Диссертация (Доктрина в правовой системе Российской Федерации), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Доктрина в правовой системе Российской Федерации". PDF-файл из архива "Доктрина в правовой системе Российской Федерации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Тем не менее предпримем попытку сформулироватьэто понятие. По-видимому, правильным будет представить предмет этогопонятия как можно более широко, для того чтобы в дальнейшем было прощевычленить из него искомую правовую доктрину. По нашему мнению,доктрина–этосистематизированное учение, целостнаяконцепция,авторитетное научное исследование, совокупность теорий, принципов,заложенных в основу механизма регулирования отношений, возникающихвнутри отдельных социальных групп или же в рамках всего общества,получившая официальное признание посредством воплощения ее положенийв программных документах политического или религиозного характера,нормативных правовых актах, договорных и обычных нормах, решенияхорганов государственной власти или самоуправляющихся сообществ,позволяющаяпрогнозироватьосновныетенденции,влияющиенаструктурную организацию общества и государства.Исходя из этой формулировки, представляется необходимым выделитьследующие виды доктрины: а) религиозная, в рамках которой в свою очередьв качестве ведущих выделяют христианскую, мусульманскую, индуистскуюииудейскуюдоктрины;(философская); г) правовая.б)политическая;в)духовно-нравственная64В процессе возникновения и развития права как социального явления исопровождающей его юридической науки правовая доктрина плотновзаимодействовала с остальными доктринами.
В разных государствахвекторы и интенсивность этого взаимодействия были различными. Так,традиционно принято считать, что доктрину в контексте права и правовыхявлений следует рассматривать прежде всего как источник права, что длярелигиозной правовой семьи одним из характерных источников праваявляется религиозная доктрина, для социалистической правовой семьи –политическая доктрина, а для романо-германской и англосаксонской –правовая доктрина.На самом деле данный подход представляется несколько упрощенным,правовая доктрина всегда и везде выступала в качестве относительносамостоятельного явления, а другие виды доктрин выступали в отношениинее в качестве внешних «источников питания», иногда идеологической итеоретической основы, но никогда не подменяли ее полностью.Каждый из видов доктрин может быть охарактеризован рядомспецифических черт.Так, проведенный нами отдельно (вне настоящего диссертационногоисследования)анализмусульманской,иудейской,индуистскойихристианской доктрин позволяет утверждать, что религиозная доктринапроявляет себя:1) втесномвзаимодействиисовсемисоциальныминормамиприрегулировании общественных отношений;2) вдеятельностиавторитетныхбогословов-правоведовотносительнотолкования религиозных положений и текстов, приспособления их кизменяющимся потребностям правового общения, новым социальноэкономическим и политическим условиям;3) в официальном признании посредством воплощения ее положений впрограммныхдокументахрелигиозногохарактера,нормативныхправовых актах, договорных и обычных нормах, решениях органов65государственной власти и самоуправляющихся сообществ;4) ввозможностибытьисточникомправавообщеиисточникомгосударственного (конституционного) права в частности.Отсюда можно выработать дефиницию религиозной доктрины.Религиозная доктрина – это систематизированное религиозное учение,согласованноезаключениеавторитетныхбогословов-правоведов,совокупность теорий, принципов относительно понимания и толкованиярелигиозных текстов, приспособления их к изменяющимся потребностямправового общения, новым социально-экономическим условиям, регуляторотношений, возникающих внутри отдельных религиозных групп или же врамках всего общества, получившая официальное признание посредствомвоплощения ее положений в программных документах религиозногохарактера, нормативных правовых актах, договорных и обычных нормах,решениях органов государственной власти и самоуправляющихся сообществ.В результате изучения правовых систем государств, относящихся ктрадиционно-религиознойправовойсемье,можноутверждать,чторелигиозная доктрина как источник религиозного права в настоящее времясохраняетсяипродолжаетигратьособуюправообразующую,правоприменительную и правоохранительную роль, воздействуя на всюсистему религиозного и государственного (конституционного) права вчастности, выступая в качестве формы права, оформляясь через принципы,традиции и обычаи, наследие, законы и судебные решения.
Именнорелигиозная доктрина, а особенно исламская, демонстрирует два важнейшихпризнака (свойства) доктрины: авторитетность, общепризнанность, иналичие внешних форм выражения (писаных источников, отражающихдоктрину), позволяющих выступать ей и в роли источников права. Системаисточников мусульманского права чрезвычайно сложна и представляет собойценнейший культурно-правовой пласт133.133См.: Хашматулла Бехруз. Исламские традиции права. Одесса: Юридична лiтература;Одесская национальная юридическая академия, 2006.66Неменееважнымисложнымявлениемявляетсядоктринаполитическая. Политическая доктрина, по словам Г. Гегеля, – этовыраженная в системе понятий и категорий государственно-правоваяреальность эпохи134.Политические доктрины (учения) в истории политико-правовой мысли,по мнению Т.М.
Поляковой, чаще всего представлены как политическиепамфлеты,трактаты,обоснованияцелейкоторыеипредназначалисьсредствразвитиядлятеоретическогогосударства,формированиясоответствующей политики, законодательства135.С.В. Алексеев полагает, что политическая доктрина – это стройнаясовокупностьидей,взглядов,которыеотражают,оцениваютдействительность с точки зрения интересов общества и государства136.С точки зрения И.А.
Василенко, политическая доктрина – это стройнаясистема «принципов действия, цели и средств государства»137.Т.М. Пряхина определяет государственную (политическую) доктринукак совокупность официальных взглядов по важнейшим проблемамгосударственной деятельности, систематизированных и сконцентрированныхвединомдокументе(илисериидокументов,характеризующихсяконцептуальным единством), обеспечивающих общую направленностьвоздействия на те или иные общественные отношения138.В учебной литературе термин «политическая доктрина» представлен ввиде соответствующих теоретических исследований проблем государства какособого политического явления и учреждения в широком контексте другихполитических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и134Гегель Г.
Соч. М., 1939. Т. 6. С. 299.Полякова Т.М. К вопросу о политико-правовой доктрине России // Историягосударства и права. 2006. № 1. С. 17.136Идеологические ориентиры России (Основы общероссийской национальнойидеологии) / С.В. Алексеев, В.А. Каламанова, А.Г. Черненко / Под ред. С.В. Степашина.М., 1998. С. 32, 36.137Василенко И.А. Современные политические доктрины. М., 1992. С. 3, 33.138Пряхина Т.М. Конституционная доктрина современной России. С. 30.13567взаимодействии с ними139, в виде принятой в государстве, в общественнополитическом движении, в политическом институте системы взглядов наосновные цели и методы их деятельности140.Безусловно одно – политическая и правовая доктрины неразрывносвязаны между собой постольку, поскольку генетически и органическисвязаны определяющие их явления – государство и право суть парныефеномены,несуществующиедругбездруга.Темнеменеевдемократическом правовом государстве влияние политической доктрины направовую должно быть минимизировано и обусловлено явлением политикикак способа управления обществом, который характеризует отношения поповоду власти между классами, партиями, нациями; между государством содной стороны и народом – с другой141.
При этом право с инструментальнойточки зрения характеризуется как средство управления обществом.Необходимо заметить, что в некоторых развивающихся странахполитическим доктринам официально придается статус юридического акта.В ряде стран практикуется издание особых политико-правовых актов,часто одобряемых референдумом, но разрабатываемых правящей партией,содержащихизложениеосновныхпринциповполитикигосударства,общественного государственного строя. Такой характер носила новаяредакция Национальной Хартии Алжира, принятая в 1986 г.
(в 1988–1989 гг.произошел вначале отход от некоторых ее принципов, а в 1989 г. онаполностью утратила свое значение ввиду принятия новой конституции)142.В настоящее время такую роль играет Хартия малагасийскойсоциалистической революции и др. В некоторых странах важнейшиегосударственно-правовые нормы, регулирующие, в частности, порядокизбрания главы государства, регламентирующие некоторые аспекты статуса139История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под ред.В.С.
Нерсесянца. М.: Норма, 2003. С. 4.140Политология. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2001. С. 333.141Краткий юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во«Проспект», 2007. С. 90.142См.: Давид Р., Спинози Ж.
Указ. соч. С. 203.68должностных лиц и т. п., содержатся в уставе правящей партии (Ангола,Мозамбик до начала 1990-х гг., Конго и др.). Иногда сам партийный уставпровозглашается надконституционным актом (Танзания), приравнивается кконституции или имеет силу государственного закона (Замбия, Заир доначала 90-х гг. и др.).Политические доктрины, выраженные в решениях партий в отдельныхсферах жизни общества, оказывают заметное влияние на правовую систему идаже могут быть квалифицированы как политико-правовые доктрины –источники права – и в некоторых развитых капиталистических странах.Так, в США квазиправовыми актами, регулирующими определенныестороны избирательного процесса, являются решения национальных съездов(конвентов) Республиканской и Демократической партий143.Верховный суд США в 1975 г.
при разборе дела cousins v. wigodaсформулировал правило, подтвержденное им же в 1981 г. при рассмотрениидела democratic party v. La follette, в соответствии с которым решениянациональных конвентов (съездов) в отношении отбора кандидатов наобщефедеральныйпост,атакжепорядкавыдвиженияиизбраниявыборщиков обладают большей юридической силой, чем законодательствоотдельных штатов.
Мотивировкой подобного положения служит презумпциятого, что конвент (съезд) при вынесении решений по данным вопросамруководствуется общенациональными интересами, которые выше интересовотдельных штатов144.В Англии, Канаде и Австралии, например, это доктрины верховенствапарламента145.В США это многочисленные судебные доктрины типа доктрины«политического вопроса», запрещающей федеральным судам принимать ксвоему рассмотрению дела политического свойства, поскольку все такиедела содержат в себе «политический конфликт», который должен решаться143Фридмэн Л.
Введение в американское право. М., 1993. С. 45.Там же.145Gifford K. How to understand an Act of Parlament. Sydney, 1988. P. 3–26.14469не в судебном порядке, а с помощью политических средств. К этому же видудоктрин относятся судебные доктрины «государственных действий»,«явной и наличной опасности», «вредной направленности» и многие другиедоктрины, сформировавшиеся в результате вынесения судами целой серииоднотипных судебных решений.В некоторых странах, где решения партии фактически обладаютбольшей силой, чем акты государства, причем партийные решенияпринимаются практически по всем вопросам, это вызвано тем, чтопартийный аппарат сросся с государственным, т.
е. превратился в частьгосударства. Вместе с тем в КНР, на Кубе и некоторых других странахпартийные акты так или иначе трансформируются в государственные(законы, указы, приказы по министерству, судебные инструкции и т. п.).Хотя такие государственные акты сохраняют полностью дух и букву актовпартийных, в правовом механизме регулирования непосредственное участиепринимают уже акты, формально одобренные государственным органом.С учетом сказанного полагаем возможным выработать следующуюдефинициюполитическойдоктрины.Политическаядоктрина–этосистематизированное учение, целостная концепция, авторитетное научноеисследование, совокупность теорий, принципов, заложенных в основумеханизма регулирования отношений, возникающих между социальнымиобщностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами,гражданами и их объединениями по поводу политической власти,получившее официальное признание посредством воплощения ее положенийвпрограммныхпрогнозироватьдокументахосновныеполитическоготенденции,характера,влияющиепозволяющеенаструктурнуюмеждусоциальнымиорганизацию общества и государства.Политическая доктрина проявляет себя:1) врегулированииотношений,возникающихобщностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами,гражданами и их объединениями по поводу политической власти;702) в официальном признании посредством воплощения ее положений впрограммныхдокументахпрогнозироватьосновныеполитическоготенденции,характера,влияющиенапозволяющееструктурнуюорганизацию общества и государства;3) в возможности быть, в совокупности с правовой доктриной, источникомгосударственного (конституционного) права посредством доктринальныхнорм.Не имея среди задач нашего исследования подробного изучения иных,кроме правовой, видов доктрин, отметим, что в имеющейся литературе потеме традиционно подробно рассматриваются доктрины религиозная иполитическая и традиционно (но, на наш взгляд, незаслуженно) мало –доктрина духовно-нравственная (философская).