Диссертация (Принцип социальной солидарности в конституционном праве), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Принцип социальной солидарности в конституционном праве". PDF-файл из архива "Принцип социальной солидарности в конституционном праве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Рольэгоистического начала в человеческой деятельности и в существованиисоциума ни в коем случае нельзя недооценивать. Представляется, чтозначительный перевес альтруизма над эгоизмом реально возможен лишь вкритических,экстраординарныхдлятойилиинойобщностиобстоятельствах, угрожающих физическому существованию или достоинствувходящих в ее состав людей. На протяжении же длительной временнойперспективы без эгоизма солидарность, основанная лишь на альтруизме,неосуществима: требуя от человека чрезмерной преданности той или инойобщности, она истощает его силы, по этой причине озлобляет людей или (и)лишает их индивидуальности, неизбежно превращая человека в вещь, орудие25Finnis J.M.
A Philosophical Response to the Seven Questions / Kutafin University Law Review, 2015, N 2. P.242-250.36реализации амбиций и иных интересов элиты, которая, злоупотребляялучшими качествами человека, постепенно или даже быстро их сокращает26.В результате, подвергаясь таким испытаниям, подавлению и подчинениюотдельного активного человека коллективной или псевдоколлективной воле27альтруизм и солидарность в обществе идут на убыль.1.1.2 .
Социальная солидарность и идеологии современностиПостепенно нарастая, идея социальной солидарности обусловилапопыткиформированияидеологии28вокругнеесамостоятельногонаправления, которое, будучи в настоящее время весьма размытым,представляется тем не менее перспективным и заслуживает того, чтобызанять достойное место среди идеологий современности. Вместе с тем идеисоциальной солидарности так или иначе получили обоснование в самыхразнообразных иных идеологиях.
При этом любая из них в качествемеханизмов,позволяющихвоплотитьвжизньидеюсоциальнойсолидарности, делает акцент на коллективизме или индивидуализме. Так,идеология индивидуализма и основанного на ней либерализма исходит изприоритета интересов личности над общими интересами, коллективизм же ибазирующаяся на нем социалистическая и отчасти – исламская – идеологии,наоборот, ставят общественную сферу жизнедеятельности человека выше,чем личную. Их влияние на степень солидарности общества неоднозначно.На первый взгляд может показаться, что коллективизм значительнобольше приспособлен для обеспечения социальной солидарности. Однако, неуделяя пристального внимания личности, он способен перерасти в холизм,мифологизировать общие интересы, принижая тем самым совершенноконкретныепотребностииинтересыконкретныхлюдей,атоиманипулировать категорией общих интересов с целью подчинения одних26См.: Фаге Э.
Культ некомпетентности. М.: Evidentis, 2005. С. 4.См.: Пивоваров Ю. Русская политика в ее историческом и культурном отношениях. М., 2006. С. 82-83.28См.: Гинс Г.К. На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму. Харбин, 1930.2737людейинтересам и амбициям других, что с социальной солидарностьюничего общего не имеет.Индивидуализм же, исповедуя принцип личной свободы и призываякаждого полагаться в основном на собственные силы и вроде бы разобщаятем самым людей29, в то же время делает акцент на безусловной ценностикаждой личности и ее самоопределения, тем самым постепенно приучаетлюдей не только не стеснять свободы друг друга, но и уважать друг друга,выбор друг друга (в том числе противоположный)30, считаться друг с другомкак с равными себе личностями: порождаемое идеей свободы личностиравноправие «вынуждает личность рассматривать права каждого другого, какравные его собственным правам», - писал П.А.
Кропоткин31.На данную огромную позитивную роль либеральной идеологиивформировании социальной солидарности обращал внимание и П.И.Новгородцев, по справедливому замечанию которого, именно признание всехлюдей свободными личностями на основе взаимности «с необходимостьюприводит к идее всечеловеческой, вселенской солидарности» 32 . Инымисловами, солидарность, основанная на индивидуализме, не привнесенаискусственно извне, она добровольна и выражает «стремление индивидов, нежертвуя своей автономией, преодолеть взаимную отчужденность на основепоиска общих ценностей и стремлений»33.Поэтому, несмотря на то, что индивидуализм несколько сдерживаетинтенсивность объединения и общения людей,а тем самымсолидарности,болееонпредставляетсязначительнонадежной- иееидеологической основой, не допуская подавления личности коллективом,29См.: Фролова Е.А.
Право и мораль (критическая философия права и современность) // Государство иправо, 2013, № 1. С. 13.30См.: Варламова Н.В. Права человека как высшая конституционная ценность // Конституционные ценности:содержание и проблемы реализации. Материалы международной научно-теоретической конференции 4-6декабря 2008 г. Том 1. М.: РАП, 2010.
С. 246-247.3132Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. С. XIV.Новгородцев П.И. Об общественном идеале. С. 100-101.Байханов И.Б. Демократия как институционализация свободы: сущность и тенденции развития//Гражданин, выборы, власть., 2013, № 1.
С. 144.3338которое по сути является лишь имитацией солидарности. Подчеркиваяданноеобстоятельствоиширокиегуманистическиеперспективылиберализма и индивидуализма, видный испанский философ и социолог,первый исследователь проблем «массового общества» ХХ века Х. Ортега-иГассет (1883 -1955) писал, что “либерализм - предел великодушия, … этосамый благородный клич, когда-либо прозвучавший на земле”34.Как видно, индивидуализм выступает сложной идеологической ипсихологической конструкцией, объединяющей в себе начала не толькоэгоизма, но также гуманизма и альтруизма, образующих, как это былопоказано ранее, мотивацию социальной солидарности. Коллективизм жеценен, в том числе для обеспечения социальной солидарности, лишь какпродуктиндивидуализма,тоестьрезультатвзаимодействиясамоопределившихся личностей.О том, что солидарность постепенно, но неизбежно возникает наоснове индивидуализма, красноречиво свидетельствует то обстоятельство,что в странах старой демократии, которая начиналась с утверждения в нихиндивидуалистических ценностей, различные слои общества и отдельныелюди в настоящее время демонстрируют значительно большую терпимость,доброжелательность и деятельность по взаимопомощи, чем втех странах,где ставка в обеспечении жизнедеятельности общества традиционно делаетсяна коллективизм.
Так, политическая элита и чиновничествопроявляютзаметно большую степень солидарности со своими согражданами именно взападных государствах, значительно реже допуская произвол, подавлениеличности и коррупцию, чем в различных коллективистских государствах,нередко являющихся на деле диктаторскими, при которых бездушие излоупотребления властей - отнюдь не редкость. Об этом свидетельствует,например, то обстоятельство, что, по данным ежегодных докладовмеждународной неправительственной организации по борьбе с коррупцией иисследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International,34Ортега-и-Гассет Х.
Восстание масс. М., 2002. С. 73.39страны с самым высоким уровнем коррупции – это страны с сильнымиколлективистскими (религиозными, клановыми, социалистическими), а наделе – тоталитарными – традициями. К их числу относятся Северная Корея,Мьянма, Афганистан, Узбекистан, Туркменистан, Судан, Ирак, Гаити,Венесуэла 35 . Россия в списке стран, наиболее эффективно борющихся скоррупцией, в 2016 году заняла 119-е место из 167 возможных36. Первые жеместа разделили Дания, иные скандинавские страны, Новая Зеландия 37 .Данная статистика подтверждает, что в тех государствах, где идеиколлективизмачрезмернодоминируютнадиндивидуализмоминевыработана культура уважения человека независимо от его социальногостатуса, чиновники чаще не склонны проявлять солидарность с зависящимиот них согражданами, активно занимаясь мздоимством.Кроме того, результаты целого ряда социологических исследованийпоказывают, что мотивация на проявление социальной солидарности вповседневной жизни значительно выше в странах, прошедших школуиндивидуализма, чем в тех, где личность подавляется или долгое времяподавлялась под предлогом коллективизма.
Так, главным мотивом участияграждан в деятельности волонтерских и иных некоммерческих организацийна общественных началах в свободное от работы время в западных странах,которая, как уже отмечалось, приобрела в них весьма широкий размах,является именно чувство социальной солидарности. Более низкие позициисреди таких мотивов занимают стремление к самореализации, обогащениежизненного опыта, общение38.В странах, не прошедших школу индивидуализма, весьма высокиешансы имеет установление авторитарных и тоталитарных режимов.Вкачестве исторических примеров в этой связи можно сослаться насоциалистические и фашистские государства.