Диссертация (Формы отношения личности к жизненным оппозициям), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формы отношения личности к жизненным оппозициям". PDF-файл из архива "Формы отношения личности к жизненным оппозициям", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
мое – А.И.).2Богиня танцев, музыки и пения (прим. мое – А.И.).33Повсюду в стране говорят о правде ßà но совершают во имя нее грех иложь.Заклинания и магические песнопения ßà ныне ведомы всем и утратилисилу.Сокрытое в пирамиде ßà опустошено.Тайна страны, пределы которой неведомы3 ßà стала достоянием черни.Кто не мог заказать себе саркофаг ßà ныне владелец гробницы.Обладавший гробницей ßà выброшен из нее.Имевший множество одеяний ßà ныне ходит в лохмотьях.Не имевший крова ßà стал его обладателем.Владелец крова ßà во власти непогоды.Не услаждавший никогда пением слух свой ßà воспевает богиню Мерт.Спавший по бедности в одиночестве ßà находит ныне знатных женщин.Бедняки страны ßà стали богачами.Владевший добром ßà стал неимущим.Дворецкий ßà превратился в господина, обладателя слуг.Глядевшая на отражение свое в воде ßà теперь смотрится в зеркало.Дочери знатных женщин ßà стали наложницами.Не имевший упряжки ßà владеет табуном.Не имевший своего зерна ßà владеет закромом.Кто был начальником ßà выполняет повеления.Кто должен уничтожить зло ßà сам порождает его.Власть, истина и познание – у тебя, царь! ßà Но лишь смятениераспространяешь ты в стране, да гул неурядицы.Здесь оппозициями выступают социальные статусы, положение вобществе, занятия и профессии, имущество людей, ценности общества икультуры.
Множество мысленно различаемых оппозиций, способность авторалокализовать их в самых различных сферах жизни, тонкая чувствительность кпротивоположностямпозволяютавтору3Загробный мир (прим. М.А. Коростовцева).оценитьмасштабысоциальной34катастрофы.Выявляяпротивоположности,авторставитихвсвязисосуществования и взаимопревращений. Но его сознание, Я растворены вколлективном сознании, и он от лица «всех» говорит об оппозициях, транслируяих царю Египта.Рассмотрим далее древне-коптский апокриф «Гром. Совершенный ум»,который относят к I веку до н.э.
[Quispel, 1975]. В этом тексте запечатленоархаичное всеобщее «Я», поглощающее автора и определяющее себя черезвзаимоисключающие противоположности. Этим «Я» наделяется некий Абсолютженского пола. Основная операция с оппозициями в этом тексте – различениеоппозиция для определения места Абсолюта в мировом процессе.Приведем некоторые результаты экспликации оппозиций апокрифа:Я почитаемая ßà и презираемая.Я блудница ßà и святая.Я жена ßà и дева.Я мать ßà и дочь.Я та, чьих браков множество, ßà и я не была в замужестве.Я облегчающая роды ßà и та, что не рожала.Вы, кто отвергает меня, ßà признаете меня!И вы, кто признает меня, ßà отвергаете меня!И вы, кто говорит правду обо мне, ßà лжете обо мне!И вы, кто солгал обо мне, ßà говорите правду обо мне!Вы, кто знает меня, ßà станете не знающими меня!И те, кто не знал меня, ßà да познают они меня!Ибо я знание ßà и незнание.Я стыд ßà и дерзость.Я бесстыдная, ßà я скромная.Я твердость ßà и я боязливость.Я война ßà и мир.Я презираемое ßà и великое.Почитайте мою бедность ßà и мое богатство!35Я же, я милосердна ßà и я немилосердна.Берегитесь, не ненавидьте мое послушание ßà и моей воздержанности нелюбите.Я неразумна ßà и я мудра.Я та, чей образ - многочислен в Египте ßà и чьего образа нет средиварваров.Я та, кого возненавидели повсюду ßà и кого возлюбили повсюду.Я та, кого зовут «жизнь», ßà и вы назвали «смерть».Я та, кого зовут «закон», ßà и вы назвали «беззаконие».Я та, кого вы преследовали, ßà И я та, кого вы схватили.Я та, кого вы рассеяли, ßà и вы собрали меня.Я та, перед кем вы стыдились, ßà и вы были бесстыдны передо мной.Я та, которая не празднует, ßà и я та, чьих праздников множество.Я, я безбожна, и ßà я, чьих богов множество.Я немудрая, ßà и мудрость получают от меня.Я та, от которой вы сокрылись, ßà и вы открываетесь мне.Но когда вы скрываете себя, ßà я сама откроюсь.Ибо когда вы откроетесь, ßà я сама скроюсь от вас.Я сущность ßà и то, что не есть сущность.Те, кто близок мне, ßà не знают меня.И те, кто далек от меня, ßà те познали меня.В день, когда я близка вам, ßà я далека от вас.И в день, когда я далека от вас, ßà я близка вам.Абсолютное «Я» стихийно, всеохватывающе и интуитивно различает иудерживает множество своих взаимоисключающих свойств.
Его бытие ивсемогущество утверждаются через все противоположности мира. Можнопредположить что этот текст и другие подобные тексты являются знаком «Я»,пробуждающегося в культуре.Вкосмогоническихмифахразныхнародовмираразличениепротивоположностей в хаосе и установление связей между ними отмечает36начало мира 4 . К примеру, в одном из древних мифов народов Океаниипервоначальным тождеством была вечная темнота. Прародителями мира былиРанги (Небо) и Папа (Земля). Они лежали, прильнув друг к другу, поэтому небыло ни света, ни природного мира.
У них были дети, они никогда не виделидня, но они «думали, что, наверное, есть разница между тьмой и светом»[Воеводина, 2002., с. 176]. Дети решили разделить своих родителей, несмотря наих мольбы не делать этого. И лишь после этого появился свет и, следом,множество других людей, которых породили Ранги и Папа. «И сейчасбеспредельное Небо отделено от своей супруги Земли. Но их взаимная любовьпродолжается. Нежные вздохи летят к Небу из земной груди, поднимаясь надлесистыми горами и долинами. Люди называют эти вздохи туманами.
Ибеспредельное Небо, отделенное от своей возлюбленной, скорбит о ней долгиминочами и роняет слезы на ее грудь. А люди называют эти слезы каплями росы»[там же, с. 178].В космогонических мифах, созданных посредством бинарных оппозиций,запечатлен контур акта «диалектического» познания мира. В этом смыслерождение мира можно рассматривать как метафору рождения мысли в тотмомент, когда сознание начинает разводить оппозиции в их различии исоединять в их тождестве. В приведенном мифе природные процессыраскрываются через следующие противоположности: верх – низ, земля – небо,тьма – свет, ночь – день, мужское – женское, дети – родители, тождественность –противоположность, слияние – разлука, жизнь – безжизненность.
Посредствоминтуитивно-мыслительного обращения с оппозициями автор древнего текстаобнаруживает связь между туманами, росой и воздухом (земным и небесным)задолго до того, как был изучен гидрологический цикл.В апокрифах и мифах обращение автора с оппозициями не предполагаетавторского разрешения противоречий, соотнесения с собой, своей жизнью,собственным Я, и в этом плане оно «безсубъектно».4Пилотный проект данного герменевтического исследования был реализован в рамках нашегомагистерского исследования, результаты пилотажного исследования опубликованы в статье«Оппозиции в познании и рефлексии личности» (Мир психологии. 2013.
№4).37Однако в художественно-литературном тексте оппозиции и обращение сними автора и героя могут указывать на субъектную проблематизацию жизни иосмысление жизненных проблем, в некоторых случаях – на их оригинальныерешения. Например, волшебные сказки сотни лет существовали в формеустного фольклора, передаваясь от поколения к поколению и впитываяспецифические паттерны интуиции и мышления, характерные для конкретногонарода и его культуры.
Волшебная сказка – это текст об изменениях эго-героя,которые стали результатом его собственной активности, направленной навставшие перед ним значимые оппозиции жизни. Герой волшебной сказкиолицетворяет «личное начало» человека, его действенность в «сюжете жизни»,он может рассматриваться единовременно как активное эго в глубинныхприключениях, как субъект обращения с оппозициями и проблемами жизни, икак культурный герой, выражающий в обращении с оппозициями специфическиечерты своей культуры.Мы провели герменевтическое исследование субъекта в интуитивномыслительном обращении с оппозициями на материале волшебных сказокнародов Греции, Италии, Франции, Испании, Португалии, Англии, России [ЕвросказкииАфанасьев].5Учитываяспецификуматериала,мыуточнилиприведенную выше герменевтическую процедуру. При этом использовалисьидеи теоретической психологии о противоречиях и конфликтах личности (З.Фрейд, К. Юнг, К.
Хорни, Л. Фестингер, С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко),приемы аналитической работы с символическими текстами (К. Юнг, М.Л.Франц, К.П. Эстес), метод анализа волшебных сказок (В.Я. Пропп, Е.М.Мелетинский), метод «сгущения» паттернов оппозиций (Е.Б. Старовойтенко).Герменевтическаяпроцедураанализатекстовсказоквключаласледующие шаги:5Результаты пилотажного исследования были опубликованы в статье «Герменевтикаотношения личности к жизненным оппозициям» (Мир психологии.
2011. №4).381.Определение активных противоположностей сюжета: мужского–женского,доброго–злого,богатого–бедного,сильного–слабого,величественного–посредственного, и т.д.2.Определение связей между этими оппозициями: противостояния,противоборства, подавления одного другим, препятствования – преодоления,избегания – овладения, обращений одного в другое, обнаружений одного вдругом, и т.д.3.Определение символического значения оппозиций сюжета.4.Описание действий эго-героя с этими оппозициями.5.Экспликация динамики эго-героя в его обращении с оппозициями исимволическое значение моментов этой динамики.6.Определение способов достижения героем гармонии оппозицийсюжета – разделение противоположностей и их автономное развитие,разрушение одной оппозиции другой, воссоединение и достижение новойцелостности и т.д.7.Определениехарактерныхспособовразрешениягероемпротиворечий между жизненными оппозициями.Героюевропейскихсказокимманентноспонтанное,свободное,вариативное обращение с оппозициями.
Здесь непрерывно сменяют друг другапротивоположные состояния героев, ситуации и обстоятельства его жизни. Дляэтих сказок характерны превращения объектов в свои противоположности иобретение ими новых оппозиций, решение проблемы через зарождение иобнаружение в объектах альтернативных свойств, еще большая контрастностьпротивоположностей в объектах через попытки уравнять их, сплочениеконфликтующих оппозиций в достижении единой цели, встречная активностьоппозиций, динамика которой протекает в континууме отделения – развития –противоборства – гармоничного взаимодействия – воссоединения на болеевысоком уровне.