Диссертация (Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»". PDF-файл из архива "Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
«Воплощенность» - интегральное124См. Jablensky A., Kendell R.E. Criteria for assessing a classification in psychiatry // Psychiatricdiagnosis and classification. Ed. By M. Maj, W. Gaebel, J. J. Lopez-Ibor, N. Sartorius. Chichester:Wiley, 2002. P. 1-24.125Sadler J.Z. Diagnosis/antidiagnosis // The philosophy of psychiatry.
A companion. Ed. by J.Radden. Oxford, New York: Oxford University Press, 2004. P. 163-179.59понятие, которое включает в себя собственно телесную воплощенность,включенностьвсетьинтерсубъективныхвзаимодействий(надорефлексивном уровне), а также пространственные и временныеструктуры опыта (lived time, lived space). Все это предполагаетопределенную«сонастроенность»(attunement),включенностьвопределенную ситуацию, способ гармоничного существования в мире.Соответственно, психические расстройства (шизофрения, депрессия,аутизм,некоторыедругие)интерпретируютсяврамкахэтогонаправления как проявления нарушения целостной воплощенности либоее отдельных характеристик.аномальных переживаний,Расстройства понимаются как «наборвозникающихвследствиерасстройствавоплощенности (embodiment): невоплощенность «Я», межличностныхвзаимоотношений,атакжекогнитивно-категориальныхсхемпоотношению к внешним отсылкам»126.Например, вот как толкуется с этих позиций аутизм: сутьзаболевания состоит в том, что «аутизм влечет за собой нарушениеприспособленности, то есть способности воспринимать существованиедругих, интуитивно понимать проявления психической жизни другихлюдей и общаться с другими, используя структуры с совместноразделяемым значением, таким образом, чтобы они соответствоваликонтексту»127.
У больного нарушается та самая дорефлексивная«воплощенность»,котораядляздоровогочеловекаявляетсяконститутивным моментом его существования в мире и дает емувозможность нормально функционировать.126Stanghellini G., Ballerini M. What Is It like to Be a Person with Schizophrenia in the SocialWorld? A First-Person Perspective Study on Schizophrenic Dissociality.
Part 1: State of the Art //Psychopathology. 2011. No. 44. P. 172–182. P. 174.127Stanghellini G., Ballerini M. What Is It like to Be a Person with Schizophrenia in the SocialWorld? A First-Person Perspective Study on Schizophrenic Dissociality. Part 1: State of the Art. P.173.60То же самое заболевание может пониматься в другой модели,также относящейся к сфере «философии психиатрии», совершенно инымобразом.
Например, для объяснения аутизма могут использовать модельпсихического состояния человека (theory of mind, ToM). «ToMпредполагает,чтомырассматриваемдругихкакобладающихинтенциональными состояниями, такими как убеждения и желания, ииспользуем это для объяснения и предсказания их поведения»128.Больные шизофренией демонстрируют «подорванные» познавательныепроцессынасоциальномуровне(sociocognitive),вчастностиспособности ToM и распознавание эмоций.
Этими нарушениямиобъясняется расстройство социального восприятия, т.е. способностивидеть всю «картину» социальной игры (например, делать выводы изпоспешныхдействийилиправильнооцениватьинформацию,соответствующую контексту), авторского стиля и социального знания.Помимо исследований, которые ставят своей задачей описатьприродупсихическогозаболевания,используятуилиинуюметодологию, крайне распространено в исследованиях «философиипсихиатрии»специальноерассмотрениеценностныхаспектовпсихического заболевания и этическая проблематика. Более того,существуетмнение,чтоэтическиевопросы–этовозможно,единственная сфера, «в которой, психиатры, возможно, думают, что имнужны услуги философов»129. С одной стороны, доверие к философам вэтой сфере способствует дисциплинарному диалогу, с другой «успехэтики скорее увеличил, чем уменьшил разрыв между философией ипрактикой»130, поскольку при поверхностном взгляде на область«философии психиатрии», может сложиться мнение, что вопросы этики128Ibid.
P. 175.Fulford K.W.M., Morris K.J., Sadler J.Z., et al. Op. cit. P. 7.130Fulford B., Thornton T., Graham G. Op. cit.12961– единственный предмет философского анализа в сфере психическойболезни.Специфика медицинской (и психиатрической) этики заключается вее принципиальном отказе от универсализма; чаще всего в этой областипревалирует подход, предполагающий внимание к конкретным случаям.Согласно Б.
Фулфорду, Д. Дикенсону и Т. Мюррэй, базовым постулатоммедицинской этики является «уважение к разнообразным ценностям»131,которыхпридерживаютсяпациентыиливрачи.Крометого,принципиальным является не регулятивное (что характерно для другихобластейэтики),исследованияхпоапартнерскоемедицинскойотношение.этикеСоответственно,огромнуюрольвиграютконкретные случаи и их рассмотрение.«Ценностный аспект» значим в «философии психиатрии» сразу подвум причинам. Во-первых, в «философии психиатрии» поднимаютсяпроблемы, которые в принципе характерны для медицинской этики, –прежде всего, этическая оценка действий врача. Исследования, в фокусекоторых находятся этические проблемы психиатрии, следуют восновном общим установкам медицинской этики и также делают упорна метод изучения отдельных случаев.
Например, Г. Виддершовен и И.Виддершовен-Хердингустановкирассматривают(объективнаятривозможныхобъяснительная,этическихсубъективнаяинтерпретативная и герменевтическая) по отношению к старческомуслабоумию на конкретном примере132: пациентка отказывается менять131Many Voices: Human Values in Healthcare Ethics // Healthcare Ethics and Human Values. AnIntroductory Text with Reading and Case Studies. Ed. by K.W.M. Fulford, D.L. Dickenson andT.H. Murray. Oxford: Blackwell Publishers, Ltd, 2002. Pp. 1-21.
P. 4.132Widdershoven G. A. M., Widdershoven-Heerding I. Understanding dementia: a hermeneuticperspective // Nature and narrative. An introduction to the new philosophy of psychiatry. Ed. byK.W.M. Fulford, K. J. Morris, J. Z. Sadler et al. Oxford, New York: Oxford University Press,2003. Pp. 93-102.62испачканное платье и агрессивно воспринимает попытки ей помочь.Авторы приводят аргументы в пользу герменевтического подхода кданному случаю, однако не претендуют на общезначимость выводов.Вторая группа вопросов, требующих моральной оценки, - этонеоднозначностьвозможногопониманиядействийпсихическибольного.
Зачастую история болезни (чаще всего, если речь идет о томили ином поведенческом расстройстве) включает в себя явные описаниядевиантного поведения, безусловно негативно оцениваемого обществом.Вопрос заключается в том, можно ли в принципе давать моральнуюоценку поведению психически больного человека. Кроме того, самипсихиатрические термины могут быть нагружены негативной моральнойоценкой (vice-laden)133: язык медицинского описания имплицитнопредполагает«виновность»,«неправильность»пациента.Такимобразом, возникает неразрешимый вопрос: стоит ли психиатрииполностью избегать моральных оценок? С одной стороны, привнесениеморальных установок делает «медицинские понятия несостоятельными,поскольку они описывают не медицинские, а моральные категории»134; сдругой стороны, само понятие болезни ценностно нагружено, иполностьюигнорироватьэтотаспектбылобынеправильным.Соответственно, этот вопрос также становится предметом дискуссий«философии психиатрии».Разумеется, заявленнаяпроблематика не исчерпывает всехвопросов, которые интересуют «философию психиатрии».
Возможно, вэтоми состоит одна«философииизпсихиатрии»ключевых особенностей современнойвсравнениисэкзистенциально-133Sadler J.Z. Vice and the Diagnostic Classification of Mental Disorders: A Philosophical CaseConference // Philosophy, Psychiatry, & Psychology. 2008. Vol. 15. No. 1. P. 1-17. P.7.134Ibid. P. 12.63феноменологической психиатрией начала XX века, «романтическойпсихиатрией» XIX века или более ранними случаями взаимодействияфилософии и психиатрии.
«Философия психиатрии» принципиальноразнообразна и совмещает самые различные подходы. Пожалуй,единственное, что однозначно объединяет все исследования, - этоинтерескразнообразие,феноменупсихическойболезни.Несмотрявсе-таки можно условно выделить дванаэтоосновныхнаправления: анализ терминологии и методологии психиатрическойнауки (а также сопряженных наук), с одной стороны, и анализреальности психической болезни, попытка объяснения отдельныхфеноменов и связанных с ними смыслов и ценностей – с другой.
Работы,принадлежащие первому из них, скорее отвечают задачам традиционныхисследований в области философии специальных наук (в данном случае– психиатрии), а вторые затрагивают более широкий контекст ипредполагают более тесное взаимодействие между дисциплинами.Анализ того, каким образом возможно такое взаимодействие и к какимрезультатам оно приводит, и будет составлять предмет дальнейшегоисследования; для этого представляется необходимым обратиться кпроблематике междисциплинарности научных исследований.6465Глава 2. Междисциплинарность современной «философиипсихиатрии»Несмотря на то что, как было продемонстрировано в первой главе,философия и психиатрия имеют длительную историю взаимодействия,современная«философияпсихиатрии»обладаетособенностями,характерными именно для сегодняшнего этапа взаимодействия данныхдисциплин. Прежде всего, современная «философия психиатрии» явнопозиционирует себя как междисциплинарный проект.