Диссертация (Формы отношения личности к жизненным оппозициям), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формы отношения личности к жизненным оппозициям". PDF-файл из архива "Формы отношения личности к жизненным оппозициям", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Однако, это «Я»еще не присвоено индивидом себе и еще не является полноценным центром ееперсональности. Им наделяются другие, «достойные» быть Я. Но использование«знака Я» уже значительно расширяет возможности личности в обращении соппозициями познания и жизни.-В становлении субъекта обращение с оппозициями происходит отлица «Абсолюта», «общности», «мы», «Я». В этом континууме «субъектов»происходит движение от оппозиций мира и познания к оппозициям рефлексиииндивидуальной жизни.-Используемые субъектом операции обращения с оппозициямиэволюционируют от простых к сложным. Так, например, в самом раннем текстеосновными операциями являются различение и взаимопревращение оппозиций.Основные операции впозднем тексте – выдерживание единовременныхоппозиций и установление гармонии между ними.Герменевтика «субъекта обращения с оппозициями» на материалах текстовкультуры позволяет восполнить психологическое знание об этом феномене инаполнить его живыми фактами активности личности, которые не представленыв фундаментальной психологии.
Мифологические и сказочные тексты позволяютисследовать историко-культурную специфику способовинтуитивные,эмоциональные,рефлексивные)иоперацийпротивопоставление, исключение, синтез и т.д.) субъектного(мыслительные,(различение,обращения с50оппозициям, а также «стилей» разрешения коллизий между ними. Рефлексивныетексты позволяют выявить эффекты обращения с оппозициями, выражающиеся впреобразованияхсубъекта:углублениирефлексии,усиленииЯ,самоутверждении творческого Я, пополнении общего знания о жизненныхоппозициях, достижении жизненной эффективности.Сделанный в первой главе диссертационного исследования акцент наполидисциплинарное, герменевтическое, культурогенетическое определениежизненных оппозиций и обращение с ними субъекта позволил выявитьмногообразную представленность противоположностей в человеческом бытии:знаковую, мыслительную, интуитивную, рефлексивную, эмоциональную. Нанаш взгляд, это означает богатство возможностей, объективно заключенных воппозициях для их познания и проживания индивидуальной личностью.
Данныевозможности могут быть раскрыты индивидом при встрече с жизненными«задачаминаоппозиции»,требующимиактуализацииегоразличныхпсихических функций. Кроме того, при анализе подходов к изучениюжизненных оппозиций обнаружена многовариантность операций с оппозициями– от различения противоположностей до их многообразного соотнесения исинтеза. Наконец, намечен культурогенетический переход от «бессубъектного»к «субъектному» обращению с оппозициями в направлении усиления роли Ясубъекта. Этот переход означает культурный потенциал, заключенный длячеловека в плане саморазвития и достижения жизненной эффективности наоснове психически разнообразного, искусного оперирования оппозициями и ихсвязями.Далее перейдем к рассмотрению оппозиций конкретной, индивидуальнойжизни и обращения личности с ними как «отношения к жизненнымоппозициям».
Представим теоретическую модель данного отношения.51ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ЖИЗНЕННЫМОППОЗИЦИЯМ2.1. Оппозиции как реальность индивидуальной жизниПроблема индивидуально раскрываемых и проживаемых оппозицийисследуется в общей и социальной психологии, психологии развития,психологии личности. В области психологии личности дихотомичностьиндивидуального бытия находит глубокое рассмотрение в экзистенциальногуманистическихтеориях.Например,Э.Фроммвыделяетследующиеэкзистенциальные дихотомии жизни. «Он (человек) обособлен, будучи в то жевремя и частью; он бездомен и при этом прикован к дому, который он делит сдругими творениями.
Заброшенный в этот мир, в место и время, которых невыбирал, он оказывается выброшенным из мира опять же не по своей воле»[Фромм, 2010]. Получив разум, человек отрывается от первозданной гармонии сприродой и получает возможность осознавать конечность собственной жизни;факт смерти неотменим для человека. Кроме того, он обретает способностилюбить, желать, страдать, не довольствоваться актуальным положением вещей ипостоянно предчувствовать возможность лучшей жизни. Разум заставляетчеловека постоянно идти вперед, и, развиваясь, человек быстро становится неудовлетворен достигнутым и устремляется к новой перспективе.
