Диссертация (Генезис и истоки философии Артура Шопенгауэра), страница 52
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Генезис и истоки философии Артура Шопенгауэра". PDF-файл из архива "Генезис и истоки философии Артура Шопенгауэра", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 52 страницы из PDF
С этими именами связано появление в рукописях Шопенгауэратрансценденталистской установки.В течение всего Берлинского периода Шопенгауэр всё более отчётливо дистанцировалсвою философию как от прежде характерных для его мысли религиозных образов и категорий,так и от натурфилософии и наукоучения. Стремясь создать собственную концепцию, котораяможет обосновать возможность познания сверхчувственного («абсолютного способа познания»)и свободы человека как ноуменального существа, в начале 1812 г. он ввёл в свои записи центральное для его метафизики этого периода понятие «лучшее сознание». Проявление «лучшегосознания» Шопенгауэр усматривал в автономной этике чистого долженствования, а также всфере эстетического – в почти бессознательной работе гения. Как терминологически, так и содержательно этот концепт является производным от ряда понятий философий Фихте, Шеллингаи Канта.
Кроме того, связанная с ним ранняя шопенгауэровская сотериология, а вместе с нейосновы зрелой этики Шопенгауэра, берут своё начало в фихтевском учения о «спасении».Таким образом, Шопенгауэр уже во время учёбы в Берлинском университете очертил кругосновных философских проблем, которым впоследствии посвятил свой главный труд; впрочем,большинство решений этих проблем было впоследствии отброшено. Ведя активную заочнуюполемику с Кантом, но по примеру архитектоники его системы, Шопенгауэр в течение нескольких весенних месяцев 1813 г. составил план систематической философии «лучшего сознания»,или «истинного критицизма», и разработал многие основные положения этой философии.
В созданной в это же время диссертации о Законе основания также нашло своё отражение принятиеШопенгауэром кантовской теории познания, кантовского и шеллинговского понятий интеллигибельного характера и воли. Кроме того, появившееся в диссертации о Законе основания учение об «образе», «схеме», или «созерцании нормы», заложило основу концепции «Платоновскихидей», а принятие фихтевской концепции отождествления тела и воли стало необходимой предпосылкой к построению метафизики воли в 1814-1815 гг.Наконец, само сочинение о Законе основания должно было сыграть пропедевтическуюроль «критической» подготовки такой метафизики «лучшего сознания». Именно в рамках «исправленного» кантианства Шопенгауэр разрабатывал понятие воли как способности освобождения ноуменальной, моральной сущности индивида от рассудочной этики «практического разума» (от «эмпирического сознания»), и именно в этой связи он выдвинул доктрину примата абсолютно свободной воли над разумом, подчиненным гетерономным мотивам.
Было продемонстрировано, что философский пессимизм в этике и концепция «освобождения» генетически связаны с системами Фихте и Канта и фундированы ими.168Важной частью предполагаемой системы 1813 г. должна была стать эстетика, ведущая кпознанию сверхчувственного «лучшего сознания» и являющаяся таким же его проявлением, каки этика. Как показало наше исследование, эта эстетика возникла как комментарий к кантовской«Критике способности суждения», и её важнейшие категории были взяты из этого трактата Канта. С другой стороны, рядом ключевых эстетических понятий и идей Шопенгауэр был обязанфилософии искусства Шеллинга.
Стараясь заложить основы системы «истинного критицизма»,Шопенгауэр в этот период разработал также и учение о методе и сущности философии, отразившее, в свою очередь, кантовские представления о сущности и задачах трансцендентальнойфилософии и метафизики. Согласно шопенгауэровской дефиниции этого периода, философияявляется и аналитической «духовной химией» в духе кантовской критики разума, и истинной«теологией», которая в незамутнённом виде познаёт сверхчувственное.Как мы увидели, формирование основы зрелой философии Шопенгауэра приходилось на1814 г. В течение нескольких весенних и летних месяцев этого года Шопенгауэр испытал сильное влияние «Упанишад» в переводе Анкетиль-Дюперрона и содержавшейся в них эклектической мистической концепции прото-экуменизма, метафизики всеединства, неоплатонизма и суфизма.
Результатом усвоения этой концепции стала трансформация понятий воли и интеллигибельного характера: если ранее эти понятия являлись терминами из словаря кантовской практической философии, то теперь Шопенгауэр отождествил их с понятием мирового зла и безличной, иррациональной основы мира, кантовской вещи самой по себе. Отождествление тела с волей, относящееся ещё к 1813 г., в свете нового понимания воли стало предпосылкой для появления «аналогии воли» и, как следствие, метафизики воли. Это учение составило впоследствииоснову Второй книги трактата «Мир как воля и представление».Весной 1814 г. произошла и другая кардинальная трансформация философии Шопенгауэра: понятие «лучшее сознание» постепенно стало вытесняться новыми понятиями, которые,впрочем, сохранили большую часть его семантики; эти новые понятия – «познание», «субъектпознания» и «резиньяция» – также связаны с учением об освобождении от зла этого мира.
Этоизменение свидетельствовало как о терминологической перестройке шопенгауэровской системы, так и об отказе Шопенгауэра от прежней дуалистической метафизики и от претензий на мистическое познание сверхчувственного. Разработанные в рамках новой системы эстетика и этика, составившие впоследствии основу Третьей и Четвёртой книг opus magnum Шопенгауэра,продолжали нести на себе следы сильного влияния Канта и Шеллинга. Влияние последнего особенно явственно проступает в шопенгауэровском отождествлении философии и искусства и вего понимании сущности гения, контемпляции и чистого субъекта познания, а влияние Канта – вшопенгауэровских представлениях о возвышенном, прекрасном и «Платоновских идеях».169Наконец, последний Глава данной диссертации посвящён оформлению в течение 1815 —1816 гг. других частей зрелой шопенгауэровской системы.
В течение 1815 г. на основе шеллинговской философии Шопенгауэр разработал собственную философию природы. Сама возможность натурфилософии как описания воли, которая разворачивается в природе через ряд последовательных, взаимозависимых и иерархически выстроенных ступеней, стала возможной послетого, как Шопенгауэр сформулировал «аналогию воли» – аргумент, возникший в результате переосмысления кантовского понятия «целесообразность без цели». С «Критикой чистого разума»связана также возникшая в это время концепция «интеллектуальности созерцания», а сформулированная в 1816 г.
мысль об архитектоническом характере уже оформившейся структуры труда«Мир как воля и представление» ведёт свою родословную от соответствующих соображенийКанта и Фихте.Данное исследование служит переосмыслению философии Артура Шопенгауэра и контекста её возникновения. Таким образом, оно способствует более детальной разработке соответствующих тем не только в отношении собственно Шопенгауэра, но и в отношении истории рецепции Немецкой классической философии и самого состава её «пантеона». Кроме того, нашаработа рассеивает многие заблуждения в отношении генезиса философии Шопенгауэра и опровергает представление о её независимости от систем его современников.
Наконец, итоги даннойдиссертации помогают генетически прояснить многие несообразности и противоречия в концепции зрелого Шопенгауэра через раскрытие принадлежности разных элементов соответствующих концепций различным этапам формирования шопенгауэровской мысли. В особенностипродуктивным такой подход будет в отношении анализа концепций «Платоновская идея», «отрицание воли к жизни», «воля как вещь сама по себе» и т.п. Детальная разработка таких исследований становится возможной на основании результатов данной работы.170Библиография и список сокращенийСписок сокращений:D – Schopenhauer, A.
Sämtliche Werke. Hrsgg. von P. Deussen. München: R.Piper, 1911-1942.Римская цифра соответствует номеру тома.HN – Schopenhauer, A. Der Handschriftliche Nachlaß. Hrsgg. von Arthur Hübscher. 5 Bände.Frankfurt am Main: Waldemar Kramer, 1966 — 1975. Римская цифра соответствует номеру тома.При цитировании первого тома также указывается номер фрагмента (Nr.)Gespr – Schopenhauer, A. Gespräche. Hrsgg. von Arthur Hübscher. 2.