Диссертация (Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»". PDF-файл из архива "Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Op. cit. P. 712.61Самосознание понималось под влиянием Шеллинга как активная творческая сила.5829и на личности и подготовке врача: например, уточнялось, что врачдолжен говорить просто и кратко.Другой представитель «романтической психиатрии» И. Хайнрот,напротив, отделял чисто психические расстройства от нарушения мозгаи считал, что врач не должен лечить душу и тело одновременно, а«психический врач» (psychiche Arzt) должен заниматься именно темирасстройствами, которые связаны с расстройством разума.
Врач,который занимается расстройствами тела, с его точки зрения, не можетобъяснять происходящее при расстройствах психики, поскольку необладаетдолжнымзнаниемпсихологии.Хайнротсчитал,чтопсихическое расстройство – это, в первую очередь, расстройство души.Чтобы объяснить психическую жизнь здорового и больного человека,Хайнрот описывал сознание и его развитие на протяжении человеческойжизни. Развитие в сторону психического расстройства, с точки зренияХайнрота,-этоследствие«ошибки,грехаизла,тоестьпрогрессирующего отхода от разума»62.
Физические нарушения – эторезультат нездоровой психической жизни. Те заболевания, которыевызваны соматическими причинами (например, являющиеся следствиемтравмы мозга), просто не относятся к категории психических болезней.Хайнрот считает, что только разум может распознать психическуюболезнь и только разум в состоянии вылечить пациента; таким образом,лечение в его понимании является скорее перевоспитанием.Немецкую «романтическую психиатрию» от античной медицины,безусловно, отличает не только характер используемых философскихисточников, но и сам разрыв между психиатрической наукой и темифилософскими положениями, которые нашли в ней свое отражение.Философия Канта и Шеллинга находилась на некоторой дистанции от62Marx O.M.
Op. cit. P. 324.30постулатов,принадлежащихобластимедицины.Пониманиепсихической болезни на основе философии Платона и Цицерона быловсего лишь одним из аспектов их построений и не выделялось вспециальную сферу, а в XIX веке психиатрия уже сформировалась какотдельная дисциплина, поэтому в этом случае можно уже говорить овлиянии философских идей на формирование теорий психическойболезни.1.2 Экзистенциально-феноменологическая психиатрияВ начале XX века возникает экзистенциально-феноменологическаяпсихиатрия (в рамках которой иногда выделяют феноменологическуюпсихиатрию и экзистенциальный анализ); это течение являлось, вотличие от предшествующих случаев взаимодействия философии ипсихиатрии,полноценнымидостаточносерьезнымпроектомпостроения философской теории в сфере психической болезни.
Говоряоб экзистенциально-феноменологической психиатрии, мы уже можемзафиксироватьнепростовлиянияфилософскоймыслинапсихиатрическую теорию, но создание проекта (или, по крайней мере, отакой попытке) на границе дисциплин.Возникновение этого проекта, безусловно, было связано ссерьезными изменениями, произошедшими к тому времени как впсихиатрии, так и в научной методологии. Прежде всего, на этот проектне могли не повлиять методологические споры начала XX века. Самопредставление о разграничении естественных и гуманитарных наук, онеобходимости«наукодухе»,«имеющихсвоимпредметомисторически-общественную действительность»63, а также «утверждениео том, что человеческие проявления – чувства, поведение, культура – не63Дильтей В.
Введение в науки о духе // Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1: Введение в науки одухе. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С.270-730. С. 279.31могут (и не должны) быть исследованы с позиции естественных наук»64,задали определенный контекст развития психиатрической науки. Содной стороны, предметом психиатрии был не просто человек, но егопсихика,чтомогловыступатьпреградойдлякопированияестественнонаучных методов в эту область, с другой стороны,психиатрия,безусловно,использовалаестественныеметодывобъяснении тех или иных органических процессов. Таким образом,возникшие представления о специфике наук о человеке, ставилопсихиатриювситуацию,когдатребоваласьопределеннаяметодологическая рефлексия и поиски новых методов.Также определенное влияние на складывающееся взаимодействиефилософии и психиатрии оказал психоанализ.
«Психоанализ – не тольковид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно онявляется учением о человеке, социальной философией»65, и в этомсмысле его тоже можно отнести к области, пограничной междуфилософским и психиатрическим исследованием. Хотя самостоятельнойцелостной системы, объясняющей специфику именно психическибольного человека, в психоанализе создано не было (по крайней мере, вклассическом психоанализе начала XX века); отдельные сюжеты вработах Фрейда66 и Юнга67, безусловно, обрисовали новый взгляд напсихическуюболезнь.психоанализаоказалипсихиатрическоеКромевлияниепространство.того,намногиеобщиеформирующеесяПреждевсего,установкифилософскопсихоанализпродемонстрировал модель, в которой возможно «проникновения на64Власова О.
А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История,мыслители, проблемы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. С. 68.65Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М.: Политиздат, 1985.66Напр., Фрейд З. Психоаналитические заметки об одном автобиографическом описаниислучая паранойи // Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. М.: Когито-Центр, 2007.67Юнг К. Г. Работы по психиатрии.
Спб.: Гуманитарное агентство «Академический проект»,2000.32уровень субъективных смыслов»68 больного, что стало ключевымпунктом практически для всех предприятий в сфере философскогообъяснения психической болезни. Тем не менее, несмотря на общеерасширение пространства рассмотрения психической болезни, котороеотчасти было вызвано распространением психоаналитических идей,влияние психоанализа на проект экзистенциально-феноменологическойпсихиатрии было все-таки достаточно фрагментарным.Другое важное изменение, которое произошло в начале XX века,это введение Э.
Блейлером термина «шизофрения». «Одним изважнейших симптомов шизофрении является преобладание внутреннейжизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира»69, пишет он в работе «Аутистическое мышление». Принципиальным былото, что Блейлер описал феномен особого типа мышления и переживанияпсихически больного. Таким образом, внутри самой психиатрическойнауки предметом рассмотрения становится содержание внутреннегомира психически больного человека.
Разумеется, внутренний мир струдом может быть исследован средствами естественных наук, поэтомуданный факт сформировал еще один запрос на поиск метода, которыйпозволил бы описать содержание сознания. Кроме того, Блейлерутверждал, что «между аутистическим и обычным мышлением несуществует резкой границы, так как в последнее мышление очень легкопроникают аутистические, т. е. аффективные элементы70», сближая,таким образом, миры психически здорового и больного человека. Такиеустановки также поддерживали идею, что мир психически больногоможет быть доступен дляпостижения,и,темсамым,также68Там же.Блейлер Э.
Аутистическое мышление.70Там же.6933формировали запрос на использование методов, которые могут бытьиспользованы для постижения внутреннего мира психически больного.Движениеэкзистенциально-феноменологическойпсихиатриивключало в себя ряд мыслителей, основная деятельность которыхпришлась на первую половину XX века. Временные границы и точныйперечень представителей могут слегка различаться; Г. Шпигельберг71 вкниге «Феноменология в психологии и психиатрии»72 называетследующие фигуры: К. Ясперс, «сыгравший роль первопроходца вразвитиифеноменологическойпсихиатрии»73,Л.Бинсвангер,Э.Минковски, Э.
фон Гебзаттель, Э. Штраус, Ф. Бойтендайк, К.Гольдштейн, П. Шильдер, М. Босс, В. Франкл. О. А. Власова в книге«Феноменологическаявыделяетв(основателемэтомпсихиатриядвижениикоторойбылиэкзистенциальныйфеноменологическуюЯсперс,икоторая,анализ»психиатриюкромеегонепосредственных последователей К. Шнайдера, К. Ф. фон Вайцзеккера,В. Майер-Гросса включает также такие фигуры как Э. Минковски, Э.Штраус, Э.
фон Гебзаттель) и экзистенциальный анализ, во многомбазирующийсянаэкзистенциальнойаналитикеМ.Хайдеггера(основными представителями которого считаются М. Босс и Л.Бинсвангер).Стоитсказатьвкратцеоцеляхэкзистенциально-феноменологической психиатрии.
Основной задачей, которую ставилиперед собой представители данного направления, был «поиск новогооснования для психологической науки и психиатрической практики,71Шпигельберг говорит о феноменологической психиатрии, не выделяя представителейэкзистенциального анализа в отдельное направление.72Spiegelberg H. Phenomenology in Psychology and Psychiatry.
A Historical Introduction.Evanston: Northwestern University Press, 1972.73Ibid. P. 171.34преодоление кризиса современной психологии»74. Они стремились уйтиот позитивной науки, склонной к упрощениям и рассматривающейбольного исключительно как «объект» и найти другие средстваописания, объяснения и изменения того, что происходит с психическибольным человеком.
В целом работа была сосредоточена по двумнаправлениям:критикатрадиционнойпсихиатрииивцеломгосподствующей научной парадигмы, а также поиски новых методов.Ясперс предложил модель критики «классической» психиатрии. Восновном его критика была направлена на то, что психиатрияоперировала естественнонаучными методами; человек воспринималсякак природная реальность, стоящая в одном ряду с объектамиестественнонаучных дисциплин; широко использовался схематизм.Ясперсанеустраивалозаимствованиеестественнонаучной,«объяснительной» методологии: «в области душевной жизни факты немогут достичь степени точной определенности, необходимой дляпроверки теории путем сравнения вытекающих из нее выводов с этимифактами»75.