Диссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии), страница 33

PDF-файл Диссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии), страница 33 Философия (46700): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии) - PDF, страница 33 (46700) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии". PDF-файл из архива "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 33 страницы из PDF

Если схематически показатьидеальную модель женщины-суфия, то, безусловно, такой моделью станетжизнь и духовный подвиг Рабии: женщина-рабыня из самого низкого слоясоциальной жизни достигла небывалых духовных высот. За советом к нейобращались даже самые известные мистики-мужчины своего времени. Темне менее, в биографических заметках о самой Рабийе часто встречаютсяотсылки к духовному опыту выдающихся суфиев-мужчин, которые,неизменно находясь в фокусе повествования, словно доказывают«правомерность» чудес и высказываний Рабии.Сложно не заметить гендерное неравноправие даже в том, чтокасается религиозного дискурса.

Например, Ф. А. Саббах так пишет одуховном откровении: «Религиозный дискурс представляет собой мировойпорядок. И является исключительным правом Божественного бытия,которое подразумевает мужской род. Божественные послания даютсялюдям косвенно, через посредников, выдающихся людей, которымиявляются пророки. Они все без исключения являются мужчинами».434Болеетого, «Божественные предписания не адресуются им [женщинам], так какони не обладают властью».435Таким образом, если брать во внимание только гендерный аспект, тоженщин можно обнаружить на самой нижней ступени духовной лестницы:пророки передают Божественное знание ученым мужам, которыеинтерпретируют и передают их своим ученикам, а те, в свою очередь,доносят их до женщин.

Как правило, женщины получают такие знания отсвоих отцов и мужей в процессе домашнего обучения, являясь тем самымпоследним звеном религиозного дискурса. Такое положение женщинЦит. по Ford H. Hierarchical Inversions, Divine Subversions: The Miracles of Rabiʿa al-ʿAdawiya // Journalof Feminist Studies in Religion, 1999. Vol.

15, No. 2. P.12.435Ford H. Hierarchical Inversions, Divine Subversions: The Miracles of Rabiʿa al-ʿAdawiya // Journal ofFeminist Studies in Religion, 1999. Vol. 15, No. 2. P.12.434161характерно для практически любой религиозной системы, что, безусловно,относится и к мусульманскому мировоззрению. В то же время, благодарятакой религиозной парадигме, становится более значимым и заметным тотпрорыв, который делают выдающиеся женщины-суфии, такие как Рабиа.Ломка всех традиционных представлений о гендерных ролях меняется,когда Рабиа показывает, что преодолев границы привычного женскогообраза, нуждающегося в посредниках, получает свою силу и властьнапрямую от Бога, что подтверждается теми многочисленными чудесами,которые не просто восхищают, но, в то же время, не доступны суфияммужчинам.

Наиболее ярко это проявляется в отказе Рабии выйти замуж заэмира.436Высокий духовный статус Рабии позволил ей наметить и дажеосуществитьперемены,касающиесягендерногопредставлениявмусульманском мире. Несмотря на то, что Рабиа подавляла в себе женскуюсоставляющуюсобственногобытия(избеганиесоциума,жизньотшельника и т.д.) и подчеркивала традиционно мужские качества (силадуха, выносливость, упорство), она стала той идеальной моделью святой, ккоторой стремились последующие женщины-суфии.

Кроме того, Рабиа,пройдя долгий и трудный социальный и духовный путь от рабыни доглубоко почитаемой святой, открыла путь для дальнейшего развитияженского суфийского опыта, подчеркнув еще раз, что гендернаяпринадлежность не является определяющей в суфизме и не может служитьпомехой для осуществления духовного поиска. Как отмечает Х. Форд: «Вто время как реальность господствующего ислама представляет собойиерархическую конструкцию с преобладанием мужчин над женщинами “ввопросах религии или этого мира”, такая альтернативная религиозная436Ford H.

Hierarchical Inversions, Divine Subversions: The Miracles of Rabiʿa al-ʿAdawiya // Journal ofFeminist Studies in Religion, 1999. Vol. 15, No. 2. P. 15.162реальность дает пространство для духовного и интеллектуальногоравенства, в котором биология относится к достоинствам».437Таким образом, человек, вступивший на путь поклонения Богу,преодолевает границы телесности, предполагающие наличие определеннойгендерной установки. В мистическом познании на первый план выходятдуховные качества человека и его собственные усилия на этом пути. Темне менее, мир амбивалентен, и деление на противоположности в немнеизбежно.Находясьврамкахмусульманскойонтологическойимировоззренческой парадигмы, основывающейся на четком разделениипротивоположностей таких как «добро – зло», «рай - ад» и т.д., суфизмпродолжает традицию противопоставления мужского и женского начал, нов несколько ином ключе.

Зачастую отделяя понятие «женского» аспекта отсамих женщин, а «мужского» от мужчин, суфийское мировоззрениеприходит к предельным бытийным категориям «женственности» и«мужественности», которые не привязаны к определенному полу, апредставляютопределенныхсобойкачествскорееэтическиечеловека.Внормытакомисовокупностьключе,например,разворачивается трактовка «женского» и «мужского» у Руми.Строго говоря, в произведениях Руми можно выделить два разныхподхода к проблематике женского начала.

