:14), так где же спасение мужам отсотворенной красоты? И если Еву Он сотворил затем, чтобы Адам “приютсвой в ней нашел” (К, 7:189), то как Адаму от нее отпасть?». 457 Более того,Фиш. Р. Джалаледдин Руми. М., 1987. С. 97.Джавелидзе Э.Д.
У истоков турецкой литературы. I. Джелаль-ед-Дин Руми. Вопросы мировоззрения.Тбилиси: Мецниереба, 1979. С. 193.455456Цит. по Читтик. У. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. М.:Ладомир, 1995. С. 193.457168как пишет сам Руми: «Луч Истинного она [=любовь/женщина], а невозлюбленная; // творец она как будто, а не сотворенная».458Образ женщины как воплощения Божественных качеств, таких каккрасота, любовь и способность создавать новую жизнь подводит к другомуаспекту«женственности»,которыйзанимаетважноеместовпроизведениях Руми. Руми придерживается концепции, схожей смировоззрением Ибн Араби, о делении мира на противоположности,важнейшими из которых являются «мужское» и «женское» начала.Несмотря на то, что женское начало чаще ассоциируют с Душой, амужское с Разумом, такое деление весьма условно и не имеет под собойфизиологическойосновы.Многиеисследователисчитают,чтовстихотворных сборниках Руми нередко воплощается такая символика:«мужи» - святые, а «женщины» - неверные.
«Творец – мужское, активноеначало в отношении своего творения, олицетворяющего женскую,претерпевающуюсторону».459Женскоеначалопредставляетсяограниченным и подчиненным мужскому. Но дело в том, что Румирассматривает женское начало как некое свойство, присущее тому илииному человеку, а не как онтологическое основание его бытия.
Другимисловами,женщинаможетбытьпосвоемудуховному«мужчиной» и наоборот, т.к. в данном случаеразвитию«женственность»представляет собой набор отрицательных качеств, а не половой признаккак таковой. Таким образом, «мужем является тот (или та!), в компреобладает разум, тогда как в “женщинах” воплощены простыеобыватели, наделенные эго».460Чаще всего эти символы используются дляописания духовных практик и подвижничества: «мужи» стремятся квысоким духовным целям, «женщины» предаются мирским делам.Подтверждение данных слов можно найти в «Маснави»: «Считай своюРуми, Дж. Маснави-йи манави (Поэма о скрытом смысле).
М.: Вече, 2013. Т.1. С. 203.Читтик У. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. М.: Ладомир,1995. С. 188.460Там же. С. 189.458459169плотскую душу женщиной и даже хуже нее, // поскольку женщина –частичное зло, плотская душа – зло целое»461, а также: «Духом Мужейклянусь: по смыслу женщина тот, кто не любит Бога! Вот и смотри, что заженщины - женщины!».462Более того: «Кто женщина? Та, кого пленилзапах и цвет. Она - реальность эго, что взывает к злу, в физическомустройстве человека воплощенному»463. Нельзя однозначно утверждать,что под «женщиной» подразумевается женщина в физическом смыслеэтого слова, скорее, это негативные качества человека, собранные пододним названием – «женщина».Тем не менее, даже если не вдаваться в глубокий лингвистическийанализ, можно отметить, что те черты характера, которые обычновызывают порицание, обозначены именно «женским» символом: ведьженщина часто олицетворяет собой эго, а эго чуждое разуму.
В притче«Спор супругов» из сборника «Дорога превращений» приводитсяследующий пример. Жена сетует на мужа, что у него нет денег на новуюкрасивую одежду: «От холстины, жесткой как броня, // Вся кожа задубелау меня!»464. На что муж ей отвечает: «но лучше холст, что кожу больнотрет, // Чем ссора и за ней развод…».465 В этико-психологическихкомментарияхМ.Хаткевичанаходимтакоеобъяснение:«муж»представляет собой сферу разума, в то время как «жена» - это областьчувств. Женщины более склонны подвергаться страстям и порокам,поэтому, чтобы сохранить гармонию «брака» (то есть союза разума ичувства), разум должен взять верх над чувствами, как мужчина,являющийся главой семьи и принимающий все ответственные и важныерешения.