Диссертация (Принцип социальной солидарности в конституционном праве)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Принцип социальной солидарности в конституционном праве". PDF-файл из архива "Принцип социальной солидарности в конституционном праве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования «Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики»На правах рукописиАлебастрова Ирина АнатольевнаПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ВКОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ12.00.02 – Конституционное право; конституционный судебный процесс;муниципальное правоДиссертацияна соискание ученой степенидоктора юридических наукМосква 20162СодержаниеВведение …..……………………………………………………………... 4Глава1.Социальнаясолидарностькакфундаментальныйпринцип конституционализма: общая характеристика …………..........
26§1.1.Социальнаясолидарность:понятие,виды,значение…………………………………………………………………… 26§1.2.Рольконституционногоправавобеспечениисоциальнойсолидарности ……………………………………………………………... 60§1.3.Правовоеоформлениепринципасоциальнойсолидарности………………………………………………………………….77Глава 2. Социальная солидарность и классические принципыконституционализма ………………………………………… ……………… 98§2.1. Социальная солидарность и права человека ……………………..98§2.2.Теорияипрактикаразделениявластейисоциальнаясолидарность: обособление, сотрудничество и соперничество в механизмепубличной власти …………………………………………………………….. 163§2.3. Гарантии прав меньшинств как один из важнейших признаковсовременной демократии и порождение социальной солидарности ………226§2.4.Народный суверенитет, представительная и непосредственнаядемократия: развитие концепции и реальности …………………………….
269§2.5. Концепции государственного суверенитета в свете социальнойсолидарности …………………………………………………………………...320§2.6. Светское государство: процессы секуляризации и клерикализациив контексте проблематики социальной солидарности ……………………... 341Глава 3. Социальная солидарность и новые фундаментальныепринципы конституционализма …………………………………………. 376§3.1.Социальное государство как принцип конституционализма……3763§3.2.Солидарноеобщество:попыткиформированияиконституционного регулирования ……………………………………..……..399§3.3. Конституционный интернационализм и проблемы обеспечениямеждународной солидарности ……………………………………………….
435Заключение ……………………………………………………............. 465Библиография ………………………………………………….............4724ВведениеАктуальность темы исследования. Социальная солидарность какидея и отражающая ее реальность – один из факторов, сформировавшихобщество, позволяющих ему сохраняться и развиваться. По той причине, чтобез проявления масштабной и постоянной солидарности общество не моглобы существовать, солидарность следует считать не просто философскойидеей или социальной ценностью, но одним из вневременных и важнейшихимперативов социума, то есть общесоциальным принципом.В своей истории человечество и различные социальные группыпытались самоорганизоваться, используя различные виды солидарности.
Приэтом в прошлом во взаимоотношениях людей доминировала солидарностьмеханическая – основанная на объединении людей в социальные группы покаким-либоотдельновзятымпризнакам(родственным,этническим,религиозным, классовым и т.п.). Данный тип социальной солидарностинередко оборачивался (и оборачивается) ксенофобией по отношению к инымсоциальным группам и индивидам за пределами каждой конкретнойсоциальной группы. Поэтому преобладающим образом жизни человечествабыли война и иные формы силового противоборства.Постепенно человечество стало осознавать желательность организацииобщества на болеебезопасныхи гуманныхначалахорганическойсолидарности – солидарности, существующей между людьми несмотря наразличия, которые с расширением коммуникаций и кругозора людей блекнутперед осознанием того факта, что все мы относимся к человеческому роду.Конституционализм явился чрезвычайно важным звеном в механизмеобеспечения именно такой солидарности, увеличивая шансы человечестваорганизовать свою жизнь на принципиально новой концептуальной основе –солидарности независимо от множества конкретных различий междулюдьми, на основе взаимного признания свободы и достоинства каждого5человека как члена единого, хотя и чрезвычайно разнообразного общества,предоставив для этого необходимый инструментарий.
При этом главныйупор конституционализмом был сделан на содействии человечеству врешении чрезвычайно важной и при этом наиболее трудно разрешимойпроблемы обеспечения солидарности людей – солидарности сильных членовобщества (обладающих важными и значительными ресурсами) со слабыми(теми, в распоряжении которых соответствующих ресурсов значительноменьше или вообще нет). Именно поэтому конституции возникли какмеханизмы ограничения самой мощной из всех известных истории силы –силы государственной власти, с тем, чтобы ее реальные носители незлоупотребляли своей близостью к механизмам власти и использовали ее неисключительно в своих интересах, а преимущественно – в интересахуправляемых.
В этом заключалась задача обеспечения минимального уровнясолидарности властей предержащих с подвластными. Вместе с тем,провозглашая всех людейспособствовали«свободными и равными», конституцииукоренениюсолидарностиивгоризонтальныхвзаимоотношениях людей.Данный потенциал конституционализма для обеспечения органическойсоциальной солидарности представляется особенно востребованным всовременную постиндустриальную эпоху, когда рушатся ценности модерна,основанныенадоминированиииерархичныхэлементоворганизацииобщества, в постоянном реальном или виртуальном контакте находятся людии социальные группы различных культурных идентичностей, и при этом мирнасыщен оружием массового уничтожения, что создает реальную угрозустолкновения цивилизаций.
Значение обеспечения солидарности междулюдьми в данных условиях колоссально возрастает: она, как никогда,возможна и вместе с тем, как никогда, необходима. Общества, преуспевшие впостроении реального конституционализма, преуспели на сегодняшний деньи в укреплении социальной солидарности. Об этом свидетельствуют,например, такие объективные факты, как размах благотворительных и6волонтерских движений в западных странах (что характеризует солидарностьгоризонтальных отношений), а также значительные успехи в сниженииуровня коррупции и злоупотреблений власти (что свидетельствует обукоренении солидарности в рамках вертикальных социальных связей).Задача укрепления социальной солидарности чрезвычайно актуальнадля современной России, где недостаток солидарности является системнойсоциальной проблемой. С одной стороны, у нас наблюдается явный дефицитпростейшей механической солидарности, причем на самых разных уровняхорганизации нашей жизни: от семейного – с учетом огромного количествараспадающихся семей и оставленных родителями детей, до национального– проявляющегося в политической и социальной апатии и отчужденностизначительной части населения от социально значимой деятельности подостижениюсвоихсобственныхинтересов,включаядеятельностьполитическую.
С другой стороны, нашему обществу очевидно не хватаетсолидарности, характерной для более высокого уровня общественного иличного развития – солидарности органической: опять же во многих, если нево всех сферах нашей жизни. Речь идет о дефиците солидарности, то естьдоминировании негативногоотношения российского населения, поотношению к внешнему миру; о весьма невысоком уровне солидарности врамкахгражданскогофилантропическихобщества,институтовпросветительских и т.п.);политическойвоспринимаетсякультурекаквыражающемсяв(благотворительных,неразвитостиволонтерских,о неприемлемости солидарности в российской(компромисс,поражениеипредполагающийпроявлениеслабостиуступки,власти);опренебрежительном, а то и враждебном отношении к населению со стороныроссийской политической элиты, что выражается, в частности, в нередкихслучаях принятия репрессивных законов (об иностранных агентах, онежелательныхорганизациях,обэкстремистскойдеятельности,обоскорблении чувств верующих, об ужесточении законодательства омассовых мероприятиях, о сужении юрисдикции суда присяжных, об7ограничении усыновления иностранцами и т.п.) или законов, неожиданныхдля населения и непонятных ему, принятых не только без сколько-нибудьширокого обсуждения соответствующих инициатив, но и без сколько-нибудьубедительного объяснения населению смысла предпринимаемых новелл (обобъединении академий наук, о переименовании милиции в полицию, обупразднении Высшего Арбитражного Суда РФ, о переносе выборовдепутатов Государственной Думы в 2016 г.
и т.п.).Вместе с тем принцип социальной солидарности – причем какмеханической, так и органической - не следует абсолютизировать. Такаяабсолютизация таит ряд опасностей самого разнообразного свойства. Этоиспользованиелозунгасолидарностимеждународногосообществанаселением конкретных стран как предлога для свержения законныхправительств и установления господства более сильных государств над болееслабыми; опасность насаждения на основе укоренения холизма тоталитарныхрежимов, прикрывающихся общими интересами;угрозы выживаниютитульных наций и их ценностей.Вданныхусловияхнеобходимостьиспользованияпотенциалаконституций и конституционного права для обеспечения движения обществак всеобщей органической социальной солидарности и предотвращениязлоупотребления ею чрезвычайно возрастает.
В качестве главного элементатакого потенциала сохраняются создание в рамках конституционализмаполитических,юридическихидеологических,механизмоворганизационныхсолидарностииотражающихреальныхихобладателейгосударственной власти как самой мощной из всех известных истории видоввласти с теми, кто такой властью не обладает и (такими механизмамитрадиционно являются инструменты ограничения государственной власти иобеспечения влияния на нее населения).Данный аспект конституционного потенциала солидарности возникуже на первом этапе развития мирового конституционализма. По мереразвития конституционализма данный потенциал обогащается. Такое8обогащениепроисходитврамкахтенденцийсоциализациииинтернационализации конституционного права. Первая из них направлена насозданиеконституционно-правовыхмеханизмовограничениязлоупотреблений по отношению к слабому человеку со стороны любых сил,доминирующих в рамках гражданского общества (этнического, религиозногои любого иногобольшинства, работодателей и т.п.), а также помощьобщества и государства уязвимым слоям населенияв достижении имидостойных (с точки зрения стандартов, принятых в соответствующемобществе) условий жизни.