С одной стороны, Руми,находясь в рамках традиционно исламского представления, изображаетженщину как супругу, помощницу мужчине в трудной земной жизни. «Длятого есть склонность у самки к самцу, // чтобы были они дополнением кделам друг друга // Склонность в мужчину и женщину Истинный для тогозаложил, // чтобы долговечность обрел этот мир от этого соединения».438Кроме того, Руми отрицает пользу аскетизма и отказа от мирских, в томчисле и телесных, благ, ведь, как мы уже отмечали, плотские желания,437Ford H.

Hierarchical Inversions, Divine Subversions: The Miracles of Rabiʿa al-ʿAdawiya // Journal ofFeminist Studies in Religion, 1999. Vol. 15, No. 2. P. 24.438Руми, Дж. Маснави-йи и ма‘нави (Поэма о скрытом смысле). М.: Вече, 2013. Т.1. С. 775.163будучи неудовлетворенными, становятся навязчивой идеей и занимают всесознание суфия. Следовательно, чтобы не погрязнуть в пучине постояннойи безуспешной борьбы с собственной телесностью, Руми дает такоенаставление: «Смотри, не сделай себя скопцом, не становись монахом, //ибо целомудрие – заложник плотской страсти // Без желания невозможенотказотжелания,мертвецов».439Руми//нельзявестисвященнуювойнупротиврассматривает супружеский союз как средствоморального очищения и совершенствования, одобренный Богом и к томуже являющийся Сунной Пророка.

Более того, «Всевышний указалистинный путь пророку, да прославит его Аллах. Каков этот путь? Желатьженщину, тянуть с ней лямку, слышать от нее нелепости, держать ее вузде, жениться на ней ради совершенствования и очищения своего».440Согласно мусульманскому мировоззрению, Руми подчеркивает рольженщины как спутницы и помощницы мужчины: «Не для Адама ль перваяжена // Была премудрым Богом создана? // Да и при том, когда бы не женыэти, // То вас самих бы не было на свете!».441Более того: «Господь создалженщину для мужчины, чтобы тот возрадовался с ней, а она сопровождаламужчину».442Находясь, при этом, в рамках средневековой парадигмы, ончасто описывает ее как глупую, сварливую и капризную, оставляя замужем полное право исправить эти и другие недостатки. «Качествживотных в женщине больше, // потому что она питает склонность кцветам (краскам) и запахам (благовониям)».443 Кроме того, «превосходствомужчин над женщинами, о служитель [преходящего] // в том, что мужчинабольше предвидит завершение».444Таким образом, отказывая женщине вгибком уме и ограничивая круг ее интересов только домашними делами,Руми выдвигает на первое место внешнюю привлекательность женщинРуми, Дж.

Маснави-йи и ма‘нави (Поэма о скрытом смысле). М.: Вече, 2013. Т.1. С. 349.Цит. по Джавелидзе Э.Д. У истоков турецкой литературы. I. Джелаль-ед-Дин Руми. Вопросымировоззрения. Тбилиси: Мецниереба, 1979. С. 190.441Руми, Дж. Дорога превращений: суфийские притчи. М., 2007. С. 241.442Цит. по Джан Ш. Мевляна Джалаледдин Руми. Жизнь, личность, мысли. М., 2008. С. 280.443Руми, Дж. Маснави-йи и ма‘нави (Поэма о скрытом смысле). М.: Вече, 2013.

Т.2. С. 463.444Там же. С. 147.439440164(дабы она возбуждала в мужчине желание и тем самым способствовалапродолжению рода как основной женской функции), а также исконноженские добродетели такие как мягкость, покорность, скромность и т.д.Описание добропорядочной жены и матери семейства приводит Р. Фиш:«Постоянно занятая хлопотами, она исполняла все установления мужаистово и бессловесно, никогда не заговаривала с ним первая, а, какполагается мусульманке, только отвечала на его вопросы».445Но вместе с этим, Руми считал, что «поскольку воля женщины также, как и воля мужчины определяется разумом, значит единственнымсредствомдостижениядобродетели,послушания,правдивостиисправедливости является разумное свободное воспитание, лишенноенасилия и принуждения».446 В частности, в «Фихи ма фихи» Руми пишет:«И те, которые заставляют женщин ходить с закрытыми лицами подчадрой и никому не показываться, еще больше и сильнее вызывают у нихлюбознательность в обратном — показаться каждому, ибо человек посвоей природе любопытен и чем больше запрещаем, тем сильнеепритягивает его к запрещенному».447 Таким образом, свобода воличеловека, обязывающая его нести ответственность за свои поступки, независит от принадлежности к определенному полу.

Любой человек, будьто мужчина или женщина, обладая разумом, совершает все действияосознанно, делая выбор в пользу добра или зла. Наверное, поэтомунравственноевоспитаниечеловекаявляетсянеотъемлемойчастьюэтической системы Руми, воплощаясь в его многочисленных притчах инаставлениях, которые сопровождаются чувственной образностью имногоплановым смыслом.Подвиг женщины – это рождение, воспитание, вскармливание детей.Высшая награда для мужчины – добродетельная жена: «А счастье в том,Фиш. Р. Джалаледдин Руми. М., 1987.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее