Диссертация (Мифическое и магическое в современной британской детской литературе), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифическое и магическое в современной британской детской литературе". PDF-файл из архива "Мифическое и магическое в современной британской детской литературе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Порочность некоторых существ онтологическая, онаопределяется идеей их творения: орки – эльфы, испорченные темной магиейМелькора, а тролли – испорченные энты. О моральной «запрограммированности»,связанной, вероятно, с христианской позицией автора, и однозначности героевТолкиена сказал в своем интервью Ф. Пулман: “Во «Властелине Колец»христианство открыто не проповедуется. Но наличествует некий абсолютизм в том,что отрицательные герои – они очень-очень плохие, а положительные – оченьочень хорошие, и единственным интересным персонажем оказывается Горлум,который, будучи хорошим, потом оказывается плохим”1. Справедливости радиследует отметить, что у Толкиена и помимо Горлума встречаются герои,удовлетворяющие критерию «неоднозначности добра или зла» - маг СаруманБелый, витязь Боромир, его отец Денэтор – наместник Гондора, и даже СауронЧерный – один из первых ангелоподобных духов в созданной Вселенной.
СамПулман в центр повествования ставит сомнения, трудное принятие решение,борьбу.В романе Роулинг свобода не ограничена родовой принадлежностью:великаны и пауки могут служить добру, а люди нередко выбирают зло. Однозначноотрицательную силу представляют собой дементоры, но они, как будет показанониже, по своей сути являются отрицанием положительного в человеке.Возможно выявить ряд других параллелей между сказкой и фэнтези.
Геройсказки (Иванушка-дурачок) может принадлежать к тому же типу, что и геройфэнтези (хоббит, «очкарик»-сирота, не самый могущественный волшебник, непервый сын в семье). Также и для фэнтези, и для сказки значимопротивопоставление «дом – квест», которое отчетливо проводится, например, во«Властелине Колец» (хоббиты любят домашний уют, но пускаются в тяжелое иуроки власти, выбора и нравственности // «Властелин Колец» как философия: Эссе. – Екатеринбург: У-Фактория,2005.
С. 15 – 36; Милбанк Э. «Моя прелесть»: Кольцо-фетиш // Там же. С. 53 – 69.1All His Materials. Philip Pullman interview: the “religious atheist”. By P. Jukes. 13.01.2014. [Electronic Resource] //URL: http://aeon.co/magazine/world-views/philip-pullman-interview-the-religious-atheist/ (дата обращения: 05.05.2014)32опасное странствие). В то же время, это противопоставление не носит оценочногохарактера ни в сказке, ни в фэнтези.
Иванушка-дурачок непригоден для домашнихдел, но совершает подвиги. Настенька, напротив, успешно хозяйничает дома, но ив царстве Морозко ее навыки и трудолюбие оказываются нелишними. Фродо всевремя тянется к иному миру, к пути, а Сэм проявляет домовитость даже впутешествии, но оба они играют решающую роль в конечном уничтожении зла.Уборку в доме семьи Уизли накануне свадьбы Билла возможно рассматривать икак помеху к подготовке миссии, и как подготовку к будущим трудностям.Поскольку сказка в той или иной степени рождается из мифа, а фэнтези имеетмиф своим источником, целесообразно рассмотреть столь значимое для мифапротивопоставление «космос – хаос» в произведениях рассматриваемого жанра. Всказке предпочтение, безусловно, отдается «космосу», несмотря на то, чтоопределенный тип героя («Иван-дурак») в какой-то степени причастен и хаосу.Стремление к «порядку» свойственно и классической литературе, дажеприключенческому жанру.
Например, у Ж. Верна время оказывается залогомпространства, а пространство тесно связано с темой «обживания»: “Образыпутешествий у Верна имеют противовесом разработку мотивов укромности, и то,что Верн так близок детям, объясняется не банальной мистикой приключений, а,напротив, непритязательным блаженством замкнутого пространства, котороесказывается в детской романтике палаток и шалашей… Отгородиться и обжиться– такова экзистенциальная мечта, присущая как детству, так и Верну”1. Такимобразом, корабль оказывается символом не столько ухода, сколько огражденности,а в легендах о «Пьяном Корабле» и «Летучем Голландце» происходит устранениечеловека и разума, выход из обжитой собственности2. У Толкиена порядокхарактерен для Хоббитании, странствие же (путь, дорога) воспринимаетсяхоббитами как хаотическое начало. В романе Роулинг подчеркнуто упорядоченажизнь обитателей Тисовой улицы, а хаос присутствует как в доме семьи Уизли (ввиде веселого беспорядка), так и скрытым образом в Хогвардсе (где многое не12Барт Р.
Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. – М.: Академический Проект, 2008. С. 144.См.: Там же. С. 146.33поддается рациональному осмыслению). В «Хрониках Нарнии» неоднократноподчеркивается свобода действий для обитателей волшебной страны, нестерпимаядля жителей рабовладельческого государства Калормен и несвойственнаячопорному Лондону, из которого дети попадают в страну Эслана. В трилогииПулмана носителем хаотического начала является Лира, а рационального – Уилл (вданном случае противопоставление хаоса и порядка, по-видимому, связано и спротивопоставлением женского и мужского начал), отрицательное же проявлениепорядка также имеет место – в устроении Церкви.
Некоторое тяготение к хаосу уавторов фэнтези и их героев остроумно выражено Т. Пратчеттом: “Хаос… всегдапобеждает порядок, потому что он лучше организован”1 (в произведениях писателяхаотическое начало несут в себе жутковатые описания Анк-Морполка – но именноэтот город почти всегда оказывается центром событий).Таким образом, в произведениях фэнтези, в отличие от народной сказки,хаотическое начало имеет подчеркнуто позитивный характер, наличествует некоестремление если не к хаосу, то к нарушению установленного порядка как условиюосуществления духовной миссии.
Такое представление может вступать впротиворечие с восприятием народной сказки и, в какой-то степени, мифа,поскольку «космос» (порядок) в фэнтези означает стирание личности, некуюупорядоченную«массу»,тогдакак«хаос»обеспечиваетпроявлениеиндивидуальности.
Но, при видимом противоречии, фэнтези приближается к мифу(или возвращается к нему), ведь, наряду с необходимостью победы над Хаосом, самхаос в мифе и античной философии предстает как первопотенция, творческоеначало и сам принцип становления2. Кроме того, в современной литературе этоможет быть связано с иррационализмом мировоззрения как реакцией напозитивистское восприятие предшествующих поколений. Акцент на хаотическомвмешательстве в установленную гармонию также указывает на роль, которуюиграет бессознательное в литературе и искусстве вообще и в фэнтези в частностиPratchett T.
Interesting Times – Great Britain: Corgi Books, 1995. P. 12.См.: Лосев А.Ф. Хаос // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / Под ред. С.А. Токарева. – М.: БольшаяРоссийская Энциклопедия, 2003. С. 579 - 581.1234(эту идею развивает писательница Урсула ле Гуин1).Наконец, общее между сказкой и фэнтези выявляется при определениивозможныхметодов ихисследования. Толкиен, являющийсяодним изродоначальников фэнтези, утверждает неописуемость в качестве характернойчерты волшебной реальности, при этом невозможность жесткого научного анализане исключает возможности восприятия на ином (внекатегориальном, но невнерациональном)уровне2.Такойподходразделяетсяисовременнымиисследователями этого жанра: “Наилучшим способом «понять» то, как «работает»фэнтези, является простое прочтение такой литературы как рассказа и наслаждениеею как рассказом… Фэнтези не работает через утверждение; если такая литературадействует вообще, она действует как рассказ”3.
Поэтому в своем эссе, посвященномволшебным историям, говоря об исследовании сказок, Толкиен делает акцент на ихвосприятии: “Я считаю, что гораздо интереснее, а также гораздо труднеерассматривать, что такое волшебные истории, чем они стали для нас и какиедостоинства проявились в них в результате алхимического воздействия времени”4.В то же время, подобное восприятие не исключает и исследования источников,выявления общих сюжетов, изучения мировоззренческой позиции автора – в тоймере, в какой она отразилась в том или ином произведении.Исследование феномена фэнтези (как и любого явления) необходимымобразом затрагивает вопрос о причинах его востребованности.
Дж.Р.Р. Толкиенвидит в фэнтези особую функциональную значимость: “Волшебство Фаерисуществует не само по себе, его нравственная сила проявляется в его функциях,среди которых – удовлетворение определенных древнейших желаний человека.Одно из таких желаний – исследовать глубины пространства и времени.
Другое …поддерживать солидарность с другими созданиями”5. Также Толкиен упоминаетСм. напр.: Le Guin U.K. The Child and the Shadow // Le Guin U.K. The Language of the Night: Essays on Fantasy andScience Fiction. P. 59 – 71.2См.: On Fairy Tales // Tolkien J.R.R. Tree and Leaf. Smith of Wootton Major. The Homecoming of BeorhtnothBeornthelm’s son. P. 361.3Dickerson M., O’Hara D. From Homer to Harry Potter.