Диссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии), страница 35
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии". PDF-файл из архива "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 35 страницы из PDF
Таким образом, если мужчине-разуму дается плохая жена, тожизнь с ней превращается в своего рода поединок между нафс и разумнойРуми, Дж. Маснави-йи манави (Поэма о скрытом смысле). М.: Вече, 2013. Т.1. С. 429.Цит. по Читтик. У. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. М.:Ладомир, 1995. С. 190.463Там же.464Руми, Дж. Дорога превращений: суфийские притчи. М., 2007. С. 263.465Там же.461462170душой: «Меж тем дана она тебе такая для испытания, чтобы ты еюочистился от грязи своей».466 Человеческое эго, как вредная ивысокомерная жена, не дает покоя разуму, постоянно провоцируя его наконфликт, и цепляет его за земной мир.
Решением может стать либо«развод»(мызнаеммногопримеров,когдасуфиистановилисьсумасшедшими, доходя до крайне ригористических методов борьбы), либовзятиенафспод полныйконтроль (чтоудавалось выдающимсяподвижникам и святым спустя годы тяжких тренировок).Как уже было замечено, условное деление мира на противоположныеначалапорождаетпротиворечивыепредставленияогендернойукорененности «хороших» или «плохих» сторон бытия. Несмотря на то,что негативные явления и качества принято приписывать женскомуаспекту бытия, найти для этого онтологические основания не так просто.Скорее, такую традицию можно объяснить социально-религиознойпарадигмой, принятой в мусульманском мире, хотя, как представляется,она появилась еще до зарождения ислама, когда женщина была символомзла, а новорожденных девочек нередко закапывали, чтобы не былолишних, и, как считалось, бесполезных ртов.Несмотря на то, что человек, вступивший на путь поклонения Богу,не определяется больше теми или иными гендерными признаками, делениемира на «мужское» и «женское» неизбежно хотя бы потому, что таковпрофанный язык, которым описываются мистические события.
И еслиследовать этому языку, то настоящего суфия следует описывать в«женских» терминах языкового выражения. Именно женщины воплощаютв себе суть Божественной Красоты, которая сочетает в себе нравственноесовершенствование и любовь.466Фиш. Р. Джалаледдин Руми. М., 1987. С. 98.171ЗаключениеДанная работа представляет собой исследование места и ролиженщин в суфизме на основании этических представлений и концепциилюбви в суфийском учении, что позволяет сделать следующие выводы:Женский суфийский опыт так или иначе вписан в контекстисламского представления о месте женщины в мусульманском обществе.В связи с этим было необходимо рассмотреть права и обязанности женщинв умме, что позволило сделать вывод о том, что жизнь женщины восновном сосредоточена на доме и семье, тогда как жизнь мужчины, какправило, подразумевает социальную активность.
Кроме того, права иобязанности женщин и мужчин основаны на функциональном различии иих биологических особенностях.Сегрегация женщин привела к тому, что их роль в социальном икультурном плане не так заметна, как роль мужчин. Суфизм каксоциально-культурный феномен не стал исключением: информацию оженщинах-суфиях приходится собирать буквально по крупицам, извлекаяее из многообразных описаний духовной практики суфиев. В такомконтексте особое значение приобретают работы, написанные самимиженщинами-суфиями, которые помогают глубже проникнуть в сутьженского мировосприятия и женского суфийского опыта и выявить егоотличие от опыта суфиев-мужчин.Суфийский опыт, в том числе и женский, невозможно рассмотретьвне этического контекста. Как в общеисламской, так и в суфийской этике,нравственноедостигаетсясовершенствованиепутемсоблюдениязанимаетрелигиозныхцентральноетребований.постоянного самоанализа и контроля своих желаний,местоиПомиморигористическаяэтика суфиев предполагала полный отказ от земных искушений, выступаясредством морального очищения души и способом приближения к Богу.172Суфийскоемировоззрениеопираетсянаразработаннуюклассическим исламом систему морального совершенствования, но вноситв нее новые мистические элементы, создавая, тем самым, собственнуюэтическую теорию.
Иными словами, суфизм показывает человеку особыйпуть совершенствования и Божественного познания. Этот путь имеетмножество стоянок, но конечной целью является приближение к Богупосредством любви, которая пронизывает все бытие.Суфийская этика неразрывно связана с понятием «прекрасного»,которое разрабатывается в суфийской концепции любви. Любовь всуфийском понимании представляет собой самую высокую стадиюсовершенствованиячеловеческойдуши,которуюдостигаютлишьнемногие избранные. Несмотря на то, что многие «умеренные» суфиисчитали, что такое выражение любви неприменимо к Богу, любовь-страстьсоставляла основу суфийской поэзии.Невозможность прямого контакта с объектом любви, которогосуфии называют Божественным Возлюбленным, порождает необходимостьв неком посреднике.
Таким посредником может стать прекрасная девушкаили «безбородый юноша». Но каким бы ни был образ-посредник, истиннойцелью любви может быть только Бог и приближение к Нему. Так возниклосуфийское утверждение, что любви достоин только Бог, которое нашлоотражение в работах таких известных суфиев как аль-Газали, Ибн Араби иРуми.Первой, кто заговорил о Боге с точки зрения любви, былалегендарная Рабийа. Пройдя трудный путь от рабыни до известнойженщины-суфия, она не только завоевала уважение среди мужчин-суфиев,но также смогла доказать, что гендерная принадлежность не имеетзначения на пути к Богу. Создав свой уникальный мистический опыт,Рабийа стала образом идеального святого, объектом для подражания какдля женщин, так и мужчин.173На примере Рабийи можно заметить, что женщине, желающей идтисуфийским путем, следовало отказаться от своей женской сущности,уподобив свое поведение и образ жизни мужчинам. Под этимподразумевается то, что женщина по своей природе считалась слабой,излишне эмоциональной, не способной преодолевать препятствия итерпеть лишения.
Многочисленные примеры женщин-святых и женщинподвижниц демонстрируют нам обратное.Так называемые «мужские» качества помогали женщинам-суфиямискать формы преодоления сегрегации в социальной-культурной жизнимусульманского общества. Женский мистицизм стал одной из формпреодоления традиционных ограничений мусульманского общества, чтоможно сравнить с женскими общественными движениями XIX-XX вв.Женщины-суфии не делали попыток менять традиционный укладмусульманской жизни, но своей жизнью и практикой выходили далеко заего пределы, меняя представление о женщинах в мусульманском обществе.У женщин-суфиев уникальным образом складывались отношения сБогом. Они искали особой близости с Ним, делая Бога простым ипонятным для себя. Женщины-суфии несли в себе свет БожественнойКрасоты и Любви, проецируя его на весь окружающий мир.
Уходя отсложных абстрактных форм, которые так любили мужчины-суфии,женщины понимали Бога как любящего отца, к которому всегда можнообратиться с просьбой или выразить свое восхищение.Сильная концентрация на внутреннем опыте, ограниченностьсоциальной активности и подчас полное отрицание окружающего мира итрадиционнойженскойроли,предписанноймусульманскиммировоззрением, выводят женщин-суфиев на новый виток духовногоразвития.
Современные женщины-суфии (здесь имеется в виду XX-XXIвв.) используют опыт своих предшественниц, но, в тоже время, вносятсвои, современные представления о роли женщины в суфизме. На данномэтапе деятельность и мировоззрение женщин-суфиев становятся социально174ориентированными. Примером может послужить Женская СуфийскаяОрганизация (Sufi women organization или SWO), которая была создана в1993 г. Женщины-суфии организовали данное общество как пространстводля обмена знаниями и опытом, а также для духовного поиска и болееглубинного познания своей сущности и окружающего мира. ЖенскаяСуфийская Организация уделяет особое значение этической стороне:утверждается гендерное равноправие (в том числе и в духовной сфере),право любого человека на уважение, поддержку и саморазвитие,осуждается любое насилие и жестокое обращение с кем-либо и т.д.Женская Суфийская Организация соединила в себе целый комплексзадач, направленных на решение вопроса места и роли женщины вобществе, тем самым расширив свои границы.
В Преамбуле подчеркнуто,что Организация не является религиозной, что выводит понятие «суфизм»на общекультурный уровень, не привязывая его к исламу и привычнымконтекстуальным парадигмам. Акцент на социально-культурные проблемыи поиски их решения сближает данную женскую суфийскую организациюс другими современными женскими движениями, которые отстаиваютженские права и пытаются пересмотреть существующие религиозноправовые нормы.Анализируя женский суфийский опыт в контексте современныхобщественных движений, можно посмотреть на него под другим углом иотметить влияние женщин-суфиев не только на суфизм, но и намусульманское мировоззрение в целом.
Следует заметить, что изначальноотношение суфиев-аскетов к женщинам было крайне негативным.Женщина считалась олицетворением всего мирского, что создавало«завесу» на пути к Богу и мешало самосовершенствованию. Существуетнемало высказываний суфиев, демонстрирующих презрительное и дажевраждебное отношение к женщинам.Позже ригористические настроения раннего суфизма сменяютсядовольно лояльным, а подчас даже оптимистичным, отношением к браку и175женщинам в целом. Во многом такие изменения обязаны обращениемсуфиев к жизни Мухаммада, который имел несколько жен, и егоизвестному изречению, что в этом мире ему полюбились три вещи:женщины, ароматы (благовония) и молитвы.Ибн Араби, используя этот хадис, развил идею о том, что любовь кженщине может быть начальным этапом восхождения к Божественнойлюбви,асвидетельствованиеБогавженщинеявляетсясамымсовершенным.
Тем не менее, несмотря на то, что Ибн Араби считал, чтоженщины способны достичь тех же стоянок и духовных состояний, что имужчины,все же не возможно не отметить в его концепции некую«вторичность» женского аспекта суфизма. Безусловно, Ибн Араби высокоценил женский суфийский опыт, но все же рассматривал его через«мужскую» призму: женщине нужно перестать быть «женщиной», чтобы вполной мере быть суфием.Находясь в рамках мусульманской парадигмы, основывающейся начеткомразделениипротивоположностей,суфизмтрадиционнопротивопоставляет мужское и женское начала.