«У человека нетврожденного «стремления к прогрессу»; противоречивость его существования –вот что заставляет человека продолжать путь, на который он вступил» [там же].Постоянные противоречия его жизни толкают его к новым решениям идействиям. Согласно Э. Фромму, разум человека не способен смириться сосознаваемыми противоречиями и не может оставаться пассивным, - такустроена природа человеческого ума.
«Разум, счастливый дар человека – и егопроклятие; он заставляет его вечно трудиться над разрешением неразрешимойдихотомии» [там же]. Индивид может скрыться от экзистенциальных дихотомий,прибегая к рационализации и политическим или религиозным идеологиями, но вэтом случае он все равно остается «неудовлетворенным, тревожным и52беспокойным» [там же].
В отличие от исторических, экзистенциальныедихотомии нерешаемы в принципе и всегда проблематизируют личность. Косновным экзистенциальным оппозициям, согласно Э. Фромму, относятся:жизнь – смерть; душа – тело; непреодолимое одиночество – необходимостьдругих; безграничные возможности– временная ограниченность жизни;необходимость осмысленности жизни – онтологическая бессмысленность мира;уровень достигнутого человеком – недостижимость идеалов.Базовые жизненные оппозиции рассматриваются также в отечественнойшколе «психологии жизни» (С.Л. Рубинштейн, К.А.
Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский,Е.Б.Старовойтенко).Так,К.А.Абульханова-Славскаяпредложила рассматривать диалектику жизни индивида в координатах трехбинарных пар: индивидуальное и общественное, субъективное и объективное,природное и социальное. Эти дихотомии являются ведущими в осуществлениииндивидуальной жизни и определяют сферы значимой активности субъекта.Проблематика индивидуального и общественного включает в себя соотношениеперсональных ценностных координат жизни и общественных запросов, норм,границ.
«Общественные отношения выступают и как условие развитияиндивидов, и как определенные пределы этого развития. Поэтому важнейшимкритерием развития оказывается позиция индивида в системе общественныхотношений» [Абульханова, 1977, с. 34].Личность является объектом воздействий со стороны жизненной динамикии обстоятельств, действий и поступков других людей, а также ситуаций, вкоторые она вовлекается. Но она может занимать субъектную позицию,опосредуя обстоятельства, воздействуя на ситуации, поступая по отношению кдругим. «Опосредование индивидом своей жизнедеятельности выступает вразличныхформахсубъективного–жизненного«опыта»,сознания,целеустремленности, направленности, способностей и т.д.» [там же, с.
105].Индивид рассматривается в качестве природного существа, и «не всеобщественныеотношенияявляютсяподлинночеловеческими,способствующими развитию природы человека» [там же, с. 137]. К.А.53Абульханова пишет, что индивидуальный человек, соединяя в себе и природноеи социальное, включается в «общий организм» социума и воспроизводит себяобщественными средствами. Также он взаимодействует с другими как с «такимижечувственно-практическимисуществами»;исполняет«коллективныеусловности», имеющие корень в его чувственной природе (ритуалы и обряды);взаимодействуяссоциальнымиусловиями,овладеваеторудиямииинструментами, относимыми ко «второй природе»; а также приобщается ккультурным практикам, развивающим его чувственность (танец, пение, музыка).Диалектика индивидуальной жизни предполагает множество жизненныхоппозиций и противоречий.
Человек может состояться в качестве субъектажизни, если активно вовлекается в рефлексию противоположностей и вразрешение противоречий. Существуя на пересечении объективного исубъективного, индивидуального и общественного, природного и социального,индивид может отнестись к этим противоположностям, раскрыть или установитьсвязи между ними, изменить их соотношения, становясь или активным«исполнителем» своей жизни, или же «действующим лицом», или даже ееавтором – «субъектом, определяющим все направление и характер жизни» [тамже, с. 167].Внутри индивидуального жизненного процесса открываются оппозициипсихического, бинарность его структуры. Полагаем, что лучше всего проблемабинарной организации психики разработана в психоанализе и аналитическойпсихологии,длякоторыхосновнойявляетсядихотомиясознание–бессознательное (З.
Фрейд, О. Фенихель, Н. Мак-Вильямс, К. Юнг, М. Л.Франц, Дж. Хиллманн). Аналитическая психология личности предполагаетбольшее количество возможных форм взаимодействия между сознательным ибессознательнымсоотношений),отношений(какнежелимеждуибольшуютрадиционныйэтимисвободуэгопсихоанализ.оппозициямимывустановленииПоэтомуопираемсянавэтихвопросеглубинно-аналитическую парадигму.