Диссертация (Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века), страница 4

PDF-файл Диссертация (Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века), страница 4 Культурология (46115): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века) - PDF, страница 4 (46115) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века". PDF-файл из архива "Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Гавришиной, Г.И. Зверевой, В.В. Зверевой, А. Усмановой, К. Э.Разлогова, Я.С. Левченко, И.Н. Инишева, А.И. Рыклина и других. Вопростиражируемости заостряется в работах Н.М. Зоркой и Б.М. Бернштейна.Понятие «визуальной культуры» как повседневных социальных практиксвязано, прежде всего, с таким явлением как массовая (или популярная) культура.Проблеме генезиса массовой культуры посвящено немало работ. В том числеработа «Массовая культура: все для всех» польского культуролога К.

Теплица. Онанализирует американскую массовую культуру, уделяя большое значение еевизуальной составляющей, в частности комиксу.Критическое осмысление феномена массовой культуры ведет свою историю,начиная с работ Г. Зиммеля, Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Лебона, З. Фрейда, З.Кракауэра, Э. Каннетти, М. Арнольда, Ф. Ливиса.Свое развитие критический подход к массовой культуре получает в трудахтеоретиков франкфуртской школы. Так, важным понятием, введенным в работе М.Хокхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения», является понятие«культуриндустрии».

Хоркхаймер и Адорно подвергают критике то, что ониназывают «индустрией культуры», рационализированные, бюрократизированныеструктуры (например, телевизионные сети), которые контролируют современнуюкультуру. Интерес к культурной индустрии в большей степени отражает их внимание к марксистскому понятию «надстройки» нежели к экономическомубазису. Индустрия культуры, производящая то, что обычно называют «массовойкультурой», определяется как «управляемая... неспонтанная, овеществленнаяложная культура, а не реальная вещь»9.Адорно и Хоркхаймер пишут: «Культуриндустрия развивалась под знакомпревосходства эффекта, осязаемого достижения, технической детали надпроизведением, некогда являвшимся носителем идеи и ликвидируемого совместнос последней.

Вследствие эмансипации детали она становится неподатливой и9Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. С. 171.17берет на себя роль, в период от романтизма до экспрессионизма, выразителянеобузданнойэкспрессии,носителянаправленногопротиворганизациипротеста…»10. Визуальные медиатехнологии в индустрии культуры становятсяважнейшими способами воспроизводства аффектов и того, что Зигфрид Кракауэрназывает орнаментом. В эссе «Орнамент масс» он пишет: «структура орнаментамассыотражаетвсюситуациюсовременности.Посколькупринципкапиталистического процесса производства не дан природой, он вынужденразрушать естественные организмы, ему сопротивляющиеся или необходимые вкачестве средств производства.

Народные сообщества и личности исчезают, когдатребуется способность калькулировать; только будучи частицей массы, человекможет стать строкой в табеле и обслуживать машины. Система, индифферентная кформальным различиям, сама собой приводит к стиранию национальногосвоеобразия и производству рабочих масс, пригодных к использованию в любойточке земли.

Капиталистический процесс производства — такая же самоцель, каки орнаменты масс. Орнамент массы — это эстетическое отражение тойрациональности, к которой стремится господствующая экономическая система»11.Повторяющийся, ритмический характер орнамента соотносится с тем, что ужебыло сказано о тиражируемости, и это понятие может быть расширено дляопределения и уточнения процессов, связанных с производством комиксов осупергероях как ритмично повторяющихся структур, склонных к единообразию, ив то же время к постоянной динамике в ходе перепечатывания и распространения.В критическом ключе, но с иного ракурса развивает идеи критикипотребления Эрих Фромм в работе «Иметь или быть».

Он ставит вопрос орадикальном гедонизме и пишет, что наше время – время величайшегосоциального эксперимента, который когда-либо был осуществлен, чтобы решитьвопрос, может ли достижение наслаждения быть удовлетворительным ответом напроблему человеческого существования12.10Адорно Т. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М.: Медиум: Ювента, 1997. С.157.11Новое литературное обозрение, 2008, №92.

С. 69-77.12Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, Астрель, 2010. 320 с.18Массоваякультуранасегодняшнийденьширокоисследуетсяитеоретизируется в работах западных и отечественных специалистов. И далеко непоследнюю роль играет в ее изучении интерес к визуальным формам.Актуальным является анализ политэкономии визуальных репрезентацийобразов.

Как пишет Альмира Усманова: «В реальности экономические,идеологические и институциональные факторы действуют строго взаимосвязано.Там, где социальное влияние не является непосредственным, все равно в игрувключаются факторы, сопутствующие его созданию, распространению ипотреблению»13. Очевидно высокое значение для визуальных исследованийнаследия франкфуртской школы и ее последователей и критиков, таких, как Ф.Джеймисон. Он рассматривает произведения массовой культуры с двухперспектив: идеологической и утопической.

И если разоблачение идеологическойсоставляющеймассовойкультурыимееткорнивкритическойтеориифранкфурсткой школы, то поиск утопического является важной концептуальнойосновой джеймисоновского анализа, позволяющей проанализировать и понятьпричины популярности того или иного явления. Утопический импульс,содержащийся в произведении массовой культуры, позволяет ее потребителюузнавать себя и свое сообщество, свои мечты и упования. Это то, о чем говоритЕлена Петровская: «чаяния – это уже многое. Это то, с чем мы уже можем иметьдело. Это желание, даже в каком-то психоаналитическом смысле, о котором пишетДжеймисон.

Другими словами, это есть то, каким образом сегодня в нашей жизниприсутствуют элементы утопического – утопия, которая а) не означает что-тозаведомо несовершимое и б) не означает политическую программу (каккоммунистическая утопия: вот мы должны, мы делаем, у нас не получается – всекончено). Джеймисон говорит, что утопия – это то, благодаря чему вообще13Усманова Альмира. Между искусствознанием и социологией: о предмете визуальныхисследований». URL: http://gender-route.org/articles/feminism/mezhdu_iskusstvoznaniem_i_sociologiej/19возможно любое политическое действие. Потому что если мы не устраиваемвстряску для нашего воображения, мы не можем действовать»14.Проблемаутопическогокрайневажнадляпониманияфеноменапопулярности супергероя в американском комиксе ХХ века, ведь они становятсявоплощением всех возможных чаяний и ожиданий, рожденных социальнымвоображением в годы великой депрессии, а позже в годы Второй мировой войны.В нашей работе мы уделяем больше внимания проблеме идеологическогосодержания комикса, оставляя проблему утопического за скобками, какперспективу дальнейшего исследования материала.Проблема присутствия идеологии и систем властных отношений в культурена фундаментальном уровне поднимает в своих работах Мишель Фуко.

Опираясьна теорию Фуко, Э. Хупер-Гринхилл пишет: «Визуальная теория движется внаправлении социальной теории визуальности, фокусирующейся на вопросе отом, что стало видимым, кто это видит, как соотносятся между собой видение,знание и власть»15. Его идеи развивает в статье «Визуальный эссенциализм иобъект визуальных исследований» Мике Баль. Он говорит, что «такой взгляд нетерпит безоговорочного усвоения любого определяемого признака или любогоразграничения высокой и массовой культуры. Напротив, такое разграничениедолжно быть расследовано и отвергнуто как политически окрашенное» 16. В этойсвязи интересно замечание Джонатана Крэри о том, что предметную областьвизуальных исследований как раз формируют эффекты разнонаправленных сил ивластных отношений17.Баль предлагает несколько методологических принципов в исследовании«визуальной культуры», которые кажутся нам важными, и которых мы стараемся14Елена Петровская: «Давайте исходить из наших чаяний, мечтаний».

URL:http://artaktivist.org/elena-petrovskaya-davajte-isxodit-iz-nashix-chayanij-mechtanij/15Цит. по Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований. // Логос№ 1(85) М., 2012. С.239.16Логос № 1(85) М., 2012. С.239.17October #77. MIT Press, 1996. P.33.20придерживаться в нашей работе.

Первое – это приоритет аналитического подходаперед интерпретацией. При этом анализ понимается как «взаимодействие междутеорией, аналитиком и объектом. С этой точки зрения, интерпретации входят вобъект на правах составных частей и по очереди исследуются аналитиком» 18.Второй принцип уточняет статус интерпретации и делает обязательным элементавторефлексии, превращая интерпретации одновременно и в метод, и в объектисследования.

Третье – неразрывность анализа и педагогики. Любая деятельностьпо изучению визуальной культуры фиксирует некоторый момент получениявизуальной грамотности. Что опять же подчеркивает неразрывный характервзаимодействия с объектом. И последнее – историко-аналитическая проверкарежимов визуальной культуры, то есть обращение к историческому контексту.Все эти принципы позволяют проводить исследование в критическом ключе,опираясь на теоретические работы, написанные на стыке культурологии, истории,социологии,критическойтеории,структурализмаистремящиесяктеоретическому осознанию и историческому изучению феноменов визуальнойкультуры.

И хотя большая часть теоретических работ в данной области посвященафотографии и кино, комикс, несомненно, может стать объектом изучения взаданнойперспективе,являясьоднимизсамыхраспространенныхитиражируемых визуальных медиа в массовой культуре США в ХХ - XXI вв.1.2.Американский комикс в контексте визуальной культуры ХХ века:история возникновения и подходы к его определению и описаниюВопросу о специфике комикса как явления и его визуальном языкепосвящены многочисленные работы современных американских и европейскихтеоретиков.Поданномувопросубылзащищенряддиссертационныхисследований и в России.Перед исследователями стоят следующие вопросы: генезис комикса,границы комикса, соотношение текста и изображения в комиксе, семиозис18Логос № 1(85) М., 2012.

C.247.21комикса, проблема монтажа кадров, проблема репрезентации времени ипространство, феноменология восприятия комикса, соотношение с другимимедиа, художественными и литературными практиками, социальное значениеразных жанров комикса.Признанным специалистом в исследовании истории раннего комикса ипротокомикса является Дэвид Канзл (David Kunzle). Его работы, посвященныетворчеству Рудольфа Тепфера и ранним формам американского комикса, легли воснову представлений о становлении визуального языка комикса как искусства. Внашем исследовании мы обращаемся к изучению истории комикса в вопросахгенезиса образа супергероя, а также периодизации данного явления.На сегодняшний день классическое исследование вопроса визуальногоязыка комикса принадлежит Скотту МакКлауду (Scott McCloud).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее