Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре". PDF-файл из архива "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
В разговоре о безумии «стягиваются» вопросы очеловеческом существе в целом: религиозные, натурфилософские и этические.Чем более материалистических концепций способна породить культура во взглядена причины возникновения душевных расстройств, тем больше получает шансовдля рождения клиническая психиатрия.Материалистические и эмпирические концепции Нового времени оказалибольшоевлияниенастановлениепсихиатрии,перенесяееизсферыумозрительных догадок и средневековой метафизики в сферу опыта.
Исследуя4344Там же. С. 362.Там же.33процесс познавательной деятельности, Томас Гоббс указывает на наличиеощущения как связующего звена между душой и телом, образующего понятия наоснове чувственного опыта. Механизм формирования данных понятий основан наограниченности памяти и необходимости объединять множественность вещей вклассы45. Постулированный Гоббсом детерминизм показывает зависимостьповедения человека от его телесной организации.
Аффекты, или волнения души,по Гоббсу происходят при соприкосновении с вещами: «Аффекты коренятся вразличных движениях крови и животных духов, причем последние то различнымобразом стекаются, то текут обратно к своему источнику. Причинами этихдвижений являются образы блага и зла, вызываемые в нашей душе вещами»46.Таквфилософскомдискурсе«проговаривается»внутренняямеханикачеловеческого существа с включением психической составляющей, закладываяосновы сенсуалистической психологии47.Младший современник Гоббса Джон Локк в «Опыте о человеческомразумении» развивает сенсуализм и предлагает тонкую картину внутреннегомеханистического устройства человеческого восприятия окружающего мира.
ПоЛокку, «всякая находящаяся в душе идея есть или наличное восприятие, или,будучи раньше наличным восприятием, находится в душе таким образом, что припомощи памяти может вновь стать наличным восприятием. Когда наличноевосприятие идеи получается без содействия памяти, она представляется разумусовершенно новой и до того времени неизвестной.
Когда память делает идеюпредметом наличного восприятия, появляется сознание, что она была раньше вдуше и не совершенно чужда ей. Так ли это, предоставляю решитьнаблюдательности каждого»48. Предлагая посредством наблюдения определить,как складываются впечатления от окружающего мира в сознании, Локк открываетбольшие перспективы для изучения душевных свойств естественными науками.Указывая на пассивную роль сознания в запечатлении восприятий, учения Гоббсаи Локка указывают на зависимость содержания сознания от приобретенногоГоббс Т.
Сочинение в 2 т. Т.1. О человеке. - М.: Мысль, 1989. С. 219-270Там же.47Каннабих Ю. История психиатрии. М: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. С. 91.48Локк Джон. Опыт о человеческом разумении Сочинения в 3-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1985. С. 146.454634опыта, а, следовательно — на перспективу регуляции его содержания черезвнешнее воздействие.Наряду с теоретическим осмыслением, одной из главных тенденциейразвития психиатрии XVII века являлось накопление эмпирического материала,сначала в виде разрозненных описаний неординарных клинических случаев инеожиданных выздоровлений, принимающих вид психиатрических анекдотов.Например, Закутус Лузитанус являет следующие примеры психиатрическоголечения - больного, испытывающего постоянный холод ввиду болезненногопсихического состояния и мечтающего об огне, зашивают в шубу, которую потомподжигают; к больному, страдающему навязчивым страхом ада, направляютчеловека, наряженного ангелом, и тот посылает ему отпущение грехов 49.
Выборметода лечения говорит о понимании связи сознания с внешними впечатлениямии, соответственно, предполагает воздействие на сознание через них же, неапеллируя к сверхъестественным объяснениям и экзорцизмам. Тогда же, всередине XVII века появляются сочинения Павла Заккиаса, в которых он учитнаблюдать за мимикой и жестами больного, за манерой держать себя,сопоставлять состояние больного с его прошлой жизнью. Согласно Заккиасу,необходимо изучать соматическое состояние больного в связи с очевидностьюсвязимеждунекоторымирасстройствами 50.внутреннимиОдновременносзаболеваниямиданнымииутверждениямидушевнымисоздаютсяклассификации и таблицы душевных расстройств, чаще всего многословные иподробные51.
Трезвый голос эпохи рацио задает тон осмысления феноменабезумия вне этической составляющей и направляет мысль современников напоиски объективных причин возникновения душевных расстройств и методов ихлечения.Первые общественные лечебные учреждения играют существенную роль внакоплении эмпирического материала для развития медицины, но в отличие отклинических общественных заведений психиатрические изоляторы не могут датьКаннабих Ю.
История психиатрии. М: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. С. 91.Там же.51См. Там же.495035хоть сколько-нибудь близкую к действительности картину болезни из-заужасающих условий содержания.Условия содержания психических больных, так же как и мотивы ихизоляции, показывают статус в культуре феномена душевных заболеваний.Историю рождения психиатрической клиники Фуко проводит через рассмотрениефеномена отчуждения, берущего свое начало от понимания безумия какодержимости, которое в свою очередь трактуется как отчуждение от себя самого,«превращения человека в "другого" по отношению к самому себе» 52 дорассмотрения душевнобольного с социальных позиций. Динамика характераотчуждения показывает изменение отношения к психическим больным, что всвою очередь объективирует представление о человеке в целом, которыйпредлагает культура.
Таким образом, формы отчуждения являют на поверхностиглубинные процессы в культуре, их порождающие.Условия содержания в психиатрических изоляторах в классическую эпохуискажают картину болезни: на состояние больных наслаивается озлобление отнечеловеческого обращения, страх, моральное и физическое истощение, чтоисключает возможность наблюдения подлинной картины психозов. Сохранилосьмножество свидетельств очевидцев об условиях содержания душевнобольных вкрупных европейских городах XVII-XVIII веков. Герцог Лорошфуко-Лианкурпредставилв1791годуУчредительномусобраниюследующийотчет:«Посмотрим на заведения Бисетр и Сальпетриер, мы увидим там тысячи жертв вобщем гнезде всяческого разврата, страданий и смерти. Вот несчастные,лишенные рассудка, в одной куче с эпилептиками и преступниками, а там, поприказу сторожа, заключенных, которых он пожелает наказать сажают в конуры,гделюдисамогомаленькогоростапринужденысидетьскорчившись;закованными и обремененными цепями их бросают в подземные и тесныеказематы, куда воздух и свет доходят только через дыры, пробитыезигзагообразно и вдоль в толстых каменных стенах.
Сюда, по приказузаведующего сажают и мужчин, и женщин и забывают их тут на несколько52Фуко М. Психическая болезнь и личность. СПб, 2009. С. 170.36месяцев, а иногда и на несколько лет... Я знаю некоторых, проведших такимобразом по 12-15 лет» 53. В Англии в такие заведения пускали посетителей засимволическую плату.
Картина XVIII века художника Уильяма Хогартадемонстрирует одно из таких посещений дома умалишенных парой любопытныхдам54.Проблема душевных болезней видится в потере разумности, главногопризнака, отличающего человека от других природных существ. Эпоха,почитающая наличие разума и познание мира высшей целью человеческогосущества критически относится к невежеству, неразумию и сумасшествию.
Стоитпривести пассаж Ламетри о том, что он предпочитает душу, «сделанную изгрязи», но способную к познанию, душе «глупой и тупой», хотя бы и сделаннойиз самых драгоценных элементов» 55. Такое понимание проблемы тормозитразвитие психиатрии, но мышление, склонное к систематизации результатовэмпирии, остается верным себе. «Хотя у слабоумных людей вопреки обычномупредставлению мозг и не отсутствует совершенно, но он отличается плохойконсистенцией, например излишней мягкостью.
То же самое относится и кпомешанным; дефекты их мозга не всегда ускользают от нашего исследования;но если причины слабоумия, помешательства и т. п. не всегда бываютосязательны, то как же можно установить причины различия обыкновенныхумов?» 56 - пишет Ламетри. Различие не открыто взгляду, но по мнению,сложившемуся в эпоху Просвещения, его следует искать не только ванатомии. Ламетри, как и Гольбах, рассуждает о влиянии климата,воспитания и возможности удовлетворения физических потребностей наэмоциональную сферу.
В свойственном эпохе Просвещения ироничномключе происходит «расколдовывание», освобождение от средневековыхсхоластических представлений, учений о человеческой психике: «Мымыслим и вообще бываем порядочными людьми только тогда, когда веселыЦит. по Каннабих Ю. История психиатрии. М: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. С. 118.Там же.
С. 137.55Ламетри де Жюльен Онофре. Человек-машина. М., СПб., 1997. С. 194.56Там же. С. 202.535437или бодры: все зависит от того, как заведена наша машина. Иногда можноподумать, что душа имеет местопребывание в желудке» 57.Идеи социальных концепций эпохи Просвещения проникают в анализдушевныхболезнейпсихиатрическихипостепенноизоляторах.изменяют отношениеКабанис,врач-материалисткбольнымэпохивВеликойфранцузской революции высказывает идею о зависимости душевного состоянияот социального окружения, витающую в воздухе со времени Локка: «Есть ещеодна причина душевных болезней, а именно — общественная установка, прикоторой живет и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построенауродливо и жестоко, мозговая деятельность часто уклоняется от правильногопути» 58.Изэтогозаявленияследует,чтокарательнымиметодамиинеподобающим содержанием в изоляторе можно только усугубить состояниебольного.«Чем шире и радикальнее человек распоряжается покоренным миром, пишет Хайдеггер, - чем объективнее становится объект, чем субъективнее, т.
е.наступательнее выдвигает себя субъект, тем неудержимее наблюдение мира инаука о мире превращаются в науку о человеке, в антропологию» 59. Науку о миределаетантропологиейееутилитарнаянаправленность,стремлениекиспользованию ресурсов природы для человека с целью, которую в общих чертахможно обозначить, как обретение счастья и долголетия.
При этом медицина посвоимзадачамизначально«антропологична»,ностановитсяподлинноантропологией с включением проблемы душевных расстройств в областьмедицинского дискурса.Истолкование безумия в моральном и религиозном аспекте открываетвозможность вмешательства в жизнь душевнобольных с социальных позиций, приэтом под интересами человека понимаются интересы большинства, которымпредставляют угрозу элементы, не способные к социализации. Отдельные голосаприверженцев гуманного отношения к больным о необходимости изученияТам же. С. 200.Цит.
по Каннабих Ю. История психиатрии. М: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. С. 146.59Хайдеггер М. Время картины мира. Время и бытие. - М.: 1999. С. 48.575838психозов с позиции клинической медицины звучали достаточно давно, едва ли невсю новую историю, но они оставались не услышанными, культура оказываласьне готовой к реализации таких гуманистических проектов. То, что культура«увидела» в душевнобольном страдающего человека, нуждающегося в помощи илечении, и направила внимание на интересы больного, фиксирует переломныймомент, который делает возможным на рубеже XVIII-XIX веков появлениефигуры Пинеля, который снимает оковы с душевнобольных, рекомендуеттрудотерапию для излечения душевных расстройств и утверждает за изоляторамистатус лечебных клиник.Одной из непререкаемых заслуг Пинеля перед наукой явилось составлениеклассификациипричиндушевныхзаболеваний,которыеделилисьнапредрасполагающие и производящие. В предрасполагающие факторы былавключена наследственность: «Трудно не признать наследственной передачимании, когда видишь всюду, в нескольких последовательных поколениях, целыесемейства, пораженные этой болезнью» 60, в то время как производящие быливключены неблагоприятные условия жизни, моральные потрясения, возраст ифизическая конституция.В«Медико-философскомтрактате»Пинельпредлагаетсознательноупрощенную классификацию психозов всего из пяти пунктов, используя материалпо наблюдению более чем за 800 больными: 1) мания, 2) мания без бреда,3) меланхолия, 4) слабоумие, 5) идиотизм 61.