Диссертация (Принцип социальной солидарности в конституционном праве), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Принцип социальной солидарности в конституционном праве". PDF-файл из архива "Принцип социальной солидарности в конституционном праве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
фон Штайна (1815 —1890) начало общественной организации кроется в ограниченности силиндивида, в невозможности удовлетворения его потребностей однимиличными силами; отсюда стремление подчинить себе других лиц иприспособить их для своих эгоистических целей16.13Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса / Пер. с англ. В.П.Батуринского под ред. автора.
М.: Голос труда, 1922. С. XIII.14Фукуяма Ф. Сильное государство. М.: АСТ, 2006. С. 88.15Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. С. XIV.16См.: Штейн, Л. фон. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы изаконодательств Франции, Англии и Германии. СПб.: А. С. Гиероглифов, 1874. С. 524.31В свою очередь, люди, являющиеся объектами таких притязаний, тожестали объединяться – для того, чтобы им противостоять или осуществитьвстречные притязания. Именно с цельюприспособления к окружающейприродной и социальной среде, а также ее преобразования в своих интересахпоявились роды, племена, а затем и государства.
Для того чтобы защитить,отстоятьсвои собственные, конкретные, и непосредственные общиеинтересы во взаимоотношениях с другими людьми, в рамках защиты отприродных и техногенных факторов – с тем, чтобы им эффективнеепротивостоять - в настоящее время тоже существует множество социальныхорганизаций.Этогосударстваигосударствоподобныеобразования,профессиональные, национальные, религиозные, экологические и т.п.объединения.Разумеется,эгоизмвзначительнойстепенипродолжаетвоспроизводить коллективизм до настоящего времени. Это имело и имеетместо потому, что коллективность способна повысить эффективность усилийчеловека по реализации своих интересов, одновременно, правда, заставляячеловека поступаться менее значимыми для него интересами и порождая егонекоторую зависимость от общества.
Однако человек соглашается на такуюзависимость, если он полагает, что ее издержки меньше, чем выигрыш отсотрудничества.С развитием образованности и интеллекта человека эгоизм отчастиобусловил появление солидарностипринципиально иного характера: какдеятельности, осуществляемой не в рамках противостояния одних группдругим с целью подавить или защититься, а в виде уступок и компромиссовмежду отдельными людьми и социальными группами и даже ввидедеятельности в пользу других, в том числе - в пользу противников. На этолюдей сподвигли как стремление сделать свою жизнь комфортнее благодарярасширению начал кооперации, так и страх перед жестокостью и завистьюподавляемых и эксплуатируемых, конкурентов, оппонентов, а также тех32членов общества, которым преуспеть в жизни не удалось, то есть вполнерациональное осознание того, что жить благополучно в неблагополучномокруженииневозможно.Каквидно,повышениеинтеллектуальногопотенциала человечества гуманизировало его, породив, в частности,постепенное смягчение эксплуатации, благотворительность, меценатство,просветительскую деятельность, волонтерство и появление соответствующихорганизаций, а в политике привело к осознаниюэлитой необходимостиограничения своей власти.
Тем самым в обществе появилась социальнаясолидарность принципиально иного качества: ее масштабы существеннорасширились, а содержание заметно обогатилось - солидарность сталаиспользоватьсянетолькокаксредствопротивостоянияразличныхсоциальных общностей, но и как механизм налаживания их мирногососуществования.В результате помимо эгоизма как вполне рационального мотиваколлективизма и солидарности возник другой фактор ее формирования альтруизм. "Общество не смогло бы существовать долго, если быединственныммотивомчеловеческихпоступковбылэгоистическийинтерес", - справедливо утверждал А.
Смит 17 . Действительно, привычка кпостоянному взаимодействию друг с другом и осознание пользы, которуюприносит такое взаимодействие, приводит к возникновению между людьмисимпатии. Ее исходный эгоистический мотив постепенно вытесняется изсознания,подсознания и исторической памяти, и она приобретаетсамостоятельноезначение,порождаяпринципиальноиной,противоположный эгоизму, мотив во взаимоотношениях людей - альтруизм.По словам известного российского и польского правоведа и социолога Л.И.Петражицкого (1867-1931), при постоянной конкуренции любви и эгоизма стечением времени спорная область постепенно сокращается за счет второйсилы в пользу любви, мотивация деятельности людей постепенно17Смит А. Теория нравственных чувств.
М., 1997. С. 101.33облагораживается 18 . Крупный российский специалист по римскому правупрофессор И.А. Покровский, отмечая данное направление историческойэволюции общественного сознания и социальной действительности, писал,что в развитом обществе его культура и атмосфера «является продолжениемсолидарной работы всех»19.Люди идут на компромисс, оказывают друг другу помощь на основесложного сочетания эгоистических и альтруистических мотивов, которыеподчас перетекают друг в друга и становятся трудноотличимыми. Например,люди объединяются в семью или государство 20 , исходя из потребности впсихологической,материальнойисиловойзащищенности,тоестьсоображений вполне эгоистических, но подчас жертвуют многими благами идаже жизнью ради своих близких, а также сохранения и процветания своейстраны.На данное обстоятельство обращал внимание Э.
Дюркгейм. Онотмечал, что мало помалу люди стали привыкать ко взаимодействию исотрудничеству: этому во многом способствовало общественное разделениетруда 21 . Ощущение того, что друг без друга им не обойтись, постепеннопородило чувство симпатии людей друг к другу, желание понять другогонесмотря на различия, помочь терпящему лишения, не преследуя (во всякомслучае, сознательно) при этом никаких собственных конкретных интересов22.Возникновение в обществе альтруизма свидетельствовало о наращивании егогуманистического потенциала и привело к утверждению социальнойсолидарности как самостоятельной социально-психологической ценности –не вытекающей из эгоистических устремлений человека.
Об этом факторе18См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. СПб, 1909.С. 20-21.19Покровский И.А. Этические основы политики // Полярная звезда, 1906, № 4. С. 33.20Впрочем, о путях и причинах образования государства в научной литературе высказывалось ипротивоположное мнение: «исторически истоком государственности был элементарный рэкет, - утверждаетсовременный американский философ Ч. Тилли, - Навязывающий жертве охрану от самого себя и себеподобных хищников». См.: Тилли Ч. Демократия. М.: Институт общественного проектирования, 2007. С. 11.21См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда.
М.: Наука, 1991. С 98.22См.: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 326.34формирования социальной солидарности писал и А. Смит: коль скоро людипривыкают воспринимать других людей полезными себе, в человеческомобществе укореняется чувство симпатии и основанное на нем чувствоединения, то есть солидарности23.Как видно, произошел парадокс: эгоизм как изначальный факторсоциальной солидарности, сформировавшийу людей привычку жить вобществе, породил и постепенно укоренил в человеческом сознаниипотребность в общении, оцененное знаменитым немецким юристомоснователем реалистической школы права профессором Р.
Йерингом (18181892) как «высший закон истории»24, а также чувство симпатии иоснованные на нем сострадание, эмпатию, желание помочь по отношению кбольшему или меньшему кругу себе подобныхнезависимо от того,способны ли они быть чем-либо полезны для данного конкретного человека.Развиваются с эволюцией общества и духовные потребности, одной изкоторых является потребность в социальной справедливости, такжеподпитывающая социальную солидарность как образ чувств, мыслей иповедения.Итак, мотивацию социальной солидарности в настоящее времяобразует сложное переплетение эгоизма как его исторически первого ирациональногопсихологическогоначалаиальтруизмакакфакторавторичного. При этом альтруистическое начало солидарности с развитиемобразованности и общей культуры, а также с повышением уровня жизни иоблегчением ее условий усиливается.Представляется,чтоальтруизм,кажущийсяна первыйвзглядиррациональным мотивом солидарности, в конечном счете является высшейформой рациональной целесообразности, поскольку на пути насилия ибескомпромиссности общество обречено на деградацию м самоистребление.Доброжелательность же, готовность к компромиссам, смягчение резкого23См.: Лухманова А.В.
Понятие солидарности в политико-правовом учении А. Смита // История государстваи права, 2009, № 10. С. 41-42.24Йеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. С. 6.35расслоения в обществе, помощь отдельных членов общества в развитии егонауки, образования, искусства, медицины, благосостояния как проявлениясолидарности выступают важными гарантиями прогресса и преуспевания какобщества в целом, так и в большинстве случаев – его отдельных членов(несмотря на то, что в каждом конкретном случае солидарность почтинеизбежно оборачивается материальными, интеллектуальными, духовными,временными затратами, а возможно, и иными проявлениями отказа человекаот каких-то своих интересов во имя реализации более важных для него иобщих с другими людьми, а то и вообще в пользу иных людей). Поэтомуобъективно солидарность, какой бы из двух мотивов она ни имела в своейоснове, следует рассматривать как механизм социальной саморегуляции,самосохранения и саморазвития любого коллективного организма, а вконечно счете – человечества в целом, то есть не только важнейшийморальный, но и предморальый принцип25.Следует, однако, иметь в виду, что данную роль солидарность можетуспешно выполнять только при сохранении у людей определенногоэгоистическогоначала,способногокаквоспроизводитьсоциальнуюсолидарность, так и удерживать ее в разумных формах и масштабах.