Диссертация (Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века". PDF-файл из архива "Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1Российский государственный гуманитарный университетНа правах рукописиДМИТРИЕВА Дарья ГеоргиевнаФЕНОМЕН АМЕРИКАНСКОГО СУПЕРГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКАСпециальность – 24.00.01«Теория и история культуры»Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологииНаучный руководитель:Петровская Елена ВладимировнаКандидат философских наук, доцентМосква, 20142ОглавлениеВведение .......................................................................................................................... 4Глава 1. Комикс о супергерое в контексте визуальной культуры ХХ века:проблема подходов и определений ...........................................................................
121.1. «Визуальная культура» и массовая культура ХХ века ................................... 121.2. Американский комикс в контексте визуальной культуры ХХ века: историявозникновения и подходы к его определению и описанию ................................... 201.2.1. Определение понятия «комикс» в европейской и американскойисследовательских традициях ...............................................................................
241.2.2. Проблема периодизации американского комикса ..................................... 281.2.3. Американский комикс с конца XIX века по 1931 год: изобретениевизуального языка................................................................................................... 311.2.4. Становление комиксной индустрии в США 1930-х годов и появлениесупергероев ............................................................................................................. 391.3.
Подходы к изучению супергероя в западных исследованиях ........................ 421.4. Выводы по главе 1 ............................................................................................... 50Глава 2. Анализ визуальной репрезентации образа супергероя и историяразвития жанра ............................................................................................................
522.1. Супергерои и предшествующая культурная традиция ................................... 522.2. Особенности жанра и основные черты супергероя ......................................... 552.3. Популяризация феномена в медиа .................................................................... 592.3.1. Показатели популярности комиксов о супергероях ..................................
592.3.2. Выход супергероя за пределы комикса ...................................................... 602.4. «Вымышленный мир» комиксов о супергероях .............................................. 622.4.1. Возникновение Вселенной Супергероев ................................................... 642.4.2. Вымышленный мир супергероев и мир читателя ..................................... 702.5. Развитие индустрии и эволюция жанра комиксов о супергероях .................. 722.5.1 «Золотой век» американского комикса 1938 – 1950...................................
742.5.2. Переходный период и борьба против комиксов ........................................ 762.5.3. «Серебряный век» с 1956-1971 гг. .............................................................. 8032.5.4. «Бронзовый век» 1974 – 1985 гг. .................................................................
862.5.5. «Железный век» 1986 – 2000 гг. .................................................................. 882.5.6. Современный период. 2000 год — настоящее время................................ 982.6. Выводы по главе 2 ............................................................................................. 101Глава 3. Социокультурные функции и идеологическое содержание комикса осупергерое ................................................................................................................... 1033.1. Анализ историй о происхождении Супермэна и Бэтмэна ............................ 1053.2.
Особенности и социокультурная функция образа суперзлодеев ................. 1163.3. Идеология в комиксах о супергерое «золотого века» ................................... 1263.3.1. Преодоление Великой депрессии ............................................................. 1263.3.2. Вторая мировая война и колониальные амбиции США в комиксах осупергероях ...........................................................................................................
1333.4. Идеология периода Холодной войны в комиксах о супергероях ................. 1483.4.1. Противостояние США и СССР ................................................................. 1493.4.2. Американский стиль жизни....................................................................... 1553.5. Социокультурная функция супергероев после 1990 года ............................. 1623.6. Смена культурного контекста – супергерой за пределами США.................
1653.6.1. Проблема поиска супергероя в российском комиксе .............................. 1663.6. Выводы по главе 3 ............................................................................................. 173Заключение ................................................................................................................. 177Библиография ............................................................................................................
180Приложение 1 ............................................................................................................. 1944ВведениеДиссертационное исследование посвящено такому популярному феноменуамериканской культуры как супергерой. В России супергерой ассоциируется впервую очередь с голливудскими блокбастерами, и только во вторую - самериканскими комиксами. В то же время супергерой – явление, прежде всего,американского комикса времен Великой депрессии.
По мнению американскихисследователей, комиксы о супергероях – столь же самобытное культурноеявление США, как джаз, блюз или, например, кукла Барби: все они вышли запределы страны происхождения и заняли значимое место в массовой культуремногих стран. Во всем мире супергерои стали узнаваемыми, популярнымибрендами, как среди подростков, так и среди взрослой аудитории. На поддержаниеи увеличение популярности таких персонажей, как Супермэн (Superman) илиБэтмэн (Batman) работает хорошо развитая индустрия: кроме комиксов,выпускаются фильмы, компьютерные игры, детские игрушки с использованиемсоответствующей символики.Появление супергероев в 1938 году является важнейшим этапом в историикомикса, именно супергерой совершил настоящую революцию в американскомкомиксе, привлек к нему беспрецедентный читательский интерес.
В середине ХХвека тиражи изданий о супергероях доходили до миллиарда, и сегодня ихпопулярность по-прежнему невероятно высока. И хотя во второй половине ХХвека, в том числе из-за перенасыщенности рынка подобной продукцией, интерес кним неукоснительно падал, сегодня можно говорить о возрождении жанра: всупергероев как будто вдохнули новую жизнь. После террористического акта 11сентября 2001 в США виден возврат интереса к жанру комиксов о супергероях,ежегодно выпускаются фильмы, посвященные супергероям, возникло множествоИнтернет-ресурсов, где поклонники жанра развивают дискуссии вокруг данныхперсонажей.Динамика популярности комикса о супергерое в Соединенных Штатах иместо, занимаемое им в массовой культуре, определили тему и направление5нашего исследования.
Невзирая на переменный рост и спад популярности,супергерой неизменно остается трансмедийным персонажем, активно присутствуяв кино, литературе, рекламе и повседневной жизни, как американцев, так и людейво всем мире; этот и другие факторы побуждают многих поклонников иисследователей жанра говорить о супергерое как о современном мифе.Повышенная,посравнениюсдругимикомиксами,интегрированностьсупергероев в социальный мир читателя позволяет вымышленному миру статьактуальным явлением, значение которого активно осмысляется американскимиисследователями наших дней. Поэтому фокус нашего исследования сосредоточенна социокультурной функции феномена супергероя.Также нельзя не заметить, что супергерои оказывают большое влияние насовременную российскую культуру, комиксы являются широко распространеннымдетским и подростковым развлечением в современной России, побуждаяроссийскую комиксную индустрию искать собственных персонажей по образцузападных супергероев.Данная работа – первое в России комплексное исследование феноменасупергероя.
Принимая во внимание тот факт, что комиксы о супергерояхпредставляют собой сравнительно малоизвестный материал для отечественнойгуманитарной науки, мы уделяем внимание, в том числе, и истории американскогокомикса.Актуальность темы исследования определяется тем, что:- необходимо уточнение статуса произведений массовой культуры,наделяемых значением современной мифологии, что связано также с активнымпроцессом поиска современной гуманитарной мыслью исследовательскихподходов к произведениям массовой культуры, к которым, безусловно, относитсяфеномен супергероя;-необходимокритическоеосмыслениесуществующихзападныхисследований супергероя, в которых видны следы мифологизации данныхперсонажей;требуетсяисследованиями;дополнительнаярефлексиянадподобными6- неоднозначно отношение к влиянию комиксов о супергероях как носителяхопределенных общественных ценностей на массовое сознание и манипулированияим.