Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре". PDF-файл из архива "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
панацеи, не былновым: его истоки можно обнаружить у Гиппократа и Парацельса. Новым явилосьто,чтоумозрительныеспекуляциисинтезировалисьснакопленнымэмпирическим материалом, пытаясь в итоге освободиться от чисто эмпирическоголечения, заглянув «вглубь», но уже не тела, а процесса болезни. Таким образом,до того, как медицина ушла в лаборатории, эти спекуляции выполняли рольблестящих интуиций, предположения которых были век спустя подтверждены в59лабораторияхразвивающимисямолодыминауками–физиологиейииммунологией, и давали пищу для развития общей патологии, медицинскойнауки, изучающей общие закономерности возникновения, развития и исходаболезней.Особенный интерес представляет концепция витализма из-за своейдревности и «живучести».
Идея о наличие в человеческом существе «жизненнойсилы» восходит к античности, но разработки Теофиля Борде и его ученика ПоляЖозефа Бартеца в последней трети XVIII века сообщают ей новую жизнь 97.Согласноэтойконцепции,существует«одухотворяющийпринцип»,присутствующий в живом организме, но по-разному проявляющийся в различныхорганах. Основные органы – сердце, желудок и мозг играют роль регуляторовработы всего организма и основных его проявлений, из которых главные –движение и чувство 98.
«Витальный принцип» или «одухотворяющий принцип»,чья сущность неизвестна и непознаваема, является изначальной причиной всехпроцессов в организме. Именно им координируется сообщение между частямитела, и он является причиной движения различных веществ в организме, а такжеотвечает за его чувствительность. Поскольку главными функциями витальногопринципа является движение и чувствительность, то болезнь, соответственно,можно рассматривать как их нарушение. Таким образом, лечение должно бытьнаправлено на мобилизацию жизненной силы, восстанавливающую расстроеннуюработу органов, согласно основополагающим принципам99. При этом, согласнотеориивитализма,существуетестественноестремлениеорганизмаквыздоровлению, которое нужно направлять и стимулировать лекарственнымисредствами наряду с симптоматической терапией.В теориях витализма нет попытки механистического истолкованияорганических процессов или их математического измерения, как это можно быловстретить в медицинских теориях Нового времени, также опирающихся наантичные концепции.
Наличие «жизненной силы» понимается как «данность»,Там же. С.48-49.Там же.99См: Там же.979860как высший принцип, при этом врачебные манипуляции выглядят чем-то сродниискусству.Концепция Иоганна Христиана Рейля представляет интерес как попыткаистолкованияидеи«жизненнойсилы»вматериалистическомключе,представленная на рубеже XVIII и XIX веков.
В сочинении «Von den Lebenskraft»(«О жизненной силе») Рейль выдвигает предположение о том, что жизненнаясила, регулирующая органические процессы, – это форма материи, некое зримоевещество, но смешенное с недоступными для чувств человека веществами,такими как теплота, электричество и другими 100. Согласно Рейлю, заболеваниепредставляетсобойразбалансировкусоставныхчастейорганизма,существующего подобно республике. Части этой республики работают какобособленно, так и совместно, на создание целого.
Таким образом, в организмесуществует врожденное стремление к целостности, выраженное во внутреннемпобуждении к восстановлению здоровья. Например, лихорадка, при которойподнимается температура, т. е., как можно предположить, «увеличиваетсятеплота», является универсальной реакцией организма при различных болезнях сцелью восстановления утраченного баланса между составными веществамижизненной силы 101.
В данной концепции можно увидеть следы теорииГиппократа о четырех жидкостях, а также интуицию о наличии биологическиактивных веществ, оказывающих регулирующее влияние на функции организма.Данные вещества получили в медицинских лабораториях пристальное вниманиепозднее, в середине XIX века, и стали известными под названием «гормоны» вначале XX века. Одновременно высказанные предположения о наличиисаморегулирующих свойств организма направляли иммунологию на поискзакономерностей в реакциях на внешние болезнетворные воздействия.Указание на конкретное вещество в качестве носителя «жизненной силы» достаточно серьезный шаг в сторону материалистического объяснения концепциивитализма. В качестве носителей «жизненной силы» предлагаются различныеШеллинг Ф. О сущности человеческой свободы и связанных с ней предматах; Бруно, или О божественном иестественном начале вещей.
Разговор: Пер. с нем. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 50.101Там же.10061органы, которые считаются основными и «отвечают» за все патологическиепроцессы и выздоровление. Примером такой теории служит бруссеизм,основанный парижским врачом Франсуа Виктором Бруссе. Свойственнаяорганизму сила, согласно этой теории, вызывает физические и химическиеявления под воздействием тепла как внешнего раздражителя. Если теплоумеренно и сила действует в соответствии с ним, то состояние организма можнопризнать нормальным, но если внешние раздражения слишком сильны или слабы,то это вызывает ненормальное движение жидкостей организма, которыенаправляются к головному мозгу и тогда человек чувствует головную боль иголовокружение, к сердцу – тогда начинается лихорадка.
Самым главнымпунктом передвижения жидкостей, согласно бруссеизму, является желудочнокишечный тракт, именно отсюда заболевание переходит в мозг. Как говорилоснователь теории, «знание болезненных состояний желудка есть ключ кпатологии»102.В целом, медицинский дискурс данной эпохи все более тяготеет кэклектичности и увлечениям спекулятивными размышлениями, стараясь при этомсохранить связь с клинической медициной. На медицинское мышление XVIII векабольшое влияние оказывает натурфилософия Шеллинга, которая предлагаетистолкование патологических проявлений болезни через основные принципыприроды, которым соответствуют процессы в живом организме. «Всякая болезнь,охватывающая вселенную, есть результат восстания скрытых сил основы: онавозникает, когда раздражимое начало, которое должно было пребывать в тишиглубины, как сокровеннейшая внутренняя связь сил, актуируется само, т.е.
когдавозбужденный архей покидает свое покойное жилище в средоточии и вступает всферу окружности. Напротив, всякое коренное лечение состоит в восстановленииотношения периферии к центру, и переход от болезни к здоровью совершается,лишь когда отделенная и единичная жизнь принимается во внутреннее светлоесияние сущности, благодаря чему снова происходит деление (кризис). Болезньединичного возникает также лишь потому, что то, что имеет свободу и жизнь102Там же.
С. 86 – 87.62лишь для пребывания в целом, стремится существовать для себя»103. Шеллингдалек от механистической картины мира, человек – целостность, неотделимая отцелого, болезнь – нарушение целостности, сбой, бунт, порочное проявлениечеловеческой свободы, отрыв от природы, Бога.
Соответственно, зло в целом –«обманчивый образ жизни», «колебание между бытием и небытием» в отрыве отцелостности, не заметное самому человеку104. Согласно Шеллингу, внешниепроявления болезни только объективируют процессы глубинного разладаиррациональных жизненных сил с абсолютной сущностью, недоступныхчувственному восприятию. Любая болезнь имеет природу дисгармонии иповреждения, будь то соматическая или психическая.Увлечение философией Шеллинга вдохновляет немецкого врача СоломонаЛюдвига Штейнгейма на теоретическую концепцию возникновения холеры.Теория появляется в условиях существования учения о микроорганизмах,живущих в различных органических средах и наблюдаемых в микроскоп, скоторыми, однако, не связывают возбуждение патологических процессов.Согласно концепции Штейнгейма, холера возникает «в области отрицательнойсферы»и«обусловливаетсяутрированнымразложениеморганическихпервоначальных соков и характеризуется полной меланемией со всеми еесопровождающимипатологическимиизависящимиаффектами»105.отэтойИнфекционнаяединственнойболезнькакпричиныпроявление«отрицательной сферы» здорового состояния организма, характеризующеесяналичием меланина в крови (т.е.
темного (черного) пигмента) показываетнеожиданный симбиоз философии и медицинской химии. В отсутствиемикробиологии, свидетельство взгляда, от которого еще скрыт возбудительинфекции,недостаточнодляустановленияпричиныболезни,поэтомунедостающее арендуется у философии; теории стараются компенсироватьнесовершенство опыта.Шеллинг Ф. О сущности человеческой свободы и связанных с ней предматах; Бруно, или О божественном иестественном начале вещей.
Разговор: Пер. с нем. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 32-33.104Там же. С. 33.105Мейер-Штейнег Т. Медицина XVII – XIX веков. - М.: Вузовская книга, 2007. С. 13.10363Философская мысль первой половины XIX века является вдохновителеммедицинскихконцепцийиодновременновыражаетнастроениеэпохиотносительно фундаментальных понятий, имеющих непосредственное отношениек медицине, таких как жизнь, здоровье, болезнь, смерть. В «Органическойфизике» Гегель описывает состояние организма, понимаемое как болезнь, когда«одна из его систем или органов, будучи возбуждена в конфликте снеорганической потенцией, обособляется для себя и упорствует в своейособенной деятельности против деятельности целого, текучесть которого и черезмоменты проходящий процесс наталкиваются, таким образом, на препятствие»106.Причина болезни, по Гегелю, «кроется в самом организме, таковы старость,умирание, прирожденный порок; отчасти же сущий организм подвержен внешнимвлияниям, в результате которых одна сторона его усиливается настолько, что силавнутренних влияний становится несоизмеримой с ней.