Диссертация (Формы отношения личности к жизненным оппозициям), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формы отношения личности к жизненным оппозициям". PDF-файл из архива "Формы отношения личности к жизненным оппозициям", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
168].Архетип единовременно обладает потенциалами созидания и разрушенияжизни. Полностью идентифицируясь с конкретным архетипом, «Я» подчиняет17себя бессознательному и перестает быть эпицентром своего жизненного мира.Но разотождествление «Я» и архетипа, отношение к нему как к «глубинному Я»открывает творческие возможности архетипа. Архетипы – это одновременноглубинные связи личности с природой, культурой, коллективным, вневременными путь единичного сознательного «Я» к осуществлению и выражению своейиндивидуальности.Практика диагностики, психотерапии и консультирования личноститакжеотмеченаширокимиспользованиемконцептуальных моделей и техник.оппозицийвпостроенииСреди психодиагностических методовследует отметить семантический дифференциал Ч.
Осгуда, направленный напрояснение семантических пространств личности посредством оценок значимыхобъектов в бинарных координатах. Принцип оппозиций также используется впостроении шкал «Большой пятерки», «Гиссенского личностного опросника»,«Q-сортировки»,опросникамежличностныхотношенийКейрси,Т.факторовЛири»,«Методикиструктурыдиагностикиопросника«Уровеньсубъективного контроля», и др.Процессуальная терапия А. Минделла, рожденная в русле глубиннойпсихологии К.
Юнга, также использует бинарный подход к пониманию личностиирассматриваетеекаксочетаниенепосредственнопроживаемого,осознаваемого опыта и опыта, не идентифицирующегося с личностью, непроживаемого рефлексивно. Эти две формы опыта называются первичным ивторичным процессами личности. Идея процессуальной терапии заключается вкомпенсации первичных процессов, расширении их границ и развитии вниманияи принятия личности по отношению к своим вторичным процессам.Различение и действия с оппозициями осуществляются также в рамках«диалектической психотерапии» (Kaminstein, Koerner, Linehan, Omer). Так,например, один из приемов заключается в отстаивании терапевтом антитезиса кточке зрения клиента, в результате этого клиент и терапевт приходят ксинтетическому выводу.
«Неуступчивая позиция терапевта вынуждает клиентаприменять адаптивные стратегии поведения» [Смит, 2003, с. 304]. Или же в том,18что травмирует клиента и вызывает исключительно негативные чувства,терапевт предлагает найти противоположные черты. Omer использовалоппозиции при построении метода психотерапевтической работы с клиентом.
Вдиаде с другим терапевтом реализуются разнонаправленные стратегии илииспользуется резкая смена стратегии на противоположную.Провокативная терапия Ф. Фарелли – это «терапия оппозициями» с цельювысвободитьздоровуючастьличности,способнуюквосстановлениюадекватных границ и нормальной социальной адаптации. Терапевт становится«адвокатомдьявола»и,соединившисьсиррациональностью,дурнойнеадаптивностью и негативным самоотношением клиента, встает на их сторонуи, «защищая» их, гиперболизирует до абсурда.
«В ходе лечения в борьбе заздоровье клиента терапевт может использовать и обратить на пользу всяческиеуловки: явную ложь, отрицание, рационализацию (разумное объяснение),изобретательность, слезы и клоунаду» [Фарелли, 1996]. Эта провокациявызывает ответную реакцию из той части личности, которая остаетсянормальной и в итоге ведет клиента к выздоровлению. Поведенческиепроявления провокативного терапевта не просто отличаются от поведения«классического» психотерапевта, а совершенно противоположны ему.
Ф.Фарелли назвал эту находку метафорой «вышвырнуть терапию в окно», однако,с некоторыми клиентами именно с этого момента терапия и становитсявозможной. «Провокативный» терапевт встает в оппозицию ожиданиям клиентаи не поддерживает его болезненную картину мира, в которой терапевт долженбытьабсолютноэмпатиченибезоценоченвотношении«выгодных»недостатков, «рэкетных чувств» и противоправного поведения клиента. То, чтоскрыто, болезненно, табуированно для клиента, терапевт, наоборот, вскрывает,вербализирует и означивает в собственной экспрессии.
Провокативная терапияпостроена на оппозициях сценария клиента и роли терапевта в нем:установившихся в западно-европейской культуре стереотипных представленияхо поведении терапевта и его реального поведения; социальной адаптации идезадаптации клиента, социально-желательного и подлинного в клиенте; его19рациональностиииррациональности;здоровойчастиеголичностии«одобряемого» социумом (врачами, семьей, судебной системой) нездоровья;безвольного соглашательства с обстоятельствами и сильного здорового Я.В современной персонологии оппозиции заложены в основу множествамоделей личности.
В монографии Е.Б. Старовойтенко «Персонология: жизньличности в культуре» мы выделили следующие «бинарные модели» личности:модели свойств Психеи-души и свойств Прометея-духа, модели Поэта иХудожника,моделиученого-романтикаиученого-классика,моделимоцартовской и сальерианской личности, модели личностного развития иотрицания жизни, модели фемининного и маскулинносго типов личности,модели выдающейся личности и «знаков исчезновения» личности. Там жепредложен и обоснован метод экспликации «паттернов оппозиций» излитературных исповедей и авторских жизнеописаний выдающихся мыслителей ихудожников различных культурных эпох [Старовойтенко, 2015].Полагаем, что категории-оппозиции используются в психологии личностине только для упорядочивания знания, но и в качестве форм, выявляющих ипорождающих содержания.
Однако, возникает вопрос о статусе оппозиций,которые оказываются в фокусе внимания (или сами очерчивают этот фокус)различных мыслителей в сфере гуманитарного знания. Безусловно, оппозицииявляются объяснительной и интерпретационной схемой, гносеологической иэпистемологической моделью, поскольку это мыслительные и лингвистическиеструктуры познания.
Но для психологии особенно важны их онтологический,экзистенциальный и феноменологический «статусы», поскольку они реальносуществуютвмире,проживаются,артикулируются,познаютсяирефлексируются личностью, осознаются как «образующие» жизненных проблем,противоречий, конфликтов. Встает вопрос соотнесения в психологии личноститрех «статусов» жизненных оппозиций: гносеологического, онтологического ирефлексивно-феноменологического.Данноесоотнесениепредполагаетприменение междисциплинарного подхода к рассмотрению оппозиций.20Остановимсяна«оппозициях»каккатегорииразличныхнаук,содержащих идеи, важные для психологии личности в плане исследованияоппозиций и обращения человека с ними.1.2. «Оппозиции» в науках о языке и познании, сознании ибессознательномОбъекты мира, человеческого бытия и сознания, обладающие качествомпротивоположностей, имеют обозначение посредством лингвистических исемиотических средств.В лингвистике и семиотике развивается идея о бинарных структурах индоевропейскихязыковисоответствующихимпознавательныхиупорядочивающих схемах мышления и текста., отражающих предметнуюорганизацию мира.
Ю.М. Лотман писал о бинарной структуре текстов: «Есливзять не телефонную книгу, а какой-либо художественный или мифологическийтекст, то нетрудно доказать, что в основе внутренней организации элементовтекста, как правило, лежит принцип бинарной семантической оппозиции: мирбудет члениться на богатых и бедных, своих и чужих, правоверных и еретиков,просвещенных и непросвещенных, людей Природы и людей Общества, врагов идрузей» [Лотман, 1998].Словами-оппозициями означиваются целые семантические пространства,противопоставленные друг другу и имеющие отчетливые и слабопроницаемыеграницы. Культурогенетически это очень древнее свойство человеческогосознания.ВисследованияхВ.В.Ивановареконструируетсябинарнаяорганизация означения и проживания жизни древними племенами: «Системыдвоичных противоположностей, включающие различия между мужским иженским началом, левым и правым, красным (или белым) и черным цветами исоответствующими парами животных (например, лошадью и бизоном и т.д.), упервобытных народов в наиболее архаичных случаях связаны с дуальнымчленением племени на две экзогамные половины, между которыми только ивозможны браки (запрещенные между членами одной и той же половины)»[Иванов, 1978, с.
86]. «Принцип оппозиций» в организации жизни племени21устанавливал определенные правила взаимодействия конкретных жителейразных частей племени между собой относительно пространства их обитания играницперемещения,соперничества,матримониальныхпроведенияотношений,совместныхиконкуренциираздельныхиобрядов.Противопоставлялись также символические и тотемные фигуры внутреннихчастей племени. Жители каждой части племени получали «определение» вдвоичной системе и должны были ему следовать. Например, В.В.
Ивановприводит реконструкцию двоичной организации жизни племени аранта, гдесистемообразующими дихотомиями стали «маленький» – «большой», «нижний»– «верхний», «западный» – «восточный», «южный» – «северный», «вода» –«земля», «волнистые волосы» – «прямые волосы», «дающие жен» – «берущиежен» [там же, с. 99]. В.В.проникает и в само звучаниеИванов пишет, что «двоичный код культуры»языка – фонетические оппозиции позволяютчеловеку осваивать речь, различать и выражать смыслы текста.Проблематикафонетическихоппозицийвязыковыхобозначенияхобъектов разрабатывалась в исследованиях